УДК 37

ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА УСПЕШНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-РАЗРЯДНИКОВ

Левченко Владимир Владимирович1, Заев П.И.1
1Московский университет МВД России

Аннотация
В данной статье рассматривается влияние стресса как демотиватора на результативность спортивной деятельности спортсменов разрядников. Проведён анализ влияния стресса на успешность спортивной деятельности спортсменов-разрядников на примере турнира по шахматам. Выявлены основные типы стрессоустойчивости. Даны рекомендации по минимализации стрессовых ситуаций в деятельности спортсменов-разрядников.

Ключевые слова: индивидуальные психофизиологические качества, Стресс, стрессоустойчивость, фрустрация


INFLUENCE OF STRESS ON THE SUCCESS OF ATHLETES' SPORTS ACTIVITIES

Levchenko Vladimir Vladimirovich1, Zaev P.I.1
1Moscow University of MVD

Abstract
This article examines the influence of stress as demotivator on the effectiveness of athletes' sports activitiy. Chess tournament is made for example in this artivle. The basic types of stressproof are described. Recommendations for minimizing stress situation of athletes are also described.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Левченко В.В., Заев П.И. Влияние стресса на успешность спортивной деятельности спортсменов-разрядников // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/11/18420 (дата обращения: 04.06.2017).

От психического состояния спортсмена коренным образом зависит результат выполняемой им деятельности. Длительность учебных занятий и однообразность упражнений способствуют быстрой утомляемости во время учебно-тренировочного процесса. Понижение работоспособности вследствие истощения эндогенных биологических резервов организма проявляется в увеличении частоты сердечных сокращений при пониженном кровотоке, ввиду чего мышцы и головной мозг снабжаются кислородом в недостаточных количествах – заметно снижается темп работы, ослабляется внимание , усваиваемость учебного материала сводится к минимуму, сонливость приобретает хроническую форму. На этом фоне затормаживается мотивация действий, что, в свою очередь, проявляется в негативном эмоциональном расстройстве, способствующем дезорганизации осознанной деятельности. Под влиянием пережитого стресса многие профессиональные спортсмены становятся девиантами и деликвентами Однако не любая стрессовая ситуация способна разбалансировать человеческое сознание. Данный процесс образуется по принципу «снежного кома»: наступает определённый момент, при котором уровень дезорганизации сознания превосходит потенциальный биологический резерв человека – его «запас прочности».  По мнению Ф.Б. Березина «определение психологической защиты лежит в проблеме психической адаптации как родовой категории» [1,с.98]. Наступает фрустрация, степень вовлечённости в которую определяется личностной самооценкой и общей социальной оценкой личности. Если социальная оценка соответствует личностной, то протекание фрустрации быстро заканчивается. Человеку не сложно разрядиться, подыскав для себя интересное занятие – положительная разрядка укрепляет силу воли в противостоянии нервным потрясениям. Неразвитые либо плохо развитые волевые качества  способствуют отрицательной эмоциональной разрядке, выплёскивающейся на ближних: на родственниках, товарищах и коллег.

Наступлению фрустрации может способствовать и переоценка воспитанником своих возможностей, а также неправильный педагогический подход. Существует мнение, что эмоциональные и интеллектуальные личностные составляющие способны оказывать неодинаковое влияние на развитие синдрома стресса “из-за возможностей различного уровня развития интеллекта и эмоциональной сферы у одного и того же человека” [2, с.15].

Был проведён практический эксперимент с целью выявления уровня зависимости эмоциональной напряжённости от внешних факторов. Семнадцати студентам второго и третьего курсов (девять юношей и восемь девушек), имеющим спортивные разряды по шахматам от II-го до I-го, предложили принять участие в турнире. Для повышения мотивации к игре испытуемым была сообщена легенда эксперимента, согласно которой выявлялся лишь один победитель, которому доставалось денежное вознаграждение всего призового фонда.  Помимо испытуемых в турнире принимал участие помощник экспериментатора – шахматист высокой квалификации. Турнир проводился по олимпийской системе за одним шахматным столом в режиме полублица с игровым регламентом по 10 минут. Для повышения переоценки своих возможностей испытуемыми помощник экспериментатора прикрепил к пиджаку  значок третьеразрядника.  В качестве дополнительных условий эксперимента также выступали ложная нервозность помощника экспериментатора при розыгрыше дебюта и намеренное допущение нарушения правил проведения спортивного соревнования по шахматам, выражающееся в виде открытого обсуждения проходящей игры участниками, ожидающими своей очереди.

В ходе подробного разбора сыгранных партий были выделены несколько общих этапов совершения грубейших тактических ошибок испытуемыми под влиянием внешних факторов (погрешность в измерении границ каждого периода составила 1-2 хода), что подтверждает теорию четырёх типов стрессоустойчивости:

- стрессоустойчивые (1 юноша (I-й разряд) и 2 девушки (I-е разряды)) полностью игнорировали воздействие внешних факторов, сконцентрировав своё внимание на процессе игры;

- стрессотренируемые (3 юноши (I-й и два II-ых разряда) и 1 девушка (II-й разряд)) абстрагировались от воздействия внешних факторов сразу после того, как заметили ухудшение своей позиции в дебюте;

- стрессотормозные (5 юношей (два II-х и три III-х) и 3 девушки(два II-х и III-й)) не показывали внешне своих переживаний, но от миттельшпиля к эндшпилю количество грубых ошибок увеличивалось в геометрической прогрессии;

-стрессонеустойчивые (2 девушки (III-и разряды)) сдали партию “со слезами на глазах”, так и не завершив полное развитие фигур в дебюте.

Также у испытуемых дополнительно выявили уровень тревожности по шкале соревновательной личностной тревожности Л. Мартенса. После обработки результатов диагностики был составлен график тревожности, дополнительно подтвердивший результаты практического эксперимента:

Тем не менее,  итогом для всех испытуемых явилось поражение от более сильного спортсмена.
В результате проведённой экспериментально-исследовательской работы были установлены следующие закономерности:
1) Стрессоустойчивость (т.е. «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [3, с. 542].) спортсмена напрямую зависит от уровня его профессиональной квалификации (чем выше мастерство, тем спортсмен стрессоустойчивее);

2) Преподаватель должен учитывать индивидуальные психофизиологические качества и способности того или иного учащегося в конкретной спортивной деятельности и способствовать совершенствованию мастерских  навыков;
3) Если на определённом этапе учащийся временно перестаёт самосовершенствоваться,  то не следует оказывать на него давление – лучшим решением любой конфликтной ситуации является её избежание;
4) Компенсаторным механизмом неуспеваемости в конкретной  деятельности может служить смена вида данной деятельности.


Библиографический список
  1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. –  Л.: Наука, 1988. – 270с.
  2. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения/ Т.А. Немчин – Л.: ЛГУ, 1983. – 166 с.
  3. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. – M., 1983. – 592с.


Все статьи автора «Vladimir Levchenko»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: