УДК 004

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ ШРИФТОВ ПРИ СОЗДАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ СРЕДСТВ

Явич Максим Павлович
Грузинский технический университет

Аннотация
При создании электронного учебника предлогается использование теории шрифтов для повышения внимания обучаемого в процессе изучения материала. Правильно подобранные комбинации шрифтов способствуют повышению внимания обучаемого и тем самым способствуют увеличению усваяемости материала. В данной статье разработана методика выбора соответствующих шрифтов при создании электронного учебника. Расмотрены вопросы межстрочных интервалов.

Ключевые слова: теория шрифтов, электроные образовательные средства


USING FONTS THEORY WHEN MAKING ELECTRONIC TEXT BOOK

Iavich Maxim Pavlovich
Georgian Technical University

Abstract
When making electronic textbooks we offer to the use of the theory of fonts to improve the student's attention in the process of learning the material. A well-chosen combinations of fonts helps to increase student's attention and thus helps to increase the digestibility of the material. In this article, is elaborated technique of selecting the appropriate fonts to create an electronic textbook. Are discussed the issues of line spacing.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Явич М.П. Использование теории шрифтов при создании электронных обучающих средств // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/24104 (дата обращения: 28.09.2017).

Электроные образовательные средства  и ,в первую очередь, электронные учебники  самого разного направления широко используются в высшей школе, желающими повысить свою квалификацию , получить второе образованние[1-4]  .  Каждый учебник  может иметь , как свои достоинства, так и недостатки[5]. В  последние годы они стали применятся и при обучение детей[6,7] . Но психология  усваиваемости материала   взрослым человеком и ребенком различная. Если первого интересует в основном полезность предлагаемого текста, то во втором случае необходим соответствующий  дизайн , который позволит облегчить ребенку читаемость текста , повысить его заинтересованость.  Выбор стиля шрифта сопровождается передачей  определенного  значения,  эффект применения конкретного шрифта  зависит  не только  от  контекста, но в основном от подсознательных психологических оссобеностей воспринимающей личности , особенно детской . Известно, что  типы шрифтов  могут передавать  специфические качества и характеристики.., что правильно подобрав  шрифт , можно передать настроение сообщения, повлиять на восприятие информации читателем. Ребенок эмоционально и  психологически может  по разному  воспринимать, геометрические формы ,как   отдельные буквы, так и  слова, или группы слов,  размер текста, интервал между строками, длину строк и размещение текста на странице , простота  или сложность контура,толщина штрихов, жирность шрифта, оттенение  на концах основных штрихов, площадь пробела внутри контура,  Психоэстетического воздействия на ребенка оказывает цвет, который  и создает определенное настроение, влияет таким образом на человеческие эмоции.

  К сожалению этот вопрос не  разбирается в имеющихся работах по психологии использования шрифтов[8-10].   При создании электронного учебника для детей необходима   правильно подобранная комбинация шрифтов, их размеры и примененных к ним эффектов, что способствует повышению интереса при чтение материала   и усваиваемости информации.                              

При выборе шрифта для электронного учебника в первую очередь нужно определить насколько хорошо текст  читается с экрана компьютера. Шрифты подразделяются на имеющие   засечки( Serif) и без них(Sans Serif  ).

Засечки облегчают чтение текста, они разделяют буквы между собой и помогает взгляду учащегося скользить вдоль информации ,поэтому информация написанная этими шрифтами читается намного легче. Тексты в электронных учебников целесообразно писать этим типом шрифтов. Примером  шрифтов Serif является семейство Times new Roman.Подобная группа шрифтов состоит из трех частей(рис.1):

Рис 1

1 – Основные штрихи, 2- Соединительные шрифты, 3- Засечки.

Шрифты без засечек  выглядят намного более совреммено. Ими стоит писать названия новых тем в ЭУ, этим их выделяя, заставля читателя обратить на них внимание.Примером  шрифтов Sans Serif является семейство  Arial. Шрифты без засечек состоят из двух частей(рис.2):

Рис 2

1 – Основные штрихи, 2- Соединительные шрифты.

Также стоит отметить существование декоративных шрифтов(рис.3):

Рис 3

С помощью этих шрифтов создатель электронного учебника может привлечь внимание читателя. Их надо использовать довольно редко, т.к. шрифтам такого типа свойственно более быстро утомлять читающего.

Используя текстовые и графические редакторы ,становится возможным применять эффекты букв , подчеркивать , делая полужирным, курсивным, зачаркивать и так далее(рис.4). Используя эти эффекты мы заставляем учащегося обратить внимание на конкретную информацию.

Рис 4

Для более полного восприятия  текста учащимися ,при создании электронных средств необходимо использовать минимальное количество разных шрифтов,  два  или максимум три .

Большое значение имеет правильно выбраное расстояние между буквами и между строками текста. Для того , чтобы внимание ребенка не рассеивалось расстояние не должно быть  большим, необходимо, чтобы блок текста  был, как один элемент. Обратный эффект достигается , ниже приведеным текстом ,содержащим  пробелы (рис.5)..

Рис 5

Расстояние между буквами и строками не должно быть малым. т.к. в этом случае  буквы или строки будут слепленны что понизит, читаемость  усваиваемость материала(рис.6).

Рис 6

Текст довольно трудно читается, из-за маленького межстрочного интервала.

Исхоя из вышесказанного можно сформулировать следущие требования к шрифтам , используемым при создание электронных образовательных средств , что позволит улучшить читаемость предлагаемого материала  и, как следствие  повысить заинтересованность ребенка и его образовательный уровень:

1.Содержимое  текста  электронного учебника должно быть выполнено шрифтом с засечками, заголовки  же должны  шрифтом без засечек.

2.При создании электронного учебника необходимо  использовать минимально возможное  количество разных шрифтов.

3.Для выделения информации необходимо использовать эффекты над текстом и в меньшей мере декоративные шрифты.

4.Расстояние между строками и буквами не должно быть очень большим или очень маленьким.


Библиографический список
  1. Ravid, G., Kalman, Y.M., Rafaeli, S. (2008). Wikibooks in Higher Education: Empowerment through Online Distributed Collaboration. Computers in Human Behavior, 24, 1913-1928.
  2. Schuetze, C.F. (2011). Textbooks finally take big leap to digital.  http://www.nytimes.com/2011/11/24/world/americas.
  3. Baker-Eveleth, L., Miller, J. R. & Tucker, L. (2011). Lowering Business Education Cost witha Custom Professor-written Online Text. Journal of Education for Business, 86(4), 248-252.
  4. Ефремов О.Ю. Разработка и применение учебных электронных изданий по гуманитарным дисциплинам в высшем военно-учебном заведении. СПб,2003
  5. Романченко Т.Н. Электронный учебник как средство формирования информационной культуры студентов  .  Автореф. …канд. педагогических наук .Саратов,2005, 37с.
  6. Явич М.П. Электронный учебник, его преимущества и недостатки. // Современные научные исследования и инновации. – Октябрь, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/10/16884
  7. Ивченко, Т. В. Электронный учебник “Биология: 6 класс. Живой организм”.    Биология в школе. – 2007. – № 7. – С.59-62.
  8. Босова, Л. Л. Цифровые образовательные ресурсы для пропедевтического курса информатики и ИКТ   . Информатика и образование. – 2009. – № 2. – С.32-47.
  9. О.Флоренская  ,. Психология бытового шрифта , из-во  University of Michigan, 2007,53с.
  10. О. Флоренская, Ю. Гулитов, Ю Молодковец, О.Шагапов, М Харшак. От психологии бытового шрифта к графической археологии,  Издательство: Literra Scripta, 2006 ,164с.
  11. Осетрова. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ШРИФТА В РЕКЛАМЕ .ВЕСТНИК ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2004, № 2,с.145=150.


Все статьи автора «Явич Максим Павлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: