УДК 330.332

ФАКТОРЫ И ПРИНЦИПЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ

Рязанцева Маргарита Васильевна1, Якушова Елена Сергеевна2
1Московский государственный университет геодезии и картографии, кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства
2Московский государственный университет геодезии и картографии, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства

Аннотация
В ходе исследования был проведен анализ эффективности привлечения иностранных инвестиций в экономику России. С помощью статистических методов сформулированы проблемы, препятствующие росту объемов и улучшения качестве иностранных инвестиций в российскую экономику. В частности, выделены следующие проблемы: ухудшение качества иностранных инвестиций, рост диспропорций в региональной экономике, явные и скрытые административные барьеры, коррупция. На основе корреляционного анализа ранжированы факторы, мотивирующие приток иностранных инвесторов в Россию. Как показал анализ, прослеживается большая корреляция между притоком иностранных инвестиций и рынком недвижимости, ростом инвестиций в инновации и основные фонды. Сформулированы принципы, которыми следует руководствоваться при разработке государственной инвестиционной политики: принцип стратегического единства, принцип децентрализации, гибкости, информационной открытости, стабильности.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, иностранные инвестиции


FACTORS AND PRINCIPLES OF ATTRACTING FOREIGN INVESTMENTS IN THE RUSSIAN ECONOMY

Ryazantseva Margarita Vasilevna1, Yakushova Elena Sergeevna2
1Moscow State University of Geodesy and Cartography, PhD in, Тechnical Sciences, Assistant Professor of Economics and entrepreneurship
2Moscow State University of Geodesy and Cartography, PhD in, Economic Sciences, Assistant Professor of Economics and entrepreneurship

Abstract
The study analyzed the effectiveness of attracting foreign investments into the Russian economy. With the help of statistical methods formulated problems hindering the growth of the volume and improve the quality of foreign investment in the Russian economy. In particular, it identifies the following problems: the deterioration of the quality of foreign investment, the growth of regional imbalances in the economy, overt and hidden administrative barriers and corruption. On the basis of the correlation analysis are ranked the factors motivating the influx of foreign investors in Russia. Analysis showed strong correlation between the inflow of foreign investment and the real estate market, the growth of investment in innovation and fixed assets. Laid down the principles which should guide the development of the state investment policy: the principle of strategic unity, the principle of decentralization, flexibility, transparency and stability.

Keywords: foreign investment, investment policy, investments


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рязанцева М.В., Якушова Е.С. Факторы и принципы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/07/25686 (дата обращения: 29.09.2017).

В последнее время все отчетливее прослеживается стремление российских властей убедить иностранных инвесторов и рейтинговые агентства в относительной привлекательности России. Об этом в частности наглядно свидетельствует объявление на  Всемирном экономическом форуме в Давосе о запуске  имиджевой кампании «Инвестируй в Россию». В условиях глобализации и перехода к «открытой» модели экономики России для сохранения и усиления своих позиций на мировой арене необходимо осуществить комплекс стратегических преобразований, для реализации которых требуются внешние ресурсы. Правительством России был сделан ряд значительных шагов в направлении стимулирования иностранных инвестиций (ИИ): изменена нормативно-правовая база, установлены налоговые льготы, созданы особые экономические зоны и др. [1, с.128]. В последнее время были приняты новые меры по деофшорризации экономики России. Но, несмотря на все усилия, качество иностранных инвестиционных ресурсов продолжает ухудшаться, доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) снижается. И самое главное, возрастает отток капитала из страны.

Цель работы заключалась в анализе факторов, влияющих на приток  ИИ в российскую экономику и формулировке общих принципов, на которые следует опираться при разработке государственной инвестиционной политики.

Исследование проводилось методами сравнения, анализа временных рядов, корреляционного анализа, методами анализа и синтеза. В исследовании использованы официальные данные Росстата, Банка России [3, 4,5], UNCTAD [6] и др.

Российская экономика постепенно выходит из кризиса, о чем свидетельствуют положительные темпы экономического роста, которые превышают среднемировой уровень. Во многом это стало возможно благодаря иностранным инвестициям, особенно в автомобильную, пищевую промышлен­ности, торговлю. Но, несмотря на успехи в отдельных отраслях, имеется ряд существенных проблем, без решения которых невозможно устойчивое развитие экономики и социальной сферы.

Проблема 1. Ухудшение качества привлекаемых ИИ. В последнее время наблюдается устойчивое снижение доли прямых иностранных инвестиций (ПИИ), ( 67,72% от общего объема в 1995 г. до 9, 66% в 2011) и стабильное увеличение доли прочих инвестиций, которые в основном состоят из краткосрочных займов ( 30,98% – в 1995 г., 89,92% – в 2011) [3]. Иностранные инвесторы не хотят или опасаются надолго оставлять свой капитал в России и используют российский рынок как площадку для проведения высокодоходных спекулятивных операций.

Проблема 2. Отток инвестиций из России. Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что средние темпы роста ИИ в период 2009-2011 гг. в

российскую экономику были выше общемирового уровня (148,26% против 111,62%), но в тоже время средние темпы роста вывоза капитала из российской экономики также выше среднемировых (149,6% против 127,63%). Причем основным каналом вывода денежных средств за рубеж являются оффшорные компании.

Проблема 3. Рост диспропорций в региональной экономике. Современные механизмы привлечения ИИ являются одним из факторов усиления диспропорций в социально-экономическом развитии субъектов РФ. Наиболее привлекательным для инвесторов регионом является Москва [3, 4]. В московском регионе при поддержке Правительства созданы условия для притока ИИ в торговлю, строительство, транспорт, связь. Но одновременно с развитием именно этих сфер усугубляются проблемы Москвы (транспортные коллапсы, нелегальный рынок рабочей силы, теневая экономика).

В разных регионах России существенно различается уровень доходов населения: по итогам 2011 г. уровень среднедушевых доходов в Москве (47 318,9 руб.)    более чем в    5 раз    превышал     минимальный        уровень

Таблица 1 – Динамика ПИИ в мировую экономику, в млрд. долл. США

Годы

2009

2010

2011

Средний темп роста, в %

Общемировой уровень ПИИ (приток)

1197,8

1,309,0

1524,4

111,62

Общемировой уровень ПИИ (отток)

1175,1

1451,4

1694,4

127,63

Развитые страны (приток)

606,2

618,6

747,9

107,98

Развитые страны (отток)

857,8

989,6

1237,5

127,68

Развивающиеся страны (приток)

519,2

616,7

684,4

116,12

Развивающиеся страны (отток)

268,5

400,1

383,8

126,89

Россия (приток)

81,927

114.746

190,643

148,26

Россия (отток)

82,895

96,22

151,67

149,60

Источники: Росстат, UNCTAD

среднедушевых доходов, который был зафиксирован в Республике Калмыкия (8 829,4 руб.). В целом по России среднедушевые расходы более чем в 2 раза меньше московского уровня (20 754,9 руб.). При этом доля Москвы в общем объеме занятого населения составляет 8,64%.

Проблема 4. Административные барьеры (явные и скрытые). Несмотря на усилия властей разного уровня по совершенствованию администра­тивных процедур и законодательства, регулирующего предпринимательскую и инвестиционную деятельность,  большинство инвесторов в качестве основных факторов, негативно влияющих на инвестиционную привлекатель­ность России, по прежнему называют неэффективность законодательства (53%), высокий уровень бюрократии (47%), непрозрач­ность системы регулирования предпринимательской деятельности (37%) [7].

По результатам исследования «Индекс восприятия коррупции», которое ежегодно проводит Центр Трансперенси Интернешнл, Россия в 2012 г. заняла 133 место из 176 стран [8]. Учитывая количество коррупционных скандалов, которые сотрясают российское общество в последние годы, сомневаться в результатах ранжирования не приходится.

По мнению аналитиков UNCTAD, при разработке государственной инвестиционной политики в большинстве стран существуют общие проблемы [6]. Это и несогласованность инвестиционной политики с другими целями, отсутствие интеграция инвестиционной политики, в том числе в части привлечения ПИИ с общей стратегией развития страны. Многие страны сталкиваются с проблемой оптимизации положительного и отрицательного воздействия инвестиций на экономические и социальные процессы. В ряде случаев используемые механизмы недостаточно стимулируют ответственное поведение инвесторов, особенно в области занятости и экологии.

В ходе исследования был выполнен парный корреляционный анализ между темпами роста ИИ в российскую экономику и рядом экономических факторов. В анализе были использованы данные Росстата. В табл. 2 представлены результаты анализа, которые позволили ранжировать факторы, участвующие в анализе.

Таблица 2 – Значения парной корреляции между притоком иностранных инвестиций в экономику России и рядом экономических показателей

Показатель

Значение коэффициента парной корреляции

         1. Динамика цен на недвижимость

0,8896

         2. Объем строящейся недвижимости

0,8165

         3. Общие затраты на инновации

0,7687

         4. Объем ВВП

0,7512

         5. Темпы экономического роста

0,5324

         6. Уровень рентабельности российских организаций

0,4139

         7. Уровень обновления основных фондов

0,0418

         8. Уровень инфляции

-0,1162

         9. Курс доллара

-0,5119

      10. Ставка рефинансирования Банка России

-,06486

      11. Численность населения России

-0,7725

Результаты анализа наглядно свидетельствуют о чисто спекулятивных мотивах иностранных инвесторов. Как видно наибольшая корреляция наблюдается между объемом иностранных инвестиций и рынком недвижимости, уровнем инвестиций в инновации и в основные фонды. Результаты данного анализа позволяют увидеть главные мотиваторы для иностранных инвесторов и на их основе разрабатывать соответствующие меры.

После определения основных  проблем в сфере привлечения ИИ в российскую экономику, были сформулированы основные принципы, которыми следует руководствоваться при разработке государственной инвестиционной политики.

1. Принцип стратегического единства. Суть этого принципа заключается в разработке общей стратегии развития страны на долгосрочную перспективу, которая будет определять направление развития регионов. В настоящее время такая работа уже ведется и имеет конкретный результат в виде документа «Стратегия-2020».

2. Принцип децентрализации управления. Централизованная система принятия решений способствует росту негативной конкуренции между инвесторами за лояльность тех или иных чиновников. Поэтому на федеральном уровне следует больше внимания уделять стимулированию региональной активности инвесторов. Кроме того необходимо пересмотреть структуру финансовых ресурсы регионов, т.к. существующая налоговая система практически лишает регионы финансовых ресурсов.

3. Принцип гибкости. Инвестиционная политика должна регулярно пересматриваться и адаптироваться к меняющимся условиям. В бюрократизированной системе управления государством это очень сложно реализовать. Необходимо в систему госуправления внедрять современные организационные структуры управления более гибкие к изменению динамики развития.

4. Принцип информационной открытости. Инвестиционная политика должна предусматривать создание и развитие информационных порталов, содержащих сведения об инвестиционных проектах и мероприятиях, административных процедурах и законодательных особенностях и прочее. Стоит отметить, что отдельные субъекты РФ, включая Москву и Санкт-Петербург, уже активно используют такие информационные ресурсы.

5. Принцип стабильности. Как известно, одним из важных факторов инвестиционной привлекательности является государственные гарантии и стабильное их обеспечение. Для завоевания доверия инвесторов необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы и укрепление государственных и общественных институтов.

6. Принцип инновационности развития. Инвестиционная политика должна исходить из приоритетности развития обрабатывающих отраслей и стимулирования ПИИ, направленных на преодоление технологического отставания российской промышленности. И хотя этот принцип активно пропагандируется руководством страны, инвестиционные потоки пока своего направления не изменили.

7. Принцип легальности инвестиций. Необходимо создать эффектив­ные барьеры для вывоза капитала, в том числе через оффшоры. Использование оффшоров и других механизмов теневой экономики приводят к снижению эффективности реальной экономики. Именно поэтому средний уровень рентабельности активов российских организаций остается очень низким – в 2011 г. он составил 6,5% (при ставке рефинансирования Банка России выше 8%). Без подобных барьеров невозможно обеспечить рост экономики, снизить диспропорции и социальную напряженность.

8. Принцип социальной ориентированности. Инвестор, как любой предприниматель, прежде всего, стремится получить максимальную прибыль на вложенный капитал, поэтому социальные гарантии, как правило, стоят для него не на первом месте. Поэтому государственная инвестиционная политика должна в том числе решать следующие задачи: 1) способствовать созданию рабочих мест и росту благосостояния населения, 2) создавать стимулы для выпуска социально значимой продукции, 3) обеспечивать контроль за соблюдением трудовых прав работников предприятия.

9. Принцип сбалансированности. Сложность разработки любой политической программы заключается в необходимости учета интересов разных групп лиц, мотивы поведения которых не всегда ясны. Если говорить об инвестиционной политике, то это столкновение интересов государства и инвесторов, инвесторов и собствен­ников предприятий, борьба отечественных и зарубежных инвесторов и т.д. Понятно, что всем сразу угодить невозможно, но это и не главное. Главное, чтобы в инвестиционной политике были четко определены приоритеты национального развития и те, кто отвечают за реализацию этой политики, добросовестно выполняли свои обязанности.

Вывод. В данной статье были обобщены и проиллюстрированы статистическими данными ключевые проблемы в области привлечения иностранных инвестиций в Россию. Результаты статистического анализа свидетельствуют о серьезных проблемах в данной сфере, решать которые необходимо с учетом общеэкономических, политических и социальных факторов. С помощью корреляционного анализа были ранжированы факторы, влияющие на приток иностранных инвестиций в экономику России.  В связи с этим были сформулированы основные принципы, которых следует придерживаться при разработке государственной инвестиционной политики.


Библиографический список
  1. Рязанцева М.В. Стимулирование прямых региональных инвестиций [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – январь, 2013. – с. 128-132
  2. Рязанцева М.В. Стимулирование инвестиций в особые экономические зоны. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 5. – с. 67-69
  3. Инвестиции в России. 2011: Стат.сб./ Росстат. – М., 2011. – 303 с.
  4. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru
  5. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cbr.ru
  6. World investment report 2012. Towards a New Generation of Investment Policies [Электронный ресурс]. – URL: http://www.unctad-docs.org/files/UNCTAD-WIR2012-Full-en.pdf
  7. Официальный сайт компании «Эрст энд Янг» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ey.com
  8. Официальный сайт Центра Трансперенси Интернешнл – Россия [Электронный ресурс]. – URL: http://www.transparency.org.ru


Все статьи автора «Рязанцева Маргарита Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: