УДК 316

СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Левина Анастасия Александровна
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Владимирский институт бизнеса»

Аннотация
В статье рассматриваются методологические подходы к анализу системы ценностей современной молодежи, подчеркивается факт снижения значения семьи в системе ценностей современной молодежи, приводятся результаты эмпирического исследования - изучались представления молодежи о распределении ролей в семье, об отношении к гражданскому браку и совмещению учебы и семьи, предложены рекомендации по повышению значения семьи в системе ценностей молодежи.

Ключевые слова: молодежь, семья, система ценностей молодежи, ценность


FAMILY IN SYSTEM OF VALUES OF MODERN YOUTH: SOCIOLOGICAL ASPECT

Levina Anastasya Aleksandrovna
Vladimir Institute of Business

Abstract
The article discusses the methodological approaches to the analysis of the value system of today's youth, a fact emphasized family values decline in the value system of today's youth, the results of empirical research - studied young people's ideas about the distribution of roles in the family, the attitude to civil marriage and the reconciliation of family and school, offers recommendations to increase the importance of the family in the value system of youth.

Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Левина А.А. Семья в системе ценностей современной молодежи: социологический аспект // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/28016 (дата обращения: 29.09.2017).

Молодежь определяет будущее общества, поэтому тенденции и перспективы развития молодежи, изменение особенностей ее самоопределения представляют для общества большой интерес и практическое значение. Особенно важным является отношение молодежи к браку и семье. Крепкая, здоровая семья – залог здорового общества и крепкого государства. Поэтому социум заинтересован в подготовке молодого поколения к созданию семьи. В современном мире особое значение приобретает устойчивость брачно-семейных отношений. Сегодняшняя жизнь, с ее стрессами и экономическими трудностями, не способствует стабильности и гармонии в супружеских отношениях.

В современном мире у молодежи недостаточно развиты навыки жизненного самоопределения. [1] Вступая в брак, молодежь не обдумывает своё решение настолько серьёзно, насколько требует данный вопрос. Исходя из того необходимо искать пути решения данной проблемы.  При этом важным становится ценностный подход. Суть данного подхода заключается в рассмотрении семьи как ценности, осознании реальной достижимости этой ценности в современном мире и предвидении ее дальнейшего распространения в качестве составляющей прогресса.

В рамках социологии осуществим ценностный подход к семье как к социокультурному явлению. Семья поаспектно включена в рассмотрение многих наук, таких как психология, этика, философия и демография. Для социологии семья представляет собой особую ценность. Социология исследует семью как целое, как систему. Такое целостное, системное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье.

Важнейшим социализирующе-адаптирующим фактором выступает ближайшее окружение личности, важнейшая роль в данном случае отводится именно семье. [2] Однако в настоящее время происходит рост количества разводов,  наступает глубокий кризис института семьи и снижается рождаемость. Кроме того, семейные проблемы увеличивают риск возникновения физических и душевных недугов как у взрослых, так и у детей. Поэтому укрепление института семьи будет невозможно без внесения коррекций в ценностные установки современной молодежи, что обусловливает необходимость их научного выявления.

Статистические данные показывают, что ежегодно в России заключаются 2,8 млн. браков, а расторгается 900 тыс. брачных союзов. Каждый год без отца остается примерно 300 тыс. детей. [3]

Педагогические аспекты готовность к браку становятся предметом исследований социологов (А.С. Власенко, В.И. Добрынина, Ю.А. Зубок, Т.В. Ищенко, А.И. Ковалева и др.), педагогов (А.В. Мудрик, Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, О.С. Газман, М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, Т.А Куликова, С.Д. Поляков, И. П. Подласый и др.) и психологов (Т.М. Афанасьева, А.А. Бодалев, В.Н. Дружинин, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов, Э.Г. Эйдемиллер, Л.Б. Шнейдер и др) [4]

В.И. Добрынина, Ю.А. Зубок, Т.В. Ищенко, З.М. Саралиева, Е.И. Холостова отводили особое внимание изучению социально-технологического аспекта оказания помощи молодежи в осознании семейных ценностей. В исследованиях данных авторов подчеркивается идея о возрастающем значении субъективного фактора в воспитании современной молодежи. Исследователи считают,  что необходимо расширять арсенал педагогических средств, обеспечивающих процесс воспитания молодежи, применять инновационные технологии.

Ценностный мир молодежи становится предметом исследования таких авторов как  И.М. Ильинский, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, М.Х. Титма и др. Для современной молодежи, имеющей установку на самореализацию, приоритетными становятся инструментальные ценности, в частности, целеустремленность, профессионализм, материальное благополучие и др. Образование для студентов является основным средством достижения, успеха, под которым понимается достижение поставленных целей. В качестве менее значимых целей выступает семья, поскольку одним из важных условий стабильной семейной жизни является материальная база.

На основе различного соотношения ценностных ориентаций и установок авторами было выделено пять моделей ценностного мира молодежи: «адаптивная», «перфекционистская», «созерцательная», «праздная», «бесперспективная». «Адаптивная» модель представлена установкой на «помощь со стороны»; ориентацией на терминальные ценности: «семья», «общение» — и инструментальные: «вера в Бога», «связи», «надежда на счастливый, случай». «Перфекционистская» модель ценностного мира студенчества характеризуется установкой на «самореализацию»; ориентацией на такие терминальные ценности, как «успех», «материальное благополучие» и инструментальные, как «вера в себя», «карьера», «целеустремленность». «Созерцательную» модель отличает ориентация на «гармонию с собой и окружающим миром», «радость бытия»,  установка на «самовыражение»; являющиеся терминальными ценностями, «верность себе», «саморазвитие», выступающие в качестве инструментальных ценностей. «Праздная» модель отличается ориентацией на инструментальную ценность «жизнь за чужой счет» при отсутствии социально значимых терминальных ценностей, установкой на «получение удовольствия».  Для «бесперспективной» модели характерна ориентация на инструментальные – ценности: «связи», «помощь семьи» при отсутствии значимых ценностных установок, и терминальных ценностей. Выделение данных моделей ценностного мира условное. Несмотря на это можно сказать, что среди молодежи большинство «перфекционистов», которые стремятся к самостоятельности, желают проявить свои способности, реализовать свой потенциал, достичь всех поставленных целей.

Одной из наиболее приоритетных задач современной социологической науки является накопление эмпирических фактов, способствующих накоплению знания об изучаемых явлениях. [5] С целью выявления отношения студенческой молодёжи к семье, браку, ценностям семейной жизни было опрошено 150 студентов Муромского института Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых в возрасте от 17 до 23 лет. Доля юношей в выборке составила 31,3%, доля девушек – 68,7%. Задачей данного исследования было выявить значение семьи в системе ценностей молодежи. Было выдвинуто несколько гипотез, среди которых гипотезы о том, что молодежь считает допустимым совмещать учебу и брак, приемлемым возрастом вступления в брак является 24-30, большинство молодежи положительно относится к гражданскому браку.

В результате проведенного исследования  было выявлено, что значение семьи в системе ценностей современной молодежи недостаточно высоко. Так как для молодежи на первое место выходит создание успешной карьеры.  Большая часть респондентов считает подходящим возрастом для вступления в брак  24-29 лет (49,3% опрошенных), на втором месте 18-23 (39,3%). (Таблица 1).

Табл.1.Приемлемый возраст вступления в брак

Абсолютная частота

Относительная частота

Доли       %

18-23

59

0,393

39,3

24-29

74

0,493

49,3

30-35

3

0,02

2,0

36 и выше

1

0,007

0,7

Возраст не имеет значения

8

0,053

5,3

Осознанность

3

0,02

2,0

Нет ответа

2

0,013

1,3

Итого

150

1

100,0

 

Студенческую молодежь вполне устраивает сожительство, они не торопятся зарегистрировать свои отношения. Большинство опрошенных считают, что гражданский брак – это неплохо, но если устраивает обоих (32,7%). 20,7% респондентов отмечают, что не хотели бы такой брак. Рождение ребенка почти не является обязательным условием регистрации брака (48%), а все зависит от конкретной ситуации(46%). Данные факты позволяют судить о том, что студенческая молодежь не стремится создать семью, продолжить род – для нее главным в данном возрасте остается учеба, карьера.

Распределение ролей в семье остается традиционным. Функции главы семьи,  по мнению большинства респондентов, должен исполнять мужчина(58,7%), муж должен зарабатывать больше чем жена (55,3%). Следует отметить, что мужчины, отвечая на вопрос о том, кто должен быть главой семьи,  в большинстве случаев выбирали ответ «муж» или «вместе» и ни разу ответ «жена», а женщины – «муж», «жена» и «вместе».

Исследование показало, что основными причинами вступления в брак являются желание иметь рядом человека, который поддержит в любой жизненной ситуации (7,58%), иметь детей, чтобы продолжить род (7,35%) и желание не расставаться с любимым человеком (7,16%). На последнем месте стоит такая причина как  престижность брака (2,83%)

Основными негативными сторонами семейной жизни является неизбежность ссор и конфликтов (0,57%), быт (0,37%) и однообразие(0,37%).

Одна из важнейших и неотъемлемых ценностей в жизни человека это, безусловно, семья. В современном мире жизненные приоритеты кардинально изменились, в том числе и семейные ценности. Одни ученые говорят о  трансформации института семьи, другие – об упадке семейных ценностей. Очевидно, что семья приспособляется к новым условиям и происходит процесс обострения противоречия между семейными и внесемейными ценностями.

Исследования показали, что на данный момент семья и наличие детей перестали быть социально значимыми приоритетами в системе ценностей современной молодежи, они значительно утратили свою позицию. Современная молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семья же планируется после создания успешной карьеры в далекой перспективе.

Проанализировав значение семьи в системе ценностей молодежи, можно вынести следующие рекомендации:

-  В общеобразовательной школе необходимо использовать системный подход к подготовке семьянина. Он должен включать в себя все элементы системы воспитания от изучения объекта воспитания до разработки конкретных рекомендаций по различным направлениям деятельности;

- Ввести в базисную учебную программу специальные дисциплины, которые были бы ориентированы на ознакомление с основами психологии, сексологии и этики семейной жизни;

- Объект воспитания необходимо изучать в условиях динамики стереотипов поведения молодежи. В этих целях – проводить социологические исследования, в том числе мониторинговые, которые обеспечивали бы обратную связь.

Для дальнейшего развития стабильности и благополучия современной семьи необходимо систематически и целенаправленно воздействовать на систему ценностей молодежи и тем самым формировать общую готовность к семейной жизни.


Библиографический список
  1. Горина Е.Е., Шикина Е.А. Особенности выбора будущей профессии: результаты трендового исследования // Общество: социология, психология, педагогика. – 2013. – № 3. – С.11-15.
  2. Варламов А.Д., Горина Е.Е. Обработка результатов социометрии с применением аналитических методов исследования // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. – 2012. – №20. – С.9-18. [Электронный ресурс]. URL: http://www.amisod.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=127:amisod-2012-2-20-varlamov-gorina&catid=20:amisod-2012-2-20.
  3. Молодежь, образование, наука: материалы межвузовской научной конференции аспирантов и молодых ученых (март 2010 г.); Восточная экономико-юридическая академия (Академия ВЭГУ). – Уфа, 2010. – 192 с.
  4. Зритнева Е. И. Воспитание будущего семьянина в современной России: Монография. – Ставрополь: СКИПКРО, 2005. – 232 с.
  5. Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Особенности обработки эмпирической  информации в качественных и количественных исследованиях социальной сферы // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. – 2011. – №17. С.4-4.


Все статьи автора «Silova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: