Для решения актуальных проблем образования: внедрение новых информационных технологий в учебный процесс, повышение доступности образования, его качества и эффективности, обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны необходимо создание платформы для сетевого взаимодействия в системе педагогический вуз – школа [1].
Для сетевой парадигмы характерно обучение на основе решения конкретных проблем, что предполагает эклектичность в самостоятельном получении знаний, но более высокую мотивационную обеспеченность. Сфера взаимодействия обучающихся в значительной степени смещается в сферу виртуального пространства Интернета, где они должны совместно решать поставленные перед ними проблемы, а также те проблемы, которые они формулируют самостоятельно. Компьютерные сети используется не столько для получения знаний, сколько для сотрудничества, получения опыта профессиональной деятельности. Для коллективных учебных проектов по ряду предметов, в том числе и по математике хорошо подходит Вики-технология, как среда сетевого соучастия и организации совместной деятельности обучаемых. Использование Вики-технологии позволяет вести речь об обучении как процессе создания учащимися совместного сетевого контента.
Платформа предполагает разработку модели сетевого портала, который будет средством взаимодействия в системе педагогический вуз – школы. Одной из основных задач в рамках данного направления является построение модели сетевого портала и методики его использования для взаимодействия между педагогическим вузом и школами региона. Портал реализуется на базе Вологодского государственного педагогического университета и включает в себя организационно-технологическое и информационно-методическое обеспечение. Организационно-технологическое обеспечение содержит инструкции по работе с порталом для разных типов пользователей. Информационно-методическое обеспечение, включает: методическое пособие по разработке сетевого курса; методические рекомендации по использованию сетевого курса в системе взаимодействия педагогический вуз – школа.
Для экспериментального исследования разработанной модели разрабатывается учебно-методическое обеспечение для системы сетевого взаимодействия. Учебно-методическое обеспечение включает в себя образовательную программу для курсов повышения квалификации учителей школ и преподавателей вузов в области применения информационно-коммуникационных технологий и сетевого взаимодействия в системе педагогический вуз – школа и курсы по дисциплинам “Информатика”, “Математика”, “Физика”. Также в рамках данного направления необходимо проведение курсов повышения квалификации для учителей и преподавателей вуза.
После анализа результатов апробации методики и модели будут разработаны рекомендации и методические материалы по использованию результатов данного исследования при построении системы взаимодействия между педагогическими вузами и школами.
Результатом исследования в рамках данного направления будет модель организации сетевого взаимодействия в системе педагогический вуз – школа. Эта модель может стать основой дальнейших исследований. Кроме того, возможно применение данной модели в области инженерного образования, например, в системе взаимодействия технический вуз – школа.
В качестве основных направлений внедрения результатов исследования в образовательный процесс можно выделить:
- система дополнительного образования школьников;
- организация работы с одаренными детьми;
- профориентационная работа со школьниками и студентами педагогического вуза;
- повышение квалификации учителей школ и преподавателей вузов в области применения современных информационно-коммуникационных технологий и сетевого взаимодействия.
Исследования в рамках данного направления будут особенно полезны сельским школам. Если в крупных городских школах проблемы информатизации образования постепенно решаются, хотя и не полностью, то в удаленных сельских школах они пока еще далеки от своего решения.
В настоящее время, когда сельская школа стала повсеместно малочисленной, когда произошло существенное обеднение сельского социума, были ликвидированы детские сады. Дома культуры, клубы и другие образовательные учреждения, сельская школа может стать общественным культурным центром деревни благодаря наличию доступа к глобальным информационным сетям. Специфической особенностью многих таких школ являются малочисленные разновозрастные группы, охватывающих несколько классов. В их образовательной деятельности сегодня необычайно важен аспект инновационной направленности, внедрения интерактивных технологий обучения и использования электронных образовательных ресурсов. Все эти задачи сельские школы могут решить только во взаимодействии с педвузами, использую их кадровый и научный потенциал.
Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема развития познавательной активности учащихся в образовательном процессе. В связи с этим в процессе обучения отдельным предметам (математике, физике и информатике) необходимо изменить подходы к организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, поскольку эффективная организация таковой способна не только создавать условия для повышения качества обучения, но и влиять на развитие творческих способностей, самостоятельности и активности, то есть способствовать становлению и развитию будущей профессиональной компетентности человека [2].
Библиографический список
- Голубев О.Б. Сетевые проекты в обучении информатике и математике. Вологда, 2011. С.138.
- Голубев О.Б. Учебные сетевые проекты в обучении математике как средство развития познавательной активности студентов-гуманитариев, автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2010.