ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В СТРАНАХ МИРА

Панасюк Диана Олеговна
Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права
студентка 4 курса

Аннотация
Как фактор экономического роста, внешняя торговля играет огромную роль в становлении и развитии экономики, в формировании бюджета страны, в поддержании благосостояния народа. В данной статье рассматриваются основные понятия внешней торговли и товарная структура мирового экспорта. Также проводится анализ основных показателей внешней торговли на примере ряда стран, и выявляются основные тенденции развития внешней торговли.

Ключевые слова: внешняя торговля, товарная структура мирового экспорта


DEVELOPMENT TRENDS OF MERCHANDIZE TRADE ALL OVER THE WORLD

Panasyuk Diana Olegovna
Tyumen State Academy of World Economics, Management and Law
Student

Abstract
As a factor of economic growth, merchandize trade plays a huge role in the development of the economy, budgeting of the country, maintaining the welfare of the nation. This article describes the basic concepts of merchandize trade and commodity structure of world exports. Also there are analysis of the main indicators of foreign trade on the example of several countries, and then identifies the main development trends of merchandize trade.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Панасюк Д.О. Тенденции развития внешней торговли в странах мира // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/12/29973 (дата обращения: 18.04.2024).

Внешняя торговля – это экспорт и импорт товаров, т.е. торговля между различными странами и регионами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. Как показывает практика, для большинства стран мира экспорт и импорт товаров являются основными формами внешнеэкономических связей [1, с.52]

На современном этапе структура внешней торговли такова:

- экспорт;

- импорт;

- особые формы (реэкспорт или реимпорт това­ров, прошедших облагораживание);

- транзитная торговля;

- производство по лицензии;

- компенсационные сделки;

- кооперация и т.д.

Существует различные показатели, с помощью которых можно оценить состояние и развитие внешней торговли. К таким показателям относятся:

-объем мирового товарооборота;

-структура мирового товарооборота.

Что касается структуры мирового товарооборота, то различают общую, товарную и географическую структуру. Общая структура мировой торговли определяет отношение экспорта и импорта мировой торговли. Если физический объем экспорта и импорта находится в соотношении 1:1, то в стоимостном выражении импорт немного больше экспорта.

Товарная структура – это соотношение некоторых групп товаров в импорте и экспорта, выраженное в процентах. В товарной структуре выделяют: готовлю продукцию и сырье. Соотношение между сырьем и готовой продукцией составляет 60:40. Для отдельных стран товарная структура внешнеторгового оборота может иметь три модели:

а) Сырье (экспорт) – Готовая продукция (импорт). Данная модель характерна для тех стран, где уровень производительных сил ниже среднемирового. Страна участвует в международном разделении труда на межотраслевом принципе. В данных странах экстенсивный тип общественного воспроизводства, т.е. это модель развивающихся стран;

б)  Готовая продукция (экспорт) – Сырье (импорт). Модель характерна для стран, где уровень производительных сил выше среднемирового. Страна участвует в международном разделении труда на межотраслевом принципе. В данных странах интенсивный тип общественного воспроизводства. Яркий пример страны с такой моделью – это Япония;

в) Готовая продукция (экспорт) – Готовая продукция (импорт). Модель характерна для тех стран, где уровень производительных сил выше среднемирового. Страна участвует в международном разделении труда на внутриотраслевом разделении. [1, c. 32-33]

Среди группы «Готовая продукция» выделяют:

- машиностроительную продукцию и транспортные средства;

- химию;

- фармацевтику;

- продукты питания;

- продукты народного потребления.

А группе «Сырье»:

- энергоносители;

- металлическое сырье;

- неметаллическое сырье;

- сельскохозяйственное сырье.

В товарной сфере мировой торговли выделяют 5 товарных групп, согласно стандартной торговой классификации: [4]

- все продукты питания;

- сельскохозяйственное сырье;

- руды, металлы, драгоценные камни и не монетарное золото;

- топливо;

- готовые изделия:

1) химическая продукция,

2) машины и оборудование,

3)прочее;

Чем эффективнее экономика, тем больше ее доля в мировом экспорте, а в структуре экспорта больше высокотехнологичной продукции и меньше сырья. На рисунке 1 показана динамика изменения объемов экспорта товаров крупнейшими в мире странами – экспортерами:[5]

Рисунок 1 – Динамика изменения объемов экспорта ( млрд. долл.) за 1940-1990гг.

Из данного рисунка можно сделать вывод, что лидирующей страной по объему экспорта с 1940 по 1990г. является США, далее следуют такие страны как Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, СССР и последнее место занимает Китай. С 1940 до 1975 г. наблюдается незначительный рост объема экспорта данных стран (экспорт каждой страны равняется менее 100 млрд. долл.), но уже в 1980г. этот показатель значительно возрастает в таких странах как Германия, Япония, Франция и Великобритания (экспорт каждой страны более 100 млрд. долл.). Италия и СССР достигают этой отметки в 1982 году, а Китай только к середине 90-х гг. В таких странах, как США и Германия объем экспорта в начале 90-х гг. составляет более 400 млрд. долл., что является наибольшим показателем за представленные года.

Основные данные экспорта стран за 2005г. приведены в таблице 1 и 2.

Таблица 1- Крупнейшие страны экспортеры на 2005 год [3]

(в млрд. долларов США)

Страна

Экспорт

Доля в мирe (%)

Германия

1 016,0

9,7

США

927,5

8,8

Китай

752,2

7,2

Япония

550,5

5,2

Франция

443,4

4,2

Великобритания

372,7

3,5

Италия

371,9

3,5

Нидерланды

365,1

3,4

Канада

364,8

3,4

Южная Корея

288,2

2,7

Основными участниками мировых торговых отношений в 2005 году, по данным Центрального Разведывательного Управления США, стали Германия, США, Китай, Япония и Франция. Рейтинг стран-экспортеров возглавила Германия, которая известна своей продукцией машиностроительной и автомобильной отраслей, химической промышленности и инновационными технологиями. По итогам 2005 года, экспорт страны превысил 1 трлн. долларов. Наиболее активными торговыми партнерами Германии являются Франция и Нидерланды, на долю которых приходится около 20% экспорта.

Если сравнивать показатель объема экспорта за 2005г. с данными за 1940-1990гг., то мы видим, что Германия обогнала США и ее объем экспорта на 88,5 млрд. долл. больше и составляет 9,7% от мирового экспорта. Огромное увеличение показателя прослеживается у Китая, и он занимает 3е место: если в конце 80-х гг. он составлял всего лишь 50 млрд. долл., то в 2005 объем экспорта данной страны возрос до 927,5 млрд. долл., что является 7,2% от мирового. Что касается России, то в 2005 году она не попала в 10ку крупнейших экспортеров, а расположилась на 13 месте с результатом 245 млрд. долл. Замыкают этот список Нидерланды, Канада и Южная Корея.

Таблица 2 –  Страны – аутсайдеры по объему экспорта на 2005 год [3]

(в млрд. долларов США)

Страна

Экспорт

Восточный Тимор

10

Майотта

6,5

Палау

5,9

Сен-Пьер и Микелон

5,5

Острова Кука

5,2

Тувалу

1

Монтсеррат

0,7

Ниуэ

0,2

Науру

0,064

Уоллис и Футуна

0,047

Самый низкий показатель объема экспорта на 2005г. на острове Уоллис и Футуна равнен 0,047 млрд. долл. Основную часть экспорта составляет сельскохозяйственная продукция. Главные партнёры Франция, Италия и Новая Каледония. Предпоследнее место занимает страна Науру, ее показатель составляет 0,064 млрд. долл. В 1970—1980-е годы эта страна принадлежала к богатейшим странам мира. Главным источником экспорта являлась добыча фосфоритов. В то время стоимость экспорта фосфоритов вчетверо превышала сумму импорта, а основными внешнеторговыми партнёрами были Австралия, Новая Зеландия, Япония и Великобритания. Однако, когда запасы полезного ископаемого почти исчерпались, оказалось, что государство недостаточно позаботилось о будущем страны. Далее вверх по списку идут такие страны как Ниуэ, Монсеррат, Тувалу, Острова Кука, Сен-Пьер и Микелон, Палау, Майотта и Восточный Тимор.

Основные данные экспорта стран за 2012г. приведены в таблице 3 и 4.

Таблица 3 – Крупнейшие страны экспортеры на 2012 год [3]

 (в млрд. долларов США)

Страна

Экспорт

Доля в мирe (%)

Китай

2 057,0

11,2

США

1564,0

8,5

Германия

 1460,0

7,9

Япония

773, 9

4,2

Франция

 567,1

3,1

Южная Корея

552,6

3,0

Нидерланды

538,5

2,9

Россия

529,6

2,9

Италия

478,9

2,6

Великобритания

474,6

2,5

В 2012 году Китай стремительными темпами вырывается вперед и его объем экспорта составляет 2057,0 млрд. долл., что почти в три раза больше, чем в 2005 году. Доля Китая в мировом экспорте рана 11,2%. Крупнейший в мире экспортёр, Китай первенствует по объёму экспорта свыше 100 видов продукции. Ключевой экспортный рынок для Китая – США, торговые связи двух стран чрезвычайно сильны. Основные статьи экспорта из КНР в США: электрооборудование, одежда и обувь, товары народного потребления, мебель. Китай также стал крупнейшим игроком на рынках Европы и России.

Второе место занимает США и объем экспорта данной страны равен 1564,0 млрд. долл., что составляет 8,5% от всего экспорта в мире. Партнёры по экспорту Канада, Мексика, Китай, Япония.

На третьем месте Германия с экспортом 1460,0 млрд. долл., а это 7,9% мирового экспорта. Основные партнеры этой страны Франция, США, Соединённое королевство, Италия, Нидерланды, Бельгия, Австрия и Испания.

Далее по списку идут такие страны как Япония, Франция, которые так и остались на 4-м и 5-м местах, затем Южная Корея, Нидерланды, на 8-м месте Россия, которая ранее в 2005 году занимала лишь 13-е место. Показатели увеличились более чем в 2 раза и составляют 529,6 млрд. долл. на 2012г. (2,9% мирового экспорта). Замыкают десятку крупнейших стран экспортеров Италия и Великобритания.

Таблица 4 –  Страны – аутсайдеры по объему экспорта на 2012 год [3]

(в млрд. долларов США)

Страна

Экспорт

Ангилья

12,7

Палау

12,3

Сан-Томе и Принсипи

11,7

Самоа

11,4

Бермудские острова

11

Тонга

8,4

Кирибати

7,06

Сен-Пьер и Микелон

6,6

Монтсеррат

3,6

Тувалу

0,6

Самый низкий показатель объема экспорта на 2012г. зафиксирован в стране Тувалу – 0,6 млрд. долл. Основными статьями экспорта страны являются копра, кокосовые орехи, бананы, мороженая рыба, овощи, ремесленные изделия, одежда и обувь. Основные партнеры по экспорту – Германия, Италия, Фиджи. Предпоследнее место занимает Монсеррат с объемом экспорта 3,6 млрд.долл. Далее вверх по списку идут страны: Сен-Пьер и Микелон, Кирибати, Тонга, Бермудские острова, Самоа, Сан-Томе и Принсипи, Палау и Ангилья.

Изменения товарной структуры мирового экспорта за 1990–2011 гг. представлены в таблице 4. [4]

Таблица 4  –  Товарная структура мирового экспорта

Доля в мировом товарном экспорте, %

Год

Экспорт товаров,

млн. долл.

Продукты питания

С/х сырье

Топливо

Руды и металлы

Продукция обрабатывающей
промышленности

1990

3 491 451

9,3

2,9

10,5

3,7

70,5

1995

5 137 956

9,0

2,7

7,3

3,4

74,3

2005

10 440 780

6,7

0,7

13,8

3,5

72,0

2011

   18 087 096

   7,7

   1,7

    17,4

    6,7

    63,5

Из данной таблицы можно сделать вывод, что с 1990 по 2011гг. мировой экспорт товаров значительно увеличился: если в 1990 году он составлял 3491451 млн. долл., то к 2011 году эта сумма увеличилась в 5 раз и была равна 18087096 млн. долл. Что касается товарной структуры, то лидирующую позиции за все эти года занимает продукция обрабатывающей промышленности, но к 2011 году ее доля заметно снизилась. В 1990-2005гг. доля данной продукции в мировом экспорта составляла более 70%, а к 2011 году снизилась до 63,5%. На втором месте – топливо, доля которого с каждым годом увеличивается, хотя наблюдалось некоторое падение показателя с 10,5% в 1990г. к 7,3% в 1995г. В 2011г. доля топлива в мировом товарном экспорта составила 17,4%. Далее следуют продукты питания: их доля в экспорте мира меняется. Если в 1990-1995гг. Она составляла 9% и более, то в 2005г. снизилась до 6,7%, а в 2011г. снова увеличилась до 7,7%. Что касается сельскохозяйственного сырья, то и его доля сократилась с 1990-1995гг – более 2%. В 2005 году она значительно сократилась до 0,7%, а к 2011г. несколько увеличилась до 1,7% в мировом товарном экспорте.

В настоящее время для внешней торговли характерны следующие особенности:

а) значительный рост мирового товарного рынка. С 80-х гг. объем международной торговли возрос с 3435 млрд. долл. до 18,2 трлн. долл. на 2012г.[4]

Прежде всего, это вызвано увеличением потребления нефтепродуктов, изменениями структуры энергетического баланса развитых промышленных стран  и т.д.;

б) Вследствие изменения удельного веса развивающихся и развитых стран в мировой торговле, происходят изменения в географическом распределении стран в торговле. Так например доля развивающихся стран в 1980 г. составляла 29.4%, а к 2011 г. выросла до 42.7% (см. рис. 3);

 

Рисунок 3 – Изменение удельного веса развитых и развивающихся стран в мировой торговле

в) происходит изменение товарной структуры экспорта под воздействием НТП. Этот фактор усиливает процесс международного разделения труда и, следовательно, растет обмен наукоемкой продукцией и готовыми изделиями.

В 1950 – 2000 годах произошли  огромные изменения: доля сырья в мировой торговле уменьшилась с 60% до 24 %, а доля готовых изделий наоборот возросла до 76 %. В 2003-2007гг. значимую долю промышленного экспорта занимают машины и оборудование. До сих пор в ряде стран топливно-сырьевые товары преобладают в экспорте. Топливо есть и будет одним из основных экспортируемых товаров в  развивающихся странах.

г) появляются новые отрасли и производства, которые вызвали значительную зависимость некоторых стран от импорта таких видов сырья как цветные металлы, нефть, газ и т.д.;

д) под действием НТП установились довольно устойчивые технологические связи между производителями стран мира по выпуску машиностроительной, электротехнической, химической, электронной промышленности.

Таким образом, можно сделать вывод, что в последнее время внешняя торговля, как  сектор экономики,  развивается достаточно динамично, так как всё большее количество стран и вовлечены в процессы международной торговли и отношений. На современном этапе внешняя торговля является неотъемлемой частью развития национальной экономики, ведь ни одна страна не может процветать без хороших внешнеэкономических связей. Для многих стран мира внешняя торговля является одним из главных факторов экономического роста.


Библиографический список
  1. Алалыкин А.В., Вилков Н.О., Загвязинская Н.М., Иванова С.А., Карагулян Е.А., Симонова Л.М., МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: учебное пособие для студентов экономических специальностей. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. – 212 с.
  2. Раджабова З.К., Мировая экономика: Учебник — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 336 с.
  3. CIA World Factbook
  4. UNCTAD HANDBOOK OF STATISTICS 2012
  5. WTO, International Trade Statistics.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «diapan»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация