УДК 372.8

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Азевич Алексей Иванович
ГБОУ ВПО МГПУ «Московский городской педагогический университет»
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатизации образования

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы подготовки информационных моделей в программе MS Excel учителем физической культуры. Даются практические рекомендации по использованию рабочих электронных книг для оптимизации учебного процесса.

Ключевые слова: Информационная модель, Информационно-коммуникационные технологии, мониторинг учебного процесса, программа MS Excel, учитель физической культуры.


INFORMATION MODELS OF PHYSICAL EDUCATION TEACHERS

Azevich Alexey Ivanovich
SEI HPE Moscow State Pedagogical University "Moscow City Pedagogical University"
Ph.D., associate professor, assistant professor of education informatization

Abstract
The article deals with the preparation of information models in MS Excel teacher of physical culture. Practical recommendations for the use of e-books work to optimize the learning process.

Keywords: information and communication technology, information model, monitoring the learning process, physical education teacher, the program MS Excel


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Азевич А.И. Информационные модели в деятельности учителя физической культуры // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27822 (дата обращения: 02.06.2017).

Неуклонное развитие современного общества предполагает непрерывное применение информационно-коммуникационных технологий во всех сферах человеческой деятельности. Современная школа – не исключение. Ее главная фигура – учитель,вооруженный новыми идеями и системным видением инновационных процессов, происходящих в образовании. Он должен грамотно  и методически  обоснованно использовать информационно-коммуникационные технологии в свой повседневной деятельности.

Учащиеся осваивают новые знания по-разному. Одни увлеченно и быстро, другие без особого интереса и медленно. Найти подход к каждому ребенку – дело не простое.  Благодаря современным технологиям эта проблема решается быстрее и проще. Использование прикладных программ, компьютерных сетей и онлайновых средств дает возможность представлять учебную информацию так, чтобы она воспринималась каждым  учеником предметно и осознанно, не зависимо от его способностей и стартовых возможностей .

Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Учитель любого предмета должен научиться проводить уроки с использованием ИКТ. Такие занятия наглядны и информативны. Они отвечают требованиям интерактивности, а это, в свою очередь, способствует вовлечению учеников в энергичную познавательную деятельность.

Физическая культура – особая школьная дисциплина. Она формирует у детей силу и выносливость, дисциплину и ответственность. Без нее невозможно приобщить школьников к здоровому образу жизни. Нужны ли здесь компьютерные средства? Или достаточно упражнений, тренировок и соревнований? Без этих традиционных средств, безусловно, процесс обучения физической культуре обойтись не может. И все же, такие процессы, как мониторинг физических характеристик, обработка спортивных данных, визуальное представление различных спортивных мероприятий заставляют учителя использовать в своей деятельности  новые компьютерные средства.

Какие из них наиболее предпочтительны? Как использовать новые технологии в ходе реализации образовательных целей, стоящих перед учителем физической культуры? Таких интерактивных средств немало. Остановимся лишь на некоторых, в частности на программе MS Excel. Точнее на информационных моделях, формируемых с ее помощью.

Информационная модель представляется в виде информации, описывающей существенные параметры и переменные величины объекта, связи между ними и позволяющая путём подачи на модель информации об изменениях входных величин моделировать возможные состояния объекта.

Информационные модели делятся на описательные и формальные. Описательные создаются на естественном языке. Формальные информационные модели – это модели, созданные на формальном языке (т.е. научном, профессиональном или специализированном). Примерами формальных моделей могут служить формулы, таблицы, графы, карты, схемы и т.д.

Рассмотрим некоторые формальные информационные модели, которые учитель физической культуры может создать самостоятельно или в сотрудничестве с учителем информатики. Кроме того, их можно найти  в Интернете. Деятельность учителя связана с постоянным отслеживанием результатов физических показателей учеников и  подведением итогов различных соревнований. С этой целью используются всевозможные электронные таблицы.

Поскольку мы рассматриваем формальные информационные модели, т.е. электронные таблицы, предназначенные для мониторинга учебного процесса, определим их как информационно-диагностические модели. Пример модели данного типа представлен на сайте http://wikikurgan.orbitel.ru/images/9/99/Testtt.jpg . Здесь же приводится описание технологии создания электронной таблицы, предназначенной для проведения тестирования учеников 2-11 классов. Модель содержит базу данных по нескольким упражнениям: подтягивание, прыжки в высоту, эстафета – бег 3х10 м и др.

Как работает таблица? Учитель вводит результаты соревнований (тестирования) учеников. С помощью содержащихся в таблице формул определяется процент выполнения упражнения от общего числа учеников. Здесь же находится средний показатель по каждому виду и выставляется итоговая оценка. В таблице содержатся разные формулы, начиная от СРЗНАЧ до логической  ЕСЛИ. А сама модель выглядит следующим образом (рис.1).

Рис.1    Тестирование учеников 2-11 классов

  Приведем еще один пример  информационно-диагностической модели. Это таблица, состоящая из нескольких листов. Лист 1: «Мониторинг двигательных качеств учеников 11 класса». Лист 2: «Нормативы упражнений». Лист 3: «Методическая справка об использовании таблицы учителем физической культуры». На рис.2 представлен Лист 1. Она подготовлена студентом – будущим учителем физической культуры под руководством преподавателя. Здесь, как и в предыдущей таблице, используется логическая функция, только более сложная.

Рис.2   Мониторинг двигательных навыков учеников 11 класса

  Следующая модель – учебно-информационная. Она связана с учетом результатов соревнований по женскому семиборью (используются данные 10 спортсменок в финале Олимпийского Лондона 2012). Таблица вновь  состоит из трех листов: Лист 1 «Семиборье», Лист 2: «Коэффициента_женщины», Лист 3 «Места». При подготовке таблицы используются  новые функции, в частности  ОТБР, РАНГ и ИНДЕКС. Вот как выглядит  Лист 1 этой таблицы (рис.3).

Рис.3   Таблица результатов в женском семиборье

 Почему данную таблицу мы назвали учебно-информационной?  По виду обе последние модели похожи.  Они подводят итоги деятельности. Но, по понятным причинам, последнюю модель, предназначенную для подсчета спортивных показателей высоких достижений, по прямому назначению мы не можем использовать в школе.  В качестве  информационно-диагностической нет. Но обучать с ее помощью  можно.  Ученикам будет интересно узнать о соответствии показателей спортсменки и полученными ею баллами (очками).  В семиборье побеждает тот, кто набрал наибольшее количество очков. Можно сказать, что эта модель носит не только диагностический, но и обучающий характер. С ее помощью ученикам объясняется, как происходит обработка спортивной информации. И таких моделей существует немало. Они помогают автоматизировать  учет деятельности спортсменов и упростить процесс подведения итогов.

Приведенные информационные модели не только помогают учителю обрабатывать данные  тренировок, проводить диагностику различных физических показателей, но и способствуют наглядной передаче новых знаний. Кроме того, систематическое накопление информационных моделей способствует лучшей организации учебного процесса.  Они необходимы в решении самой важной задачи, стоящей перед учителем физической культуры, – сохранении и укреплении здоровья школьников!



Все статьи автора «Азевич Алексей Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: