Процесс обучения и воспитания обучающегося, сконцентрированный на достижение им установленных государством образовательных уровней называется образованием.
Развивающемуся обществу нужны образованные, морально воспитанные, деятельные люди, которые могут принимать независимые решения в условиях выбора, способны к сотрудничеству, выделяются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, ответственны за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.
Обучение на протяжении целой жизни является существенным признаком высшего образования в Европе. Стратегия обучения в течение всей жизни должна стать лицом к лицу к проблемам конкурентоспособности и использования новых технологий, улучшения социального единства, равных возможностей и качества жизни.
В настоящее время образование станет беспрерывным процессом. Обучающийся будет постоянно самосовершенствоваться, приспосабливаться к инновационным технологическим процессам. Главной целью обучающегося станет понимание сути профессиональной деятельности.
Условия различных направлений отечественной экономики требуют с одной стороны эластичности и подготовки, выражающейся в иерархической структуре высшего профессионального образования, а с другой многообразия специалистов высшего образования. Именно поэтому основная причина развития высшего образования сводится к развитию инновационного образования, интегрированного с интенсивной научно–исследовательской деятельностью, а основной целью развития системы высшего профессионального образования, является удовлетворение долгосрочных стратегических интересов общества, государства и личности, рост качества подготовки специалистов.
Во времена стремительно меняющегося мира и увеличения потоков информации основополагающие знания по дисциплине являются непременной, но недостаточной целью образования. Учащиеся обязаны не только получить знания, умения и навыки, на что обращена система образования (знаниецентризм). Но более существеннее и сложнее привить учащимся умение автономно искать, подвергать анализу, структурировать и действенно применять информацию для предельной реализации себя как личности и здорового участия в жизни общества (компетентность).
В педагогической литературе компетентность определяют как меру соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Тогда как «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию [5].
Компетентностный подход связан с идеей целеустремленности и целезаданности процесса образования. При этом компетенции формируют обобщенный уровень умений и навыков обучающегося, а содержание образования обусловливает четырехкомпонентную модель содержания образования (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения) [2].
Компетентность повышает «конвертируемость» специалиста, делает его более конкурентоспособным на рынке труда. Но самое главное – она повышает удовлетворенность деятельностью, дает радость труда [1].
Отличительной чертой современности является сближение целей профессионального образования и целей жизни. В целях повышения качества жизни очевидна необходимость структурных и функциональных изменений системы образования с ориентацией на качество образования.
Обновление качества образования на основе компетентностного подхода позволяет решить поставленные цели.
Системно-деятельностный подход к образованию интегрирует в психолого-педагогической науке компетентностный подход и подход, основанный на знаниях, умениях и навыках, так называемых ЗУН [3].
В системно-деятельностном подходе формирование компетентностей личности осуществляется по схеме «компетенция – деятельность – компетентность», а компетентность определяется как «знание в действии», проявляющаяся в способности применять усвоенные знания и навыки для достижения эффективного результата деятельности.
Узловыми свойствами деятельностного подхода является поэтапный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия [4].
Системно-деятельностный подход как концептуальная основа образовательных стандартов нового поколения обеспечивает:
- формирование подготовки личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- инициативную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- создание проекта и структуры социальной среды развития учащихся в системе образования;
- выстраивание образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (возрастных, физиологических и психологических).
Главной задачей системно-деятельностного подхода является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Компоненты овладения знаниями при СДП:
§ восприятие информации
§ анализ полученной информации
§ запоминание (создание образа)
§ самооценка.
Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности студента.
Библиографический список
- Калуненко А.М. О преимуществах системно-деятельностного подхода к педагогическому дискурсу. – Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Иркутск: Сер.: Филология.-Б.м.: Б.и., №4, 2012.
- Петрова М.А. Отличительные особенности компеттностного и системно-деятельностного подходов в образовании. – Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации: материалы научно-практической Интернет-конференции (2-8 мая 2012 г., г. Иркутск) / под ред. Л.А. Выговского, Т.В. Живокоренцевой, Т.А. Жданко. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», 2012. – С. 6-12
- http://avkrasn.ru/article-1052.html
- http://didacts.ru/dictionary/1009/word/kompetentnost
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/sistemno-deyatelnostnyi-podkhod
Количество просмотров публикации: Please wait