УДК 81-13:004.9

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Малинина Ирина Александровна
Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики»
кандидат педагогических наук доцент кафедры иностранных языков

Аннотация
В статье представлены основные результаты экспериментального внедрения технологий смешанного обучения при изучении иностранного языка студентами первого курса Высшей щколы экономики. Смешанное обучение – это комбинирование «живого» обучения с обучением при помощи средств Интернета, что позволяет использовать высокий образовательный потенциал электронных ресурсов и реализовать современные концепции преподавания благодаря своей доступности, простоте в использовании, социализации, возможности организации совместной деятельности и осуществлению контроля.

Ключевые слова: информатизация образования, мотивация, психологическая готовность, смешанное обучение


APPLICATION OF BLENDED LEARNING TECHNOLOGIES IN HIGHER SCHOOL

Malinina Irina Alexandrovna
National Research University «Higher School of Economics»
PhD in Pedagogical Sciences Associate Professor of Foreign Languages Department

Abstract
The paper presents the main results of experimental implementation of blended learning technologies in educational process of studying English by first-year students of National Research University Higher School of Economics. Blended learning – combining online and face-to-face teaching – allows to use high educational potential of the Internet technologies and realise modern concepts of teaching as Web resources are widely-spread, easy to use, give opportunities for socialization, joint activities and control.

Keywords: blended learning, informatisation of education, motivation, psychological willingness


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Малинина И.А. Применение технологий смешанного обучения иностранному языку в высшей школе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27936 (дата обращения: 02.06.2017).

Развитие современного общества происходит в эпоху информатизации, характеризующейся применением средств информационных и коммуникационных технологий во многих областях деятельности человека, в том числе в сфере образования.

Особенность современного этапа информатизации высшего образования заключается в том, что на первый план выходят содержательные аспекты подготовки специалиста в вузе. От успешного решения данной проблемы во многом будет зависеть качество высшего образования. Выпускнику вуза предстоит жить в информационном обществе и ему не только необходимо овладеть методами получения и обработки информации, но, в первую очередь, он должен научиться рационально использовать информацию и информационные технологии для поддержания и развития своего интеллектуального и творческого потенциала.

В качестве одного из возможных путей решения задачи модернизации образования на основе информатизации многие исследователи (С.А.Бешенков, С.Г.Григорьев, В.П.Демкин, А.А.Кузнецов, М.П.Лапчик, С.В.Панюкова, И.В.Роберт, K.Evelin, B.Oliver, J.Higgins, S.Papert, T.Russel и др.) видят в рациональном сочетании традиционных образовательных технологий с современными информационными и коммуникационными технологиями.

Одним из перспективных направлений использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования в настоящее время является смешанное обучение.

Смешанное обучение – это комбинирование «живого» обучения с обучением при помощи Интернет-ресурсов, в первую очередь второго поколения, позволяющих осуществлять совместную деятельность участников образовательного процесса. Смешанным признается обучение, если от 30 до 79% учебного времени проводится он-лайн [1, р.5].

Таким образом, смешанное обучение можно считать разновидностью дистанционного или его продолжением, основное отличие заключается в обязательности «живого» общения обучающихся между собой и с преподавателем. В смешанном обучении в определенной пропорции присутствуют и очные, и дистанционные технологии, что позволяет одновременно использовать преимущества обоих форм обучения, устранив практически все их недостатки. Все большее количество людей стремится получить образование с минимальными временными потерями, поскольку стремительный темп жизни оставляет все меньше времени для обучения в аудиторных классах.

На сегодняшний день смешанное обучение является быстро и динамично развивающейся формой обучения. Многие крупные компании уже ощутили на себе его положительный эффект: получение сотрудниками качественного образования без отрыва от производства. Таким образом, можно предположить, что в будущем смешанное обучение займет ведущее место среди традиционных форм образования и станет одним из главных конкурентных преимуществ высших учебных заведений, предоставляющих образовательные услуги с применением Интернет-ресурсов в сочетании с «живым» общением.

Для эффективной реализации изучения дисциплины в системе смешанного обучения необходимо, в первую очередь, разработать методическое обеспечение программы обучения. Под методическим обеспечением программы обучения мы вслед за Э.Г.Скибицким понимаем учебно-методический комплекс, предназначенный для изучения конкретной учебной дисциплины, который включает в себя совокупность взаимосвязанных по целям и задачам образования и воспитания разнообразных видов педагогически полезной, содержательной учебной информации на различных носителях [2]. При смешанном обучении методическое обеспечение состоит из:

  • учебно-методических материалов;
  • компьютерной поддержки, созданной на основе современных информационных и коммуникационных технологий.

Информационное обеспечение учебного процесса студентов-экономистов мы рассматриваем как два взаимосвязанных компонента. Первый компонент – это содержание учебного предмета, соответствующее целям и задачам образования, направленное на усвоение обучающимися определенного объема научных знаний, формирование мировоззрения, познавательной активности, нового экономического мышления, изобретательности, предприимчивости, развитие потребности постоянно пополнять знания, формирование интереса к профессиональной деятельности, развитие технических, экономических и других способностей.

Второй компонент – программное обеспечение учебного процесса: системные и прикладные программы и программные комплексы, используемые в том или ином виде, включая инструментальные среды для создания обучающих программ и программных комплексов. В программном обеспечении выделяют подраздел «техническое обеспечение», под которым подразумевается используемое в информационно-образовательной среде вычислительное, телекоммуникационное, спутниковое, телевизионное, периферийное, множительное, офисное и другое оборудование, а также каналы передачи данных[3] .

Программное информационное обеспечение учебной деятельности вузов в области смешанного обучения в значительной мере зависит от типа университета, системы организации учебного процесса, уровня информатизации вуза и используемых информационно-коммуникационных технологий обучения.

Методическое обеспечение подразделяется на два раздела: учебное и организационное обеспечение. Учебное обеспечение – база учебных материалов, система управления этой базой, методики обучения, тесты, рекомендации по технологии смешанного обучения с учетом дидактических и психологических аспектов. Организационное обеспечение – соответствующие местному и федеральному законодательству формы организации учебного процесса, а также рекомендации по использованию применяемых ИКТ. Таким образом, методическое обеспечение – это система методов, средств, способов, позволяющих целенаправленно, последовательно добиваться качественного результата в системе обучения.

На основе вышеизложенного мы считаем целесообразным представить информационно-методическое обеспечение в качестве системы, состоящей их трех подсистем:

  1. содержательной;
  2. программной;
  3. методической.

Для успешного функционирования системы обучения необходима эффективная работа каждой подсистемы информационно-методического обеспечения (ИМО) в отдельности и их совместная работа.

В технологии создания ИМО выделяют следующие стадии:

  • подготовка учебного материала;
  • разработка программной структуры;
  • компьютерная подготовка содержательной части и компоновка программного средства;
  • апробация программы и ее доработка;
  • разработка методических рекомендаций для обучающихся и преподавателей [3].

На основе результатов проведенного теоретического исследования дидактических возможностей и психолого-педагогических особенностей применения средств ИКТ в учебном процессе и разработанного информационно-методического обеспечения нами были сформулированы задачи и гипотеза эксперимента.

Задачи экспериментальной части нашего исследования:

  1. Выявить уровень информационной компетентности студентов экономического профиля.
  2. Провести анализ психологической готовности студентов к работе со средствами ИКТ.
  3. Проверить эффективность информационно-методического обеспечения смешанного обучения иностранному языку студентов-экономистов.
  4. Провести обработку и анализ полученных экспериментальных данных.

Гипотеза эксперимента: применение информационно-методического обеспечения, основанного на принципах многоуровневости, модульности, гуманистической и профессиональной направленности содержания, способствует оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов, формированию языковой компетенции, развитию самостоятельности и творчества, повышению информационной компетентности будущих специалистов.

Констатирующий эксперимент был начат с многостороннего изучения контингента обучающихся. Был выявлен объем знаний и умений, приобретенных за время изучения иностранного языка в школе, проведено изучение мотивационной сферы личности каждого студента (основные мотивы учебной деятельности, заинтересованность в получении будущей профессии, самооценка, способы межличностного общения и т.д.) и его психологической готовности к применению ИКТ в изучении иностранного языка.

В процессе наблюдений и бесед выявлялись мотивы студентов к изучению иностранного языка, их тематические предпочтения, а также их мнение о необходимости владения иностранным языком для специалиста экономико-управленческого профиля. В результате наблюдений и бесед выяснено, что большинство студентов связывают знание иностранного языка с будущей профессиональной деятельностью (75%) и ощущают необходимость владения деловым иностранным языком (64%).

Изучение готовности студентов-экономистов к применению средств смешанного обучения иностранному языку проходило в двух направлениях: первое – выявление уровня информационной компетентности студентов; второе – определение их психологической и мотивационной готовности к использованию инновационных средств обучения.

Сформированность информационной компетентности студентов проверялась при помощи метода анкетирования.

В анкетировании приняли участие 128 студентов-будущих экономистов. В ходе проведения эксперимента мы исходили из того, что возможность работать на компьютере есть у 100% студентов, поскольку в университете есть Wi-Fi и оборудованы несколько компьютерных классов с доступом в Интернет для организации самостоятельной работы студентов.

Во избежание нежелательного влияния недостаточной сформированности компьютерных навыков у студентов экспериментальной группы на результаты их работы со средствами ИКТ нами были составлены подробные инструкции по использованию каждого вида применяемых ресурсов. Кроме того, было отведено время на ознакомление с основными элементами пользовательского интерфейса программ.

Таким образом, были предприняты действия, направленные на снятие негативных эмоций и психологического барьера, часто возникающих при работе с компьютером, которые могли бы отрицательно сказаться на результатах эксперимента.

Уровень психологической готовности студентов к инновационной работе со средствами информационных технологий проверялся при помощи метода анкетирования и беседы со студентами. Причем анкетирование проводилось дважды: до и после эксперимента. При повторном анкетировании после проведенного эксперимента мнение опрошенных изменилось в пользу предпочтения применения интернет-ресурсов в качестве основного средства обучения, а аудио-, видеозаписей и компьютерных программ в качестве дополнительных средств обучения (таб. 1).

Таблица 1

Желание работать со средствами ИКТ

Средства обучения

До эксперимента

После эксперимента

Аудиозаписи

25%

58%

Видеозаписи

18%

68%

Компьютерные программы

30%

78%

Интернет-ресурсы

65%

99%

 

Отношение студентов к новым информационным и телекоммуникационным средствам обучения изменилось благодаря приобретению навыков работы с ними, так как до поступления в вуз большинство опрошенных не имело опыта обучения при помощи средств информационных и телекоммуникационных технологий, о чем свидетельствуют полученные в ходе анкетирования данные (таб. 2):

Таблица 2

Используемые студентами средства обучения иностранному языку до поступления в вуз

Вариант ответа Кол-во студентов % от общего числа
Радио-, телепередачи

18

14,06%

Аудиозаписи

67

52,34%

Видеозаписи

43

33,59%

Компьютерные программы

34

26,56%

Ресурсы Интернета

128

100,00%

Самоучитель

23

17,96%

Занятия с репетитором

82

64,06%

 

Таким образом, средства информационных и коммуникационных технологий недостаточно распространены среди бывших школьников, большинство из которых занимались иностранным языком при помощи традиционных средств обучения. Ресурсы сети Интернета используются, в основном, для написания рефератов, приготовления докладов и сообщений, перевода текстов при помощи электронных переводчиков. Полученные данные также свидетельствуют о невысоком уровне мотивации среди опрошенных, так как при всем многообразии и доступности средств обучения, лишь 18% занимались иностранным языком дополнительно.

Следующий вопрос, который мы задавали студентам, был: «Как бы Вам хотелось изучать иностранный язык?» В ходе опроса были получены следующие ответы (таб. 3):

Таблица 3

Предпочтительные формы изучения иностранного языка

Вариант ответа

Кол-во

студентов

% от общего

числа

В обычной учебной группе

18

14

В группе студентов с равным уровнем языковой подготовки

30

23,5

Индивидуально под руководством преподавателя

73

57

Индивидуально и самостоятельно

7

5,5

 

В предлагавшихся вариантах ответа намеренно была заложена постепенно возрастающая степень самостоятельности и учета индивидуальных и личностных особенностей студента. Полученные данные свидетельствуют, что предпочтение отдается такой организации обучения, при которой в той или иной форме учитываются уровень подготовки и индивидуальные качества конкретного студента. При этом без преподавателя не могут обойтись 94,5% студентов, но в большинстве случаев от него ждут индивидуального подхода и создания комфортной эмоциональной обстановки обучения.

Таким образом, на первом этапе экспериментальной части исследования были решены следующие задачи:

  • определен уровень информационной компетентности студентов будущих экономистов;
  • выявлена степень психологической готовности студентов к инновационным средствам обучения иностранным языкам;
  • определен уровень языковой компетенции студентов;
  • выявлены предпочтительные формы организации обучения иностранным языкам;
  • определен уровень мотивации студентов.

Наблюдение за учебной деятельностью студентов-экономистов в процессе их работы с программными средствами, проведённые беседы, а также количественные данные результатов эксперимента свидетельствуют о том, что в интерактивном режиме «человек – машина» создаются условия, устраняющие психологический дискомфорт, способствующие раскрытию потенциальных возможностей обучаемых. У студентов появляется уверенность в себе, значительно оживляются учебные действия, возникает стимул к дальнейшей работе. В режиме активного взаимодействия с программой развивается их интеллектуальная сфера: мобилизуется внимание, улучшаются восприятие и память. Студенты становятся активными инициаторами и контролёрами своей самостоятельной учебной деятельности, в результате чего повышается их самосознание и самооценка. При этом преподаватель выступает в роли координатора и консультанта. Он получает доступ к тестовым процедурам и возможность вести контроль процесса усвоения. Такая учебная деятельность способствует развитию потребности совершенствования профессиональных иноязычных знаний, учебной мотивации, эмоциональной и творческой сфер личности студента.

Кроме того, учебная информация, представленная в данных программах, может быть заменена преподавателем (без участия программиста), что обеспечивает осуществление авторского подхода к изложению учебного материала и адаптацию его к конкретному контингенту обучающихся.

Анкетирование, проведенное с целью выявления готовности студентов к применению средств ИКТ, показало достаточно высокие уровни интереса и оценки полезности использования новых технологий в учебном процессе. Результаты анкетирования представлены на рис. 1, 2.

Рис. 1 Оценка студентами важности применения ИКТ(до эксперимента)

Примечание: на шкале важности 1 – соответствует минимальному значению «не важно», 5 – максимальному значению «крайне важно».

 

Рис. 2 Оценка интереса студентов к применению ИКТ (до эксперимента)

Примечание: на шкале интереса 1 – соответствует минимальному значению «не интересно», 5 – максимальному значению «крайне интересно».

Как видно из рисунков 1 и 2 студенты понимают значимость и важность применения ИКТ при обучении английскому языку и проявляют достаточно высокий интерес (среднее значение оценки важности и интереса соответственно: Мваж. = 4,05 и Минт. = 3,85).

Результаты анкетирования, проведенного после эксперимента показаны на рис. 3 и 4

Рис. 3 Оценка студентами важности применения ИКТ на занятиях по иностранному языку

Примечание: на шкале важности 1 – соответствует минимальному значению «не важно», 5 – максимальному значению «крайне важно».

Рис. 4. Оценка интереса студентов к применению ИКТ (после эксперимента)

Примечание: на шкале интереса 1 – соответствует минимальному значению «не интересно», 5 – максимальному значению «крайне интересно».

Среднее значение оценки важности и интереса после проведения эксперимента соответственно: Мваж. = 4,85 и Минт. = 4,45.

Чтобы проследить динамику процесса формирования умений профессионально-иноязычного общения в ходе опытно-экспериментальной работы, мы использовали показатель абсолютного прироста (G), который отражает разность начального и конечного уровня рассматриваемого показателя и вычисляется по формуле:

G = П(кон) – П(нач),

где П(нач) – начальное значение показателя,

П(кон) – конечное значение показателя.

Рис. 5. Динамика показателя абсолютного прироста уровня сформированности умений профессионально-иноязычного общения

Содержание разработанного нами учебного курса было построено с учетом принципов: интеграции, личностно-ориентированной входной информации, открытости содержания, контекстного обучения и модульности; на основе квалификационных характеристик и профессиограмм соответствующих специальностей, а также Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности и программ конкретных дисциплин.

Таким образом, в ходе экспериментального исследования теоретически обоснована и практически подтверждена эффективность информационно-методического обеспечения смешанного обучения студентов-экономистов. У студентов повысился уровень мотивации обучения, степень самостоятельности, сформировалась информационная готовность к применению новых средств обучения. Следовательно, применение информационно-методического обеспечения с использованием средств смешанных технологий педагогически целесообразно и способствует оптимизации процесса обучения и его информатизации.

При организации учебного процесса в системе смешанного обучения создаются благоприятные условия для целостного развития личности, ее способностей и качеств, в том числе профессионально значимых, за счет:

  • особого характера взаимодействия субъектов обучения;
  • способности обучающегося самостоятельно работать с информацией;
  • создания и поддержания положительного эмоционального фона в процессе учебной деятельности;
  • организации направляемой, корректируемой и контролируемой самостоятельной работы обучающегося.

При этом качество обучения можно повысить при соблюдении следующих условий:

  • организовать эффективное взаимодействие преподавателя и обучающегося на всех этапах учебного процесса, так как планирование, создание условий, осуществление обучения, контроль, коррекция требуют совместной работы преподавателя и студента;
  • уделить особое внимание формированию и поддержанию у студента устойчивой мотивации и освоению им рефлексии, поскольку рефлексивная деятельность позволяет студенту анализировать ход учебной работы и ее результаты, а наличие побудительного мотива является обязательным условием для получения эффективного образования;
  • организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность студентов, так как при современных технологиях обучения самостоятельная работа составляет большую часть учебного процесса [4].

В результате проведенного теоретического и практического исследования удалось установить, что применение средств новых информационных технологий способствует гуманизации образовательного процесса, позволяет на практике реализовать идеи личностно-ориентированного обучения. Одним из перспективных направлений использования средств информационных технологий является смешанное обучение. В смешанном обучении применяются как традиционные средства обучения, так и средства новых информационных технологий. Использование средств новых информационных технологий – необходимость, диктуемая, с одной стороны, научно-техническим прогрессом, с другой стороны – потребностью общества. Применение средств смешанного обучения обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, реализует принципы наглядности, адаптивности и удобства работы, гарантирует объективность оценки знаний. Выбор средств обучения должен быть педагогически и экономически оправданным, а также методически обеспеченным, кроме того, для реализации высокого образовательного потенциала электронных ресурсов необходимо их систематическое использование; только при выполнении данных условий можно решить поставленные перед высшей школой задачи.


Библиографический список
  1. Watwood B. Building from content to community: Rethinking the transition to online teaching and learning: A CTE White Paper / Britt Watwood, Jeffery Nugent, William “Bud” Deihl. – Virginia Commonwealth University: Center for teaching excellence, 2009. – 22 p.

  2. Скибицкий Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса ДО // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2001. – № 1. – С. 54-58.

  3. Романов А.Н. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования / Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. – M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 303 с.
  4. MalininaI.BlendedLearning ofthe English Language:Combining Online and Face-to-Face Teaching //Infonomic Society. – London, 2012. – P. 247—251.


Все статьи автора «Малинина Ирина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: