УДК 34

ПРОБЛЕМЫ ПРИЗНАНИЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ИННОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА И ДОПУСКА К ЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

Паршикова Татьяна Алексеевна
Тюменский государственный университет

Аннотация
Данная статья посвящена обзору теоретических и практических проблем признания правосубъектности иностранных юридических лиц на территории инностранного государства и допуска к его хозяйственной деятельности в сфере недропользования. Проведенное исследование позволяет утверждать, что активизация внешнеэкономической деятельности потребовала рассмотрения многих аспектов, имеющих теоретическое и практическое значение, а именно: определения условий допуска иностранных юридических лиц к участию во внешнеэкономической деятельности на территории зарубежного государства, установления организационно-правовых форм, в которых иностранные субъекты смогли бы осуществлять хозяйственную деятельность в сфере недропользования. Актуальности исследования проявляется в отсутствие специальных работ, посвященных данной теме, аккумулирующей правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и правовые вопросы правосубъектности иностранных юридических лиц в сфере пользования участками недр во внешнеэкономической деятельности. Изучение литературы по международному частному праву и литературы по предпринимательскому праву выявило, что в научных работах либо рассматривались вопросы правового регулирования внешнеэкономической деятельности, либо правового регулирования статуса иностранных юридических лиц.

Ключевые слова: недропользование


THE RECOGNITION OF FOREIGNERS WITH LEGAL ENTITIES ON THE TERRITORY OF A FOREIGN STATE, AND THE ADMISSION TO ITS BUSINESS ACTIVITIES IN THE SPHERE OF SUBSOIL

Parshikova Tatiana Alekseevna
Tyumen State University

Abstract
This article is devoted to theoretical and practical problems of the recognition of the legal personality of foreign legal entities on the territory of инностранного state and admission to its economic activity in the sphere of subsoil use. This study suggests that activation of foreign economic activity demanded consideration of many aspects of having theoretical and practical importance, namely: determining the conditions for the admission of foreign legal persons to engage in foreign trade activities on the territory of a foreign state, the establishment of organizational and legal forms in which foreign entities would be able to carry out economic activity in the sphere of subsoil use. Relevance of the research is manifested in the absence of special works on the topic, accumulating legal regulation of foreign economic activity and legal issues of the legal personality of foreign legal entities in the sphere of subsoil use in foreign trade activities. Review of the literature on international private law and literature on business law found that in the scientific work either dealt with issues of legal regulation of foreign economic activities, or the legal regulation of the status of foreign legal entities

Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Паршикова Т.А. Проблемы признания правосубъектности инностранных юридических лиц на территории иностранного государства и допуска к его хозяйственной деятельности в сфере недропользования // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/06/24851 (дата обращения: 02.06.2017).

В обстоятельствах усиливающегося интернационального хозяйственного взаимодействия проблемы соответствующего определения статуса российских предприятий, функционирующих на территории зарубежных государств, и иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в Российской Федерации, являются актуальными.

Термин «право­субъектность», применяемый в интернациональном праве, возник посредством заимствования данного понятия из гражданского права. Определяя «правосубъектность» иностранных юридических лиц в формате интернационального частного права, в первую очередь, стоит обсуждать в рамках рассмотрения гражданской правосубъектности. Данная правосубъектность это структурно сложная правовая категория, которая рассматривается  в широком и узком понимании. В узком значении правосубъектность олицетворяет меру допустимого участия юридических лиц в гражданских правоотношениях, в широком значении – необходимое качество участника гражданских правоотношений являться субъектом данных правоотношений.

Назначение дефиниции правосубъектности является то, что она играет роль орудия закрепления круга субъектов – лиц, которые способны быть обладателями субъективных прав и обязанно­стей. Относительно иностранных юридических лиц это воспринимается как предоставление данным субъектам таких же прав и обязанностей, какие даются российским юридическим лицам, сюда следует отнести и право на участие во внешнеэкономической деятельно­сти в РФ.

В узком значении правосубъектность иностранных юридических лиц стоит определять как специальную правосубъектность. Она имеет отличия от правосубъектности российских юридических лиц, вследствие определения установленных ограничений, которые обрели закрепление в федеральном законодательстве РФ. Это отличие определено пре­доставлением иностранному юридическому лицу прав и обязаннос­тей, которые закреплены как в правовой системе РФ, так и в правах и обязанностях, предоставляемых иностранному юри­дическому лицу правом соответственного зарубежного государства и нормами международных договоров.

В настоящее время категория  «личный статут» основополагающая правовая категория, применяемая для установления правового положения юридического лица в междуна­родной правовой области.

С введением 3 части Гражданского кодекса РФ термин «личный статут» был закреп­лен в отечественном законодательстве – в ст. 1202 ГК «Личный закон юридического лица», которая уже в своем наименовании содержит этот термин. Согласно п. 1 ст. 1202 ГК «Личным законом юридического лица счита­ется право страны, где учреждено юридическое лицо». Право государства, где образовано юридическое лицо, неизменно является личным законом юридического лица, вне зависимости от его государственной принадлежности.

Устанавливая смысл ст. 1202, которая закреплена в Гражданском кодексе РФ, стоит отметить присутствие в ней п. 2, где прописана область применения личного закона. Список вопросов, который закреплен в п. 2 ст. 1202 ГК, объединен с гражданской правосубъектностью юридического лица. Данные вопросы полностью характеризуют юридическое лицо как субъект гражданско-правовых отношений. По личному закону надлежит опреде­лять статус организации в качестве юридического лица. Из вышеизложенного стоит прийти к заключению, что исключительно личный закон юридического лица компетентен разъяснить, можно ли рассматривать объединение лиц или капиталов, которые обладают правосубъектнос­тью юридического лица.

По единому правилу, коммерческие организации, согласно ГК РФ, наделены единой, но не особой правоспособностью: им предоставляется возможность иметь гражданские права, требуемые для претворения в жизнь всех видов деятельности (ст. 49 ГК РФ). Из данного правила существует отступление для унитарных фирм.

Следовательно, единое для всех отечественных субъектов интернационального частного права в сфере внешней экономической деятельности являются то, что они признаются юридическими лицами, которые несут, обычно, автономную имущественную обязанность по собственным обещаниям.

Все основанные на территории РФ предприятия считаются российскими юридическими лицами, их индивидуальный статут ориентируется отечественным правом. Положения российского права об ответственности обязаны применяться и за границей, то есть иметь экстерриториальное значение.

В случае если рассматривать российскую организацию с позиции применяемых в заграничных странах при определении национальности юридических лиц, то личным законом предприятия неизменно является закон РФ. Личным законом определяются правоспособность юридического лица, его внутренняя структура, постановление о его ликвидации. Следовательно, использование норм отечественного законодательства имеет ограниченное значение.

Рассмотрение российского законодательства показывает, что зарубежные юридические лица, которые принимают участие во внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации, имеют те же права и несут те же обязанности, что и российские юридические лица. В отношении зарубежных юридических лиц работает единый принцип гражданского права, устанавливающий диспозитивные начала в реализации гражданско-правовых взаимоотношений и в реализации взаимоотношений, являющихся содержанием внешнеэкономической работы, в частности. Вместе с тем, в отношении иностранных юридических лиц устанавливаются определенные исключения, которые формируют особый режим их деятельности на территории России.

Невзирая на все старания государств законодательно зафиксировать и ввести в практику один критерий, который позволил бы всем странам единообразно подходить к установлению государственной принадлежности юридичес­кого лица, его реализация происходит исключительно на региональном уровне.

Изучение проблем об особых процедурах, которых следует  проходить иностранным юридическим лицам, в случае, если они намерены получать доход на территории государства, рассматривается в рамках разбора категории «допуск». Этот термин употребляется для обозначения исполнения иностранными субъектами особых установок, введенных государством, в границах которого субъекты намереваются принимать участие в предпринимательской деятельности, с целью функционирования бизнеса на территории государства на законных началах.

Проблема допуска иностранного юридического лица к хозяйственной сфере разрешается законодательством государства, в границах которого данное лицо намеревается исполнять эту деятельность. Во многих странах  иностранным юридическим лицам позволяется реализовывать хозяйственную деятельность, но при соблюдении установленных норм, закрепленных в национальном законодательстве или международным договором между принимающей страной и страной, национальную принадлежность которой имеют юридические лица.

Беря во внимание состоятельность и потребность внедрения пределов для охраны стратегически значимых сырьевых ресурсов РФ, следует не только закреплять правила, ограничивающие права иностранных юридических лиц в осуществлении ими всего спектра предпринимательских отношений, которым располагают их российские компаньоны, но и устанавливать границы введения таких ограничений. Эти меры важны для предупреждения беззакония должностных лиц и государственных органов.

Фактически все российские участники внешнеэкономической деятельности правомочны самостоятельного выхода на внешний рынок. Правом воплощения внешнеторговой деятельности владеют все российские лица, кроме особо оговоренных в законе случаев. Но быть может, установлена и государственная монополия на конкретные виды предпринимательской работы, затрагивающие отдельных экспортных и импортных операций.

Эту деятельность имеет право исполнять на базе особой лицензии лишь государственные унитарные фирмы (федеральные казенные компании), по долгам которых российское правительство несет дополнительную ответственность. Отдельные операции в сфере внешней торговли имеют все шансы создавать лишь большие государственные предприятия — внешнеэкономические объединения. Эти объединения считаются государственными юридическими лицами частного права — они не отождествляются с государством и выступают в гражданском обороте как самостоятельные субъекты права.

За рубежом российские юридические лица подчиняются юрисдикции того страны, на чьей местности это лицо исполняет ключевую хозяйственную деятельность. Впрочем, их собственный статут ориентируется российским правом. Защита прав и интересов отечественных юридических лиц с учетом законодательства страны присутствия входит в состав ключевых функций дипломатических и консульских представительств РФ за границей.

Первостепенную значимость имеют внутренние законодательные акты государства, согласно которым юридические лица исполняют свою деятельность. Все вопросы, затрагивающие порядок реализации деятельности на территории зарубежной страны, допуска юридического лица к работе, находят решение во внутреннем законодательстве той страны, где функционирует российское юридическое лицо, а также согласно положениям договора, заключенного Российской Федерацией с этим государством.

Данный принцип интернационального частного права признается нашим законодательством. Так, согласно ст. 5 Закона об обществах с ограниченной ответственностью: создание сообществом отделений и офисов за пределами территории РФ исполняется в соответствии с законодательством зарубежной страны, в случае если другое не предвидено интернациональным договором.

Актуальной проблематикой по определению правосубъектности и допуска к хозяйственной деятельности является рассмотрение данной темы в сфере недропользования.

Наблюдается, что преобладающее количество государств формирует в своем отечественном законодательстве специальный административно-правовой режим месторождений, которые имеют государственное значение. Данный режим типичен для участков недр, которые содержат стратегические типы полезных ископаемых или располагающихся в границах территорий с особым правовым положением. Руководство и регулирование таких территорий, разрешение предоставления их в пользование, в основном, заключаются в ведении руководителя страны или высшего исполнительного органа.

Для многих стран типична публичная (государственная) собственность на участки недр, которые включают месторождения стратегических видов полезных ископаемых. В рамках обеспечения государственной единства и суверенитета большинство государств объявляют федеральную государственную собственность на предоставляемые участки. Прибыль от данных участков делятся в федеративных государствах с рассредоточенной системой государственного управления несоразмерно – с преобладанием прав добывающих территорий. Унитарные государства с высоким уровнем организации исполнительной власти разделяют приобретаемые ресурсы от таких участков между территориями через централизованные финансовые схемы. Административный режим выдачи стратегических участков недр в во владение, используется в странах с развитой экономикой, в других странах – договорная.

Стоит отметить, что права и обязанности пользователей недр, а, также, общественно-правовое принятие положения субъектов, появляются от даты регистрирования и предоставления государственной лицензии на недропользование.

Общественное принятие статуса субъектов правоотношений недропользования предусматривает непременный разрешительный порядок его получения. Степень и масштаб правомочий субъектов устанавливается видом и характером предмета недропользования, статусом участка недр и его расположением.

Существует систематизация законодательных нормативов применительно к субъектному числу лиц, являющихся недропользователями, а также установлены основания к допуску возможного пользователя участками недр до участия в конкурсе или аукционе на недропользование, или приобретения лицензии без проведения конкурса или аукциона:

- сведения, квалифицирующие пользователя участками недр как юридическое лицо, зарегистрированное в РФ учрежденном порядке;

- сведения о присутствии у пользователя участками недр финансов, в величине, удовлетворяющей для реализации всех потребностей при осуществлении работ на месторождении;

- сведения о присутствии у пользователя участками недр технических возможностей, удовлетворяющих для реализации всех потребностей при осуществлении работ на участке недр.

В Законе РФ «О недрах» не прописаны требования к структуре документации и данных, определяющего возможного недропользователя как лицо, имеющее удовлетворительные финансовые и технические возможности для проведения работ на участке недр.

Анализируемые требования стоит разделить с учетом вида использования недрами, а также вида полезных ископаемых. Следует конкретизировать их в подходящих подзаконных нормативных правовых актах и определить закрытый список документов и сведений, подтверждающих информацию, представляемую пользователями недр для приобретения лицензии на использование недрами. Это  позволит  эффективно урегулировать взаимоотношения между пользователем участками недр и государством, минимизируя коррупционное звено.

В развитых государствах неоднозначно решается проблема разрешения иностранных инвесторов на операцию по разведке и добыче полезных ископаемых. Отдельные страны определяют границы зарубежного участия в программах, которые связаны с использованием недрами, другие − разделяют объекты по доступности для иностранных вкладчиков, некоторые – определяют предела по количеству резервов, некоторые страны формируют многообразные условия для инвестиций из других стран. Наряду с этим всеобщим направлением развития правового регулирования является  отсутствие в развитых государствах национального режима пользования недрами для иностранных вкладчиков.

До 2008 года в РФ  для зарубежных вкладчиков был определен национальный режим пользования недрами, то есть иностранным физическим и юридическим может быть дан тот же объем прав, гарантий и льгот, что и российским юридическим и физическим лицам по безусловному преобладанию видов недропользования. Но это не в полной мере соответствовало заинтересованности страны.

Вписанные в законодательство о недрах изменения по установлению предела иностранного участия в сфере недропользования, представляются аргументированными, принимают во внимание исчерпанность ресурсов недр, обязанность сберечь их для будущего страны.


Библиографический список
  1. Бальзамов Р. Л. Проблемы правосубъектности иностранных юридических лиц – участников внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации : Автореферат диссертации на соискание ученой  степени кандидата юридических наук. 12.00.03 – Гражданское право ; Предпринимательское право ; Семейное право ; Международное частное право /Р. Л. Бальзамов ; Науч. рук. Г. К. Дмитриева. – М., 2008. – 30 с.
  2. Василевская Д.В. Административно-правовой режим недропользования в Российской Федерации: проблемы теории и практики : автореферат дис. … доктора юридических наук : 12.00.14 / Василевская Дарья Владимировна; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. – Москва, 2008. – 52 с.
  3. Манин Я. В. Административно-правовое регулирование пользования  участками недр федерального значения : автореферат  диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальности : 12.00.14 – административное право, финансовое право, информационное  право ; 12.00.06 – природоресурсное право ; аграрное право  ; экологическое право / Я. В. Манин ; науч. рук. В. Д. Мельгунов. -М., 2012. -24 с.
  4. Пеленицына М.В. Международное частное право: Учебно-методический комплекс. – Уропинск: ГОУ ВПО ВГУ, 2010 – 312 с.


Все статьи автора «Татьяна Константинова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: