ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА»)

Жирнова Татьяна Викторовна
Самарский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента

Аннотация
Данная статья входит в цикл статей, посвященных проблеме внедрения в образовательный процесс информационной компетентностно-ориентированной технологии обучения. Разработка и внедрение данной технологии проводилось в течение 10 лет в вузах экономического профиля Самарской и Оренбургской областей. В рамках данной статьи рассматривается внедрение изучаемой технологии в преподавание дисциплин естественно-научного цикла.

Ключевые слова: бакалавриат, бакалавры экономического профиля, высшая школа, информационная компетентностно-ориентированная технология обучения, информационные технологии, преподавание математики и информатики


IMPROVING THE EFFICIENCY OF HIGH SCHOOL PREPARATION OF FUTURE ECONOMISTS BY INTRODUCING IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF INFORMATION-ORIENTED TECHNOLOGY TRAINING ON THE EXAMPLE OF DISCIPLINES OF SCIENCE UNDERGRADUATE CYCLE IN THE DIRECTION "THE ECONOMY"

Zhirnova Tatyana Viktorovna
Samara Institute of Plekhanov Russian University of Economics
PhD, associate Professor, Department of world Economics and management

Abstract
This article is part of a series of articles devoted to the issue of introduction to the educational process information competence- oriented learning technology . Development and implementation of this technology was conducted over 10 years in higher education and economic profile Samara and Orenburg regions. As part of this article explores the introduction of the study of technology in teaching science cycle.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жирнова Т.В. Повышение эффективности вузовской подготовки будущих экономистов путем внедрения в образовательный процесс информационной компетентностно-ориентированной технологии обучения (на примере дисциплин естественно-научного цикла бакалавриата по направлению «экономика») // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/11/29048 (дата обращения: 18.04.2024).

Проблема формирования информационной составляющей профессиональной компетентности у будущих экономистов, несмотря на исключительную значимость этого вопроса для теории профессионального образования с учетом происходящих в стране социально-экономических преобразований, остается до настоящего времени не полностью разработанным как на общепедагогическом, так и на дидактическом уровнях.

Представляется возможным в качестве направления решения данной проблемы предложить применение в цикле дисциплин естественно-научного цикла бакалавриата по направлению «Экономика»  информационного инновационного образовательного ресурса, интегрирующего материалы по данным дисциплинам.

В Самарском институте (филиале) РЭУ им. Г.в. Плеханова бакалавриат по направлению «Экономика» представлен тремя профилями: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика предприятий и организаций», «Мировая экономика».

Структура и состав рассматриваемого цикла по каждому профилю представлен в таблице 1. Необходимо отметить, что в учебных плана Самарского института (филиала) РЭУ дисциплины сгруппированы в единый «математический и естественно-научный цикл» (далее – цикл МиЕН)

Таблица 1. Структура и состав дисциплин математического и естественно-научного цикла по профилям бакалавриата направления «Экономика» Самарского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова

Наименование дисциплины Профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Профиль «Экономика предприятий и организаций» Профиль «Мировая экономика»

Базовая часть цикла

Математический анализ +

+

+
Линейная алгебра +

+

+
Теория вероятностей и математическая статистика +

+

+
Методы оптимальных решений +

+

+

Вариативная часть цикла

Обязательные дисциплины

Экономическая информатика + + +
Программные средства офисного назначения + + +
Экономическая география и регионалистика - +
Финансовая математика + + -

Дисциплины по выбору

Информационные системы в экономике + + +
Информационный менеджмент + + +
Концепции современного естествознания + + +
Экология + + +
Информационные технологии в Интернете + + +
Компьютерные сети + + +

На рисунке 1 наглядно представлены результаты сравнительного анализа дисциплин цикла МиЕН

Рис. 1. Сравнительный анализ дисциплин цикла МиЕН по профилям обучения бакалавров направления «Экономика».

На основании рисунка 1 и таблицы 1 можно определить структуру будущего информационного ресурса.

Все дисциплины цикла, преподаваемые на трех профилях, объединяются по предметно-функциональному признаку на следующие укрупненные группы, представленные на рис. 2.

Рис. 2. Укрупненные группы дисциплин цикла МиЕН

Таким образом, комплексный информационный ресурс будет иметь следующие ключевые элементы: ресурс «Математический профиль», ресурс «Информационный профиль» и ресурс «Естественно-научный профиль».

Комплексный информационный образовательный ресурс позволяет реализовать концептуально-технологическую модель формирования информационно-профессиональной компетентности [1] у бакалавров, обучающихся по направлению «Экономика», с использованием концепций педагогической синергетики и межпредметной интеграции дисциплин, входящих в ФГОС ВПО.

Основная задача, решаемая при использовании данного  инновационного образовательного ресурса в учебном процессе заключается в повышение уровня профессиональной подготовки бакалавров, обучающих по направлению «Экономика» в целях формирования социально-востребованного в современных рыночных условиях выпускника.

Вспомогательная задача – решение проблемы «взаимозаменяемости» профессорско-преподавательского состава в случае форс-мажрных обстоятельств, позволяющая не прерывать учебный процесс в течении года.

Базовыми технико-программными характеристиками ресурса являются: уиверсальные средства навигации, позволяющие бакалавру итуитивно ориентироватья в информационном массиве; интеграция различных типов данных; унифиированный комплекс сервисных служб, фреймовая структура и система гиперссылок.

Образовательный ресурс обеспечивает взаимодействия со всеми приложениями в едином информационном пространстве.

Ресурс включает четыре раздела: «Дисциплины математического профиля», «Дисциплины информационного профиля», «Дисциплины естественно-научного профиля».

Каждый раздел имеет типовую структуру:

– рабочая программа по курсу;

– лекционный раздел;

– практический раздел;

– средства промежуточного и итогового контроля:

– примерные тестовые задания.

Лекционный раздел выполняет ряд дидактических функций:

– формирование у бакалавра положительного восприятия информации и интереса к изучаемой дисциплине;

– создание у бакалавра информационной базы знаний по определенной дисциплине;

– развитие у бакалавра профильных компетенций.

Практический раздел содержит комплекс оригинальных задач и упражнений, выполненных с применением и анализом различных методических и технологических приемов [2].

Все практические задания должны отвечать следующим требованиям: соответствие определенной цели практического занятия; знание последовательности и техники выполнения действий; многократное выполнение действий; наличие критериев правильности, точности и быстроты действий; постоянный самоконтроль над ходом и результатами действий; контроль за ходом и результатом действий со стороны преподавателя [3].

Задачи и упражнения формировались с учетом уровня базовой подготовки бакалавра: упражнения и задания с подробным описанием выполнения всех действий и операций.

Характер таких заданий разнообразный: задание-описание, задание-образец, задание-преобразование, задание-исследование и т.д.

Раздел, содержащий средства для итогового контроля включает: примерные вопросы к зачету/экзамену (в зависимости от формы итогового контроля), вопросы и задания для самоконтроля. Содержимое данного раздела позволяет студентам своевременно и качественно выполнить необходимый объем работ и более эффективно планировать время для подготовки к итоговому и промежуточному контролю.

Тесты, включенные в ресурс по каждой дисциплине, разработаны на основе структурно-логической схемы данной дисциплины.

Тестовые задания, представленные в ресурсе, имеют вариативные формы.

Представляется, что использование информационного образовательного ресурса для бакалавров, обучающихся по направлению «Экономика» в течении первых двух лет обучения позволяет реализовать идею активной междисциплинарной интеграции и проводить постоянную актуализацию учебного материала,  что позволит оперативно вносить изменения в рабочие учебные планы и реализовать основную цель любого экономического вуза – выпуск конкурентоспособного, востребованного на рынке труда молодого специалиста.


Библиографический список
  1. Бобкова Е.Ю. Локальный образовательный ресурс как элемент педагогической системы формирования конкурентоспособного маркетолога // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2008. № 45. С. 26-29
  2. Бобкова Е.Ю., Ключникова О.В. Проблемы повышения качества образования бакалавров по направлению «Менеджмент» с использованием информационных технологий // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 10. С. 119-120
  3. Бобкова Е.Ю. Образовательный информационный ресурс для студентов 1 курса очно-заочной и заочной форм обучения экономических специальностей. дисциплина «Информатика» // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 1. С. 67-67

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «TatyanaReY»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация