УДК 371.21

СЕТЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ – ШКОЛЫ РЕГИОНА

Голубев Олег Борисович1, Никифоров Олег Юрьевич2
1Вологодский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий и методики преподавания информатики
2Вологодский государственный университет, начальник отдела информационно-коммуникационных ресурсов и технологий

Аннотация
В данной статье раскрываются вопросы, связанные с созданием платформы для сетевого взаимодействия в системе педагогический вуз – школа. Данная платформа позволила бы решить ряд актуальных проблем в образовании: внедрение информационных технологий в учебный процесс, повышение доступности образования, его качества и эффективности. Особое внимание авторы уделяют разработке модели организации сетевого взаимодействия в системе вуз – школа.

Ключевые слова: информационные технологии, образовательная парадигма, педагогический университет, платформа сетевого взаимодействия, сетевая парадигма, сетевой проект, цифровая школа


NETWORK INFORMATION TECHNOLOGIES AS THE BASIS NEW EDUCATIONAL PARADIGM IN THE SYSTEM OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY – SCHOOLS

Golubev Oleg Borisovich1, Nikiforov Oleg Yuryevich2
1Vologda State University, Ph.D., assistant professor of information technology and teaching methods of Informatics
2Vologda State University, Head of information and communications resources and technologies

Abstract
This article describes issues related to the creation of a platform for networking in the pedagogical university - school. This platform would allow to solve a number of pressing problems in education: the introduction of information technologies in educational process, improving access to education, quality and efficiency. They focus on the development model for the organization of networking in the pedagogical university - school.

Keywords: educational paradigm, information technology, platform networking


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. Сетевые информационные технологии как основа новой образовательной парадигмы в системе педагогический ВУЗ – школы региона // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/11/18792 (дата обращения: 20.11.2016).

Для решения актуальных проблем образования: внедрение новых информационных технологий в учебный процесс, повышение доступности образования, его качества и эффективности, обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны необходимо создание платформы для сетевого взаимодействия в системе педагогический вуз – школа [1].

Для сетевой парадигмы характерно обучение на основе решения конкретных проблем, что предполагает эклектичность в самостоятельном получении знаний, но более высокую мотивационную обеспеченность. Сфера взаимодействия обучающихся в значительной степени смещается в сферу виртуального пространства Интернета, где они должны совместно решать поставленные перед ними проблемы, а также те проблемы, которые они формулируют самостоятельно. Компьютерные сети используется не столько для получения знаний, сколько для сотрудничества, получения опыта профессиональной деятельности. Для коллективных учебных проектов по ряду предметов, в том числе и по математике хорошо подходит Вики-технология, как среда сетевого соучастия и организации совместной деятельности обучаемых. Использование Вики-технологии позволяет вести речь об обучении как процессе создания учащимися совместного сетевого контента.

Платформа предполагает разработку модели сетевого портала, который будет средством взаимодействия в системе педагогический вуз – школы. Одной из основных задач в рамках данного направления является построение модели сетевого портала и методики его использования для взаимодействия между педагогическим вузом и школами региона. Портал реализуется на базе Вологодского государственного педагогического университета и включает в себя организационно-технологическое и информационно-методическое обеспечение. Организационно-технологическое обеспечение содержит инструкции по работе с порталом для разных типов пользователей. Информационно-методическое обеспечение, включает: методическое пособие по разработке сетевого курса; методические рекомендации по использованию сетевого курса в системе взаимодействия педагогический вуз – школа.

Для экспериментального исследования разработанной модели разрабатывается учебно-методическое обеспечение для системы сетевого взаимодействия. Учебно-методическое обеспечение включает в себя образовательную программу для курсов повышения квалификации учителей школ и преподавателей вузов в области применения информационно-коммуникационных технологий и сетевого взаимодействия в системе педагогический вуз – школа и курсы по дисциплинам “Информатика”, “Математика”, “Физика”. Также в рамках данного направления необходимо проведение курсов повышения квалификации для учителей и преподавателей вуза.

После анализа результатов апробации методики и модели будут разработаны рекомендации и методические материалы по использованию результатов данного исследования при построении системы взаимодействия между педагогическими вузами и школами.

Результатом исследования в рамках данного направления будет модель организации сетевого взаимодействия в системе педагогический вуз – школа. Эта модель может стать основой дальнейших исследований. Кроме того, возможно применение данной модели в области инженерного образования, например, в системе взаимодействия технический вуз – школа.

В качестве основных направлений внедрения результатов исследования в образовательный процесс можно выделить:

  • система дополнительного образования школьников;
  • организация работы с одаренными детьми;
  • профориентационная работа со школьниками и студентами педагогического вуза;
  • повышение квалификации учителей школ и преподавателей вузов в области применения современных информационно-коммуникационных технологий и сетевого взаимодействия.

Исследования в рамках данного направления будут особенно полезны сельским школам. Если в крупных городских школах проблемы информатизации образования постепенно решаются, хотя и не полностью, то в удаленных сельских школах они пока еще далеки от своего решения.

В настоящее время, когда сельская школа стала повсеместно малочисленной, когда произошло существенное обеднение сельского социума, были ликвидированы детские сады. Дома культуры, клубы и другие образовательные учреждения, сельская школа может стать общественным культурным центром деревни благодаря наличию доступа к глобальным информационным сетям. Специфической особенностью многих таких школ являются малочисленные разновозрастные группы, охватывающих несколько классов. В их образовательной деятельности сегодня необычайно важен аспект инновационной направленности, внедрения интерактивных технологий обучения и использования электронных образовательных ресурсов. Все эти задачи сельские школы могут решить только во взаимодействии с педвузами, использую их кадровый и научный потенциал.

Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема развития познавательной активности учащихся в образовательном процессе. В связи с этим в процессе обучения отдельным предметам (математике, физике и информатике) необходимо изменить подходы к организации самостоятель­ной учебно-познавательной деятельности учащихся, поскольку эффективная организация таковой способна не только создавать условия для повышения качества обучения, но и влиять на развитие творческих способностей, самостоятельности и активности, то есть способствовать становлению и развитию будущей профессиональной компетентности человека [2].


Библиографический список
  1. Голубев О.Б. Сетевые проекты в обучении информатике и математике. Вологда, 2011. С.138.
  2. Голубев О.Б. Учебные сетевые проекты в обучении математике как средство развития познавательной активности студентов-гуманитариев, автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2010.


Все статьи автора «Никифоров Олег Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация