УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТВОРЧЕСКОМ ПРЕОБРАЗОВАНИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА – ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Карасева Эльмира Миндыхатовна1, Рак Олеся Валерьевна2, Зибровская Татьяна Антоновна3, Шукманова Алия Саймановна4
1Костанайский филиал ФГБОУ «Челябинский государственный университет», заведующая кафедрой социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, канд. педагогических наук
2Костанайский филиал ФГБОУ «Челябинский государственный университет», старший преподаватель
3Костанайский филиал ФГБОУ «Челябинский государственный университет», старший преподаватель
4Костанайский филиал ФГБОУ «Челябинский государственный университет», преподаватель

Аннотация
В статье рассматриваются тенденции развития высшего профессионального образования на современном этапе. Обосновывается необходимость внедрения компетентностного подхода в систему подготовки специалистов. Рассматривается формирование потребности обучающихся в творческом преобразовании учебного материала – главная задача системно-деятельностного подхода.

Ключевые слова: образование, системно-деятельный подход, творческое преобразование, учебный материал


FORMATION OF STUDENT’S NEEDS IN CREATIVE TRANSFORMATION OF EDUCATIONAL MATERIAL AS THE MAIN TASK OF SYSTEM-ACTION METHOD

Karaseva Elmira Mindikhayovna1, Rak Olesia Valerievna2, Zibrovskaja Tatiana Antonovna3, Schukmanova Alia Saimanovna4
1Kostanay branch of Chelyabinsk State University, the head of a chair of the social and humanitarian and natural-science disciplines candidate of pedagogical sciences
2Kostanay branch of Chelyabinsk State University, senior lecturer
3Kostanay branch of Chelyabinsk State University, senior lecturer
4Kostanay branch of Chelyabinsk State University, tutor

Abstract
The article deals with the present-day tendencies in the development of higher professional education. The importance of applying the competence-based approach to the system of professional training is discussed. The article deals with the formation of student’s needs in creative transformation of educational material as the main task of system-action method.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Карасева Э.М., Рак О.В., Зибровская Т.А., Шукманова А.С. Формирование потребности обучающихся в творческом преобразовании учебного материала – главная задача системно-деятельностного подхода // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/11/28633 (дата обращения: 03.06.2017).

Процесс обучения и воспитания обучающегося, сконцентрированный на достижение им установленных государством образовательных уровней называется образованием.

Развивающемуся обществу нужны образованные, морально воспитанные, деятельные люди, которые могут принимать независимые решения в условиях выбора, способны к сотрудничеству, выделяются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, ответственны за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

Обучение на протяжении целой жизни является существенным признаком высшего образования в Европе. Стратегия обучения в течение всей жизни должна стать лицом к лицу к проблемам конкурентоспособности и использования новых технологий, улучшения социального единства, равных возможностей и качества жизни.

В настоящее время образование станет беспрерывным процессом. Обучающийся будет постоянно самосовершенствоваться, приспосабливаться к инновационным технологическим процессам. Главной целью обучающегося станет понимание  сути профессиональной деятельности.

Условия различных направлений отечественной экономики требуют с одной стороны эластичности и подготовки, выражающейся в иерархической структуре высшего профессионального образования, а с другой многообразия специалистов высшего образования. Именно поэтому основная причина развития высшего образования сводится к развитию инновационного образования, интегрированного с интенсивной научно–исследовательской деятельностью, а основной целью развития системы высшего профессионального образования, является удовлетворение долгосрочных стратегических интересов общества, государства и личности, рост качества подготовки специалистов.

Во времена стремительно меняющегося мира и увеличения потоков информации основополагающие знания по дисциплине являются непременной, но недостаточной целью образования. Учащиеся обязаны не только получить знания, умения и навыки, на что обращена система образования (знаниецентризм). Но более существеннее и сложнее привить учащимся  умение автономно искать, подвергать анализу, структурировать и действенно применять информацию для предельной реализации себя как личности и здорового участия в жизни общества (компетентность).

В педагогической литературе компетентность определяют как  меру соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Тогда как «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию [5].

Компетентностный подход связан с идеей целеустремленности и целезаданности процесса образования. При этом компетенции формируют обобщенный уровень умений и навыков обучающегося, а содержание образования обусловливает четырехкомпонентную модель содержания образования (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения) [2].

Компетентность повышает «конвертируемость» специалиста, делает его более конкурентоспособным на рынке труда. Но самое главное – она повышает удовлетворенность деятельностью, дает радость труда [1].

Отличительной чертой современности является сближение целей профессионального образования и целей жизни. В целях повышения качества жизни очевидна необходимость структурных и функциональных изменений системы образования с ориентацией на качество образования.

Обновление  качества образования на основе компетентностного подхода позволяет решить поставленные цели.

Системно-деятельностный подход к образованию интегрирует в психолого-педагогической науке компетентностный подход и подход, основанный на знаниях, умениях и навыках, так называемых ЗУН [3].

В системно-деятельностном подходе формирование компетентностей личности осуществляется по схеме «компетенция – деятельность – компетентность», а компетентность определяется как «знание в действии», проявляющаяся в способности применять усвоенные знания и навыки для достижения эффективного результата деятельности.

Узловыми  свойствами деятельностного подхода является поэтапный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия [4].

Системно-деятельностный подход как концептуальная основа образовательных стандартов нового поколения обеспечивает:

-     формирование подготовки личности к саморазвитию и непрерывному образованию;

-     инициативную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

-     создание проекта и структуры социальной среды развития учащихся в системе образования;

-     выстраивание образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (возрастных, физиологических и психологических).

Главной задачей системно-деятельностного подхода является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Компоненты овладения знаниями при СДП:

§  восприятие информации

§  анализ полученной информации

§  запоминание (создание образа)

§  самооценка.

Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности студента.


Библиографический список
  1.  Калуненко А.М. О преимуществах системно-деятельностного подхода к педагогическому дискурсу. – Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Иркутск: Сер.: Филология.-Б.м.: Б.и., №4, 2012.
  2. Петрова М.А. Отличительные особенности компеттностного и системно-деятельностного подходов в образовании. – Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации: материалы научно-практической  Интернет-конференции (2-8 мая 2012 г., г. Иркутск) / под ред. Л.А. Выговского, Т.В. Живокоренцевой, Т.А. Жданко. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», 2012. – С. 6-12
  3. http://avkrasn.ru/article-1052.html
  4. http://didacts.ru/dictionary/1009/word/kompetentnost
  5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/sistemno-deyatelnostnyi-podkhod


Все статьи автора «Карасева Эльмира Миндыхатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: