Проблема формирования информационной составляющей профессиональной компетентности у будущих экономистов, несмотря на исключительную значимость этого вопроса для теории профессионального образования с учетом происходящих в стране социально-экономических преобразований, остается до настоящего времени не полностью разработанным как на общепедагогическом, так и на дидактическом уровнях.
Представляется возможным в качестве направления решения данной проблемы предложить применение в цикле дисциплин естественно-научного цикла бакалавриата по направлению «Экономика» информационного инновационного образовательного ресурса, интегрирующего материалы по данным дисциплинам.
В Самарском институте (филиале) РЭУ им. Г.в. Плеханова бакалавриат по направлению «Экономика» представлен тремя профилями: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика предприятий и организаций», «Мировая экономика».
Структура и состав рассматриваемого цикла по каждому профилю представлен в таблице 1. Необходимо отметить, что в учебных плана Самарского института (филиала) РЭУ дисциплины сгруппированы в единый «математический и естественно-научный цикл» (далее – цикл МиЕН)
Таблица 1. Структура и состав дисциплин математического и естественно-научного цикла по профилям бакалавриата направления «Экономика» Самарского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова
Наименование дисциплины | Профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» | Профиль «Экономика предприятий и организаций» | Профиль «Мировая экономика» |
Базовая часть цикла |
|||
Математический анализ | + |
+ |
+ |
Линейная алгебра | + |
+ |
+ |
Теория вероятностей и математическая статистика | + |
+ |
+ |
Методы оптимальных решений | + |
+ |
+ |
Вариативная часть цикла |
|||
Обязательные дисциплины |
|||
Экономическая информатика | + | + | + |
Программные средства офисного назначения | + | + | + |
Экономическая география и регионалистика | - | + | |
Финансовая математика | + | + | - |
Дисциплины по выбору |
|||
Информационные системы в экономике | + | + | + |
Информационный менеджмент | + | + | + |
Концепции современного естествознания | + | + | + |
Экология | + | + | + |
Информационные технологии в Интернете | + | + | + |
Компьютерные сети | + | + | + |
На рисунке 1 наглядно представлены результаты сравнительного анализа дисциплин цикла МиЕН
Рис. 1. Сравнительный анализ дисциплин цикла МиЕН по профилям обучения бакалавров направления «Экономика».
На основании рисунка 1 и таблицы 1 можно определить структуру будущего информационного ресурса.
Все дисциплины цикла, преподаваемые на трех профилях, объединяются по предметно-функциональному признаку на следующие укрупненные группы, представленные на рис. 2.
Рис. 2. Укрупненные группы дисциплин цикла МиЕН
Таким образом, комплексный информационный ресурс будет иметь следующие ключевые элементы: ресурс «Математический профиль», ресурс «Информационный профиль» и ресурс «Естественно-научный профиль».
Комплексный информационный образовательный ресурс позволяет реализовать концептуально-технологическую модель формирования информационно-профессиональной компетентности [1] у бакалавров, обучающихся по направлению «Экономика», с использованием концепций педагогической синергетики и межпредметной интеграции дисциплин, входящих в ФГОС ВПО.
Основная задача, решаемая при использовании данного инновационного образовательного ресурса в учебном процессе заключается в повышение уровня профессиональной подготовки бакалавров, обучающих по направлению «Экономика» в целях формирования социально-востребованного в современных рыночных условиях выпускника.
Вспомогательная задача – решение проблемы «взаимозаменяемости» профессорско-преподавательского состава в случае форс-мажрных обстоятельств, позволяющая не прерывать учебный процесс в течении года.
Базовыми технико-программными характеристиками ресурса являются: уиверсальные средства навигации, позволяющие бакалавру итуитивно ориентироватья в информационном массиве; интеграция различных типов данных; унифиированный комплекс сервисных служб, фреймовая структура и система гиперссылок.
Образовательный ресурс обеспечивает взаимодействия со всеми приложениями в едином информационном пространстве.
Ресурс включает четыре раздела: «Дисциплины математического профиля», «Дисциплины информационного профиля», «Дисциплины естественно-научного профиля».
Каждый раздел имеет типовую структуру:
– рабочая программа по курсу;
– лекционный раздел;
– практический раздел;
– средства промежуточного и итогового контроля:
– примерные тестовые задания.
Лекционный раздел выполняет ряд дидактических функций:
– формирование у бакалавра положительного восприятия информации и интереса к изучаемой дисциплине;
– создание у бакалавра информационной базы знаний по определенной дисциплине;
– развитие у бакалавра профильных компетенций.
Практический раздел содержит комплекс оригинальных задач и упражнений, выполненных с применением и анализом различных методических и технологических приемов [2].
Все практические задания должны отвечать следующим требованиям: соответствие определенной цели практического занятия; знание последовательности и техники выполнения действий; многократное выполнение действий; наличие критериев правильности, точности и быстроты действий; постоянный самоконтроль над ходом и результатами действий; контроль за ходом и результатом действий со стороны преподавателя [3].
Задачи и упражнения формировались с учетом уровня базовой подготовки бакалавра: упражнения и задания с подробным описанием выполнения всех действий и операций.
Характер таких заданий разнообразный: задание-описание, задание-образец, задание-преобразование, задание-исследование и т.д.
Раздел, содержащий средства для итогового контроля включает: примерные вопросы к зачету/экзамену (в зависимости от формы итогового контроля), вопросы и задания для самоконтроля. Содержимое данного раздела позволяет студентам своевременно и качественно выполнить необходимый объем работ и более эффективно планировать время для подготовки к итоговому и промежуточному контролю.
Тесты, включенные в ресурс по каждой дисциплине, разработаны на основе структурно-логической схемы данной дисциплины.
Тестовые задания, представленные в ресурсе, имеют вариативные формы.
Представляется, что использование информационного образовательного ресурса для бакалавров, обучающихся по направлению «Экономика» в течении первых двух лет обучения позволяет реализовать идею активной междисциплинарной интеграции и проводить постоянную актуализацию учебного материала, что позволит оперативно вносить изменения в рабочие учебные планы и реализовать основную цель любого экономического вуза – выпуск конкурентоспособного, востребованного на рынке труда молодого специалиста.
Библиографический список
- Бобкова Е.Ю. Локальный образовательный ресурс как элемент педагогической системы формирования конкурентоспособного маркетолога // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2008. № 45. С. 26-29
- Бобкова Е.Ю., Ключникова О.В. Проблемы повышения качества образования бакалавров по направлению «Менеджмент» с использованием информационных технологий // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 10. С. 119-120
- Бобкова Е.Ю. Образовательный информационный ресурс для студентов 1 курса очно-заочной и заочной форм обучения экономических специальностей. дисциплина «Информатика» // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 1. С. 67-67