Электроные образовательные средства и ,в первую очередь, электронные учебники самого разного направления широко используются в высшей школе, желающими повысить свою квалификацию , получить второе образованние[1-4] . Каждый учебник может иметь , как свои достоинства, так и недостатки[5]. В последние годы они стали применятся и при обучение детей[6,7] . Но психология усваиваемости материала взрослым человеком и ребенком различная. Если первого интересует в основном полезность предлагаемого текста, то во втором случае необходим соответствующий дизайн , который позволит облегчить ребенку читаемость текста , повысить его заинтересованость. Выбор стиля шрифта сопровождается передачей определенного значения, эффект применения конкретного шрифта зависит не только от контекста, но в основном от подсознательных психологических оссобеностей воспринимающей личности , особенно детской . Известно, что типы шрифтов могут передавать специфические качества и характеристики.., что правильно подобрав шрифт , можно передать настроение сообщения, повлиять на восприятие информации читателем. Ребенок эмоционально и психологически может по разному воспринимать, геометрические формы ,как отдельные буквы, так и слова, или группы слов, размер текста, интервал между строками, длину строк и размещение текста на странице , простота или сложность контура,толщина штрихов, жирность шрифта, оттенение на концах основных штрихов, площадь пробела внутри контура, Психоэстетического воздействия на ребенка оказывает цвет, который и создает определенное настроение, влияет таким образом на человеческие эмоции.
К сожалению этот вопрос не разбирается в имеющихся работах по психологии использования шрифтов[8-10]. При создании электронного учебника для детей необходима правильно подобранная комбинация шрифтов, их размеры и примененных к ним эффектов, что способствует повышению интереса при чтение материала и усваиваемости информации.
При выборе шрифта для электронного учебника в первую очередь нужно определить насколько хорошо текст читается с экрана компьютера. Шрифты подразделяются на имеющие засечки( Serif) и без них(Sans Serif ).
Засечки облегчают чтение текста, они разделяют буквы между собой и помогает взгляду учащегося скользить вдоль информации ,поэтому информация написанная этими шрифтами читается намного легче. Тексты в электронных учебников целесообразно писать этим типом шрифтов. Примером шрифтов Serif является семейство Times new Roman.Подобная группа шрифтов состоит из трех частей(рис.1):
Рис 1
1 – Основные штрихи, 2- Соединительные шрифты, 3- Засечки.
Шрифты без засечек выглядят намного более совреммено. Ими стоит писать названия новых тем в ЭУ, этим их выделяя, заставля читателя обратить на них внимание.Примером шрифтов Sans Serif является семейство Arial. Шрифты без засечек состоят из двух частей(рис.2):
Рис 2
1 – Основные штрихи, 2- Соединительные шрифты.
Также стоит отметить существование декоративных шрифтов(рис.3):
Рис 3
С помощью этих шрифтов создатель электронного учебника может привлечь внимание читателя. Их надо использовать довольно редко, т.к. шрифтам такого типа свойственно более быстро утомлять читающего.
Используя текстовые и графические редакторы ,становится возможным применять эффекты букв , подчеркивать , делая полужирным, курсивным, зачаркивать и так далее(рис.4). Используя эти эффекты мы заставляем учащегося обратить внимание на конкретную информацию.
Рис 4
Для более полного восприятия текста учащимися ,при создании электронных средств необходимо использовать минимальное количество разных шрифтов, два или максимум три .
Большое значение имеет правильно выбраное расстояние между буквами и между строками текста. Для того , чтобы внимание ребенка не рассеивалось расстояние не должно быть большим, необходимо, чтобы блок текста был, как один элемент. Обратный эффект достигается , ниже приведеным текстом ,содержащим пробелы (рис.5)..
Рис 5
Расстояние между буквами и строками не должно быть малым. т.к. в этом случае буквы или строки будут слепленны что понизит, читаемость усваиваемость материала(рис.6).
Рис 6
Текст довольно трудно читается, из-за маленького межстрочного интервала.
Исхоя из вышесказанного можно сформулировать следущие требования к шрифтам , используемым при создание электронных образовательных средств , что позволит улучшить читаемость предлагаемого материала и, как следствие повысить заинтересованность ребенка и его образовательный уровень:
1.Содержимое текста электронного учебника должно быть выполнено шрифтом с засечками, заголовки же должны шрифтом без засечек.
2.При создании электронного учебника необходимо использовать минимально возможное количество разных шрифтов.
3.Для выделения информации необходимо использовать эффекты над текстом и в меньшей мере декоративные шрифты.
4.Расстояние между строками и буквами не должно быть очень большим или очень маленьким.
Библиографический список
- Ravid, G., Kalman, Y.M., Rafaeli, S. (2008). Wikibooks in Higher Education: Empowerment through Online Distributed Collaboration. Computers in Human Behavior, 24, 1913-1928.
- Schuetze, C.F. (2011). Textbooks finally take big leap to digital. http://www.nytimes.com/2011/11/24/world/americas.
- Baker-Eveleth, L., Miller, J. R. & Tucker, L. (2011). Lowering Business Education Cost witha Custom Professor-written Online Text. Journal of Education for Business, 86(4), 248-252.
- Ефремов О.Ю. Разработка и применение учебных электронных изданий по гуманитарным дисциплинам в высшем военно-учебном заведении. СПб,2003
- Романченко Т.Н. Электронный учебник как средство формирования информационной культуры студентов . Автореф. …канд. педагогических наук .Саратов,2005, 37с.
- Явич М.П. Электронный учебник, его преимущества и недостатки. // Современные научные исследования и инновации. – Октябрь, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/10/16884
- Ивченко, Т. В. Электронный учебник “Биология: 6 класс. Живой организм”. Биология в школе. – 2007. – № 7. – С.59-62.
- Босова, Л. Л. Цифровые образовательные ресурсы для пропедевтического курса информатики и ИКТ . Информатика и образование. – 2009. – № 2. – С.32-47.
- О.Флоренская ,. Психология бытового шрифта , из-во University of Michigan, 2007,53с.
- О. Флоренская, Ю. Гулитов, Ю Молодковец, О.Шагапов, М Харшак. От психологии бытового шрифта к графической археологии, Издательство: Literra Scripta, 2006 ,164с.
- Осетрова. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ШРИФТА В РЕКЛАМЕ .ВЕСТНИК ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2004, № 2,с.145=150.