Неуклонное развитие современного общества предполагает непрерывное применение информационно-коммуникационных технологий во всех сферах человеческой деятельности. Современная школа – не исключение. Ее главная фигура – учитель,вооруженный новыми идеями и системным видением инновационных процессов, происходящих в образовании. Он должен грамотно и методически обоснованно использовать информационно-коммуникационные технологии в свой повседневной деятельности.
Учащиеся осваивают новые знания по-разному. Одни увлеченно и быстро, другие без особого интереса и медленно. Найти подход к каждому ребенку – дело не простое. Благодаря современным технологиям эта проблема решается быстрее и проще. Использование прикладных программ, компьютерных сетей и онлайновых средств дает возможность представлять учебную информацию так, чтобы она воспринималась каждым учеником предметно и осознанно, не зависимо от его способностей и стартовых возможностей .
Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Учитель любого предмета должен научиться проводить уроки с использованием ИКТ. Такие занятия наглядны и информативны. Они отвечают требованиям интерактивности, а это, в свою очередь, способствует вовлечению учеников в энергичную познавательную деятельность.
Физическая культура – особая школьная дисциплина. Она формирует у детей силу и выносливость, дисциплину и ответственность. Без нее невозможно приобщить школьников к здоровому образу жизни. Нужны ли здесь компьютерные средства? Или достаточно упражнений, тренировок и соревнований? Без этих традиционных средств, безусловно, процесс обучения физической культуре обойтись не может. И все же, такие процессы, как мониторинг физических характеристик, обработка спортивных данных, визуальное представление различных спортивных мероприятий заставляют учителя использовать в своей деятельности новые компьютерные средства.
Какие из них наиболее предпочтительны? Как использовать новые технологии в ходе реализации образовательных целей, стоящих перед учителем физической культуры? Таких интерактивных средств немало. Остановимся лишь на некоторых, в частности на программе MS Excel. Точнее на информационных моделях, формируемых с ее помощью.
Информационная модель представляется в виде информации, описывающей существенные параметры и переменные величины объекта, связи между ними и позволяющая путём подачи на модель информации об изменениях входных величин моделировать возможные состояния объекта.
Информационные модели делятся на описательные и формальные. Описательные создаются на естественном языке. Формальные информационные модели – это модели, созданные на формальном языке (т.е. научном, профессиональном или специализированном). Примерами формальных моделей могут служить формулы, таблицы, графы, карты, схемы и т.д.
Рассмотрим некоторые формальные информационные модели, которые учитель физической культуры может создать самостоятельно или в сотрудничестве с учителем информатики. Кроме того, их можно найти в Интернете. Деятельность учителя связана с постоянным отслеживанием результатов физических показателей учеников и подведением итогов различных соревнований. С этой целью используются всевозможные электронные таблицы.
Поскольку мы рассматриваем формальные информационные модели, т.е. электронные таблицы, предназначенные для мониторинга учебного процесса, определим их как информационно-диагностические модели. Пример модели данного типа представлен на сайте http://wikikurgan.orbitel.ru/images/9/99/Testtt.jpg . Здесь же приводится описание технологии создания электронной таблицы, предназначенной для проведения тестирования учеников 2-11 классов. Модель содержит базу данных по нескольким упражнениям: подтягивание, прыжки в высоту, эстафета – бег 3х10 м и др.
Как работает таблица? Учитель вводит результаты соревнований (тестирования) учеников. С помощью содержащихся в таблице формул определяется процент выполнения упражнения от общего числа учеников. Здесь же находится средний показатель по каждому виду и выставляется итоговая оценка. В таблице содержатся разные формулы, начиная от СРЗНАЧ до логической ЕСЛИ. А сама модель выглядит следующим образом (рис.1).
Рис.1 Тестирование учеников 2-11 классов
Приведем еще один пример информационно-диагностической модели. Это таблица, состоящая из нескольких листов. Лист 1: «Мониторинг двигательных качеств учеников 11 класса». Лист 2: «Нормативы упражнений». Лист 3: «Методическая справка об использовании таблицы учителем физической культуры». На рис.2 представлен Лист 1. Она подготовлена студентом – будущим учителем физической культуры под руководством преподавателя. Здесь, как и в предыдущей таблице, используется логическая функция, только более сложная.
Рис.2 Мониторинг двигательных навыков учеников 11 класса
Следующая модель – учебно-информационная. Она связана с учетом результатов соревнований по женскому семиборью (используются данные 10 спортсменок в финале Олимпийского Лондона 2012). Таблица вновь состоит из трех листов: Лист 1 «Семиборье», Лист 2: «Коэффициента_женщины», Лист 3 «Места». При подготовке таблицы используются новые функции, в частности ОТБР, РАНГ и ИНДЕКС. Вот как выглядит Лист 1 этой таблицы (рис.3).
Рис.3 Таблица результатов в женском семиборье
Почему данную таблицу мы назвали учебно-информационной? По виду обе последние модели похожи. Они подводят итоги деятельности. Но, по понятным причинам, последнюю модель, предназначенную для подсчета спортивных показателей высоких достижений, по прямому назначению мы не можем использовать в школе. В качестве информационно-диагностической нет. Но обучать с ее помощью можно. Ученикам будет интересно узнать о соответствии показателей спортсменки и полученными ею баллами (очками). В семиборье побеждает тот, кто набрал наибольшее количество очков. Можно сказать, что эта модель носит не только диагностический, но и обучающий характер. С ее помощью ученикам объясняется, как происходит обработка спортивной информации. И таких моделей существует немало. Они помогают автоматизировать учет деятельности спортсменов и упростить процесс подведения итогов.
Приведенные информационные модели не только помогают учителю обрабатывать данные тренировок, проводить диагностику различных физических показателей, но и способствуют наглядной передаче новых знаний. Кроме того, систематическое накопление информационных моделей способствует лучшей организации учебного процесса. Они необходимы в решении самой важной задачи, стоящей перед учителем физической культуры, – сохранении и укреплении здоровья школьников!