УДК 37

ВОЗМОЖНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Ханаева Алена Михайловна
Калмыцкий государственный университет
преподаватель ФСПО

Аннотация
В статье рассматриваются возможности общественных объединений ВУЗа в формировании лидерских качеств будущих специалистов.

Ключевые слова: общественные объединения ВУЗа, социальный потенциал общественных организаций


POSSIBILITIES OF PUBLIC ASSOCIATIONS OF THE UNIVERSITY IN BUILDING LEADERSHIP SKILLS OF FUTURE PROFESSIONALS

Hanaeva Alena Mihaylovna
Kalmyk State University
FSPO teacher

Abstract
This article is about possibilities of public associations of the university in building leadership skills of future professionals.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ханаева А.М. Возможности общественных объединений ВУЗа в формировании лидерских качеств будущих специалистов // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/10/17076 (дата обращения: 02.06.2017).

Сегодня в условиях социальных и экономических перемен назрела острая потребность общества в нравственных, духовно богатых и творческих людях, обладающих высоким уровнем профессиональной и личностной культуры.

Современный студент – это лидер, обладающий коммуникативными способностями, умением работать в команде, адаптироваться к переменам, способностью влиять на других студентов в направлении достижения определенной цели. Помимо этого, лидер призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в коллективе, в условиях микросреды.

В современных условиях необходима совершенно новая воспитательная концепция, направленная на формирование лидерства среди молодежи, организации услуг в условиях конкуренции на рынке труда, подготовки компетентного специалиста, будущего руководителя.

Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики показывает, что проблеме формирования лидерских качеств у студентов высших учебных заведений посвящены многие научные исследования, в совокупности доказывающие важность и актуальность данного процесса. Однако, затронутая нами проблема приобретает особое значение, так как комсомольские и высшие партийные школы, где молодые люди обучались науке лидерства и управления, в настоящее время потеряли актуальность и возникла острая проблема подготовки будущих специалистов, обладающих набором лидерских качеств и отвечающих запросам современного гражданского общества.

Организация процесса формирования лидерских качеств студентов в учебном заведении является весьма сложным мероприятием и  невозможно без участия студентов в общественной деятельности, в работе творческих объединений, в органах студенческого самоуправления.

В настоящее время органы самоуправления студентов рассматриваются как часть системы воспитательной работы учебного заведения. Студенческое самоуправление занимает особое место в формировании социально зрелой личности, развитии управленческих, организаторских, коммуникативных способностей будущих специалистов, оказывает существенное влияние на рост их профессиональной компетентности, ответственности, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию, выработке творческого подхода в решении поставленных задач.

Сегодня воспитательная деятельность образовательных учреждений  постоянно совершенствуется, создаются новые общественные объединения, открываются Школы лидеров, ведутся семинары и тренинги, направленные на активизацию социальной позиции молодежи.

Безусловно, процесс формирования лидерских качеств является сложным и противоречивым. Говоря о подготовки будущих специалистов с лидерскими способностями, необходимо принять во внимание тот факт, что эффективность процесса формирования лидерских качеств зависит напрямую от педагога-воспитателя. Педагогом-воспитателем в вузе выступает главным образом куратор, который должен знать об особенностях работы с лидерами, понимать феномен лидерства в современных условиях, должен уметь диагностировать лидерский потенциал воспитанника и организовать подготовку лидеров. Умение и стремление к взаимодействию с лидерами определяют уровень подготовленности педагога, куратора, вожатого.

В Калмыцком госуниверситете имеется определенный опыт по формированию лидерских качеств у будущих специалистов. Выработана целая система воспитательной работы, которая заключается в поэтапном формировании социально значимых качеств личности студента посредством кураторской работы, вовлечения студентов в органы студенческого самоуправления и общественные организации.

На первом этапе происходит диагностирование лидерского потенциала первокурсника. В Калмыцком госуниверситете ежегодно проходят трехдневные лагерные смены по развитию студенческого самоуправления (далее ССУ), творческой активности и гражданско-патриотического воспитания молодежи. Со студентами работают квалифицированные специалисты, проводятся тренинги по развитию личностных качеств и умению работать в команде, интерактивные занятия, деловые игры по направлениям, тематические мастер – классы, работают дискуссионные площадки, также используются различные инновационные формы работы со студентами. Обучающие лагеря позволяют раскрыть лидерский потенциал, выявить активных и заинтересованных студентов. По итогам деятельности лагерных смен на факультетах сформировывается актив, куда входят студенты первых и вторых курсов.

На втором этапе формирования лидерских качеств особое значение играет органы ССУ, так как без участия студентов в общественной деятельности невозможно сформировать социально активную молодежь.

Так, в Калмыцком государственном университете существуют общественные организации различной направленности, где студенты могут проявить и раскрыть себя в процессе межличностного общения. К ним относят следующие организации: Студсовет, Профком студентов, Старостат, педагогический отряд «Джангар», студия «Пеликон», народный ансамбль «Бумбин орн», «Лига интеллектуальных игр», вокальная студия «Консонанс» и многие другие. Все эти молодежные объединения направлены на формирование управленческих, организаторских способностей, способствуют социализации личности.

Третий этап формирования лидерских качеств студентов зависит от понимания важности приобретения знаний в области изучаемых дисциплин. Говоря о подготовке будущих специалистов с лидерскими качествами, необходимо принимать во внимание тот факт, что он должен обладать профессиональной компетентностью. В Калмыцком госуниверситете ведется активная профориентационная работа, в которую входит проведение предметных олимпиад, конкурсы профессионального мастерства, проводятся научно-практические конференции, декады бухгалтеров, юристов и многое другое.

Участие в общественных объединениях, студенческом самоуправлении, работа в коллективе откладывает свой отпечаток на формировании личности студента. Будущий специалист должен отвечать не только требованиям профессиональной компетентности, но и социальному заказу общества. Как мы указали раннее, сегодня обществу нужны компетентные и активные специалисты, способные самостоятельно принять решение, готовые взять на себя ответственность за их осуществление, умеющие четко определять цели своей деятельности, прогнозировать варианты ее достижения, анализировать ход и результаты, преодолевать трудности, а также умеющие правильно строить взаимоотношения с другими людьми, работать в команде, т.е. проявлять лидерские качества.

Необходимо отметить, что социальный потенциал общественных организаций не вполне реализован современным обществом, однако, в последнее время все чаще педагоги рассматривают общественные объединения как школу формирования лучших человеческих качеств. И это обусловливает перспективу исследования проблемы формирования лидерства в общественной организации.



Все статьи автора «Alena Xanaeva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: