Сегодня в условиях социальных и экономических перемен назрела острая потребность общества в нравственных, духовно богатых и творческих людях, обладающих высоким уровнем профессиональной и личностной культуры.
Современный студент – это лидер, обладающий коммуникативными способностями, умением работать в команде, адаптироваться к переменам, способностью влиять на других студентов в направлении достижения определенной цели. Помимо этого, лидер призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в коллективе, в условиях микросреды.
В современных условиях необходима совершенно новая воспитательная концепция, направленная на формирование лидерства среди молодежи, организации услуг в условиях конкуренции на рынке труда, подготовки компетентного специалиста, будущего руководителя.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики показывает, что проблеме формирования лидерских качеств у студентов высших учебных заведений посвящены многие научные исследования, в совокупности доказывающие важность и актуальность данного процесса. Однако, затронутая нами проблема приобретает особое значение, так как комсомольские и высшие партийные школы, где молодые люди обучались науке лидерства и управления, в настоящее время потеряли актуальность и возникла острая проблема подготовки будущих специалистов, обладающих набором лидерских качеств и отвечающих запросам современного гражданского общества.
Организация процесса формирования лидерских качеств студентов в учебном заведении является весьма сложным мероприятием и невозможно без участия студентов в общественной деятельности, в работе творческих объединений, в органах студенческого самоуправления.
В настоящее время органы самоуправления студентов рассматриваются как часть системы воспитательной работы учебного заведения. Студенческое самоуправление занимает особое место в формировании социально зрелой личности, развитии управленческих, организаторских, коммуникативных способностей будущих специалистов, оказывает существенное влияние на рост их профессиональной компетентности, ответственности, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию, выработке творческого подхода в решении поставленных задач.
Сегодня воспитательная деятельность образовательных учреждений постоянно совершенствуется, создаются новые общественные объединения, открываются Школы лидеров, ведутся семинары и тренинги, направленные на активизацию социальной позиции молодежи.
Безусловно, процесс формирования лидерских качеств является сложным и противоречивым. Говоря о подготовки будущих специалистов с лидерскими способностями, необходимо принять во внимание тот факт, что эффективность процесса формирования лидерских качеств зависит напрямую от педагога-воспитателя. Педагогом-воспитателем в вузе выступает главным образом куратор, который должен знать об особенностях работы с лидерами, понимать феномен лидерства в современных условиях, должен уметь диагностировать лидерский потенциал воспитанника и организовать подготовку лидеров. Умение и стремление к взаимодействию с лидерами определяют уровень подготовленности педагога, куратора, вожатого.
В Калмыцком госуниверситете имеется определенный опыт по формированию лидерских качеств у будущих специалистов. Выработана целая система воспитательной работы, которая заключается в поэтапном формировании социально значимых качеств личности студента посредством кураторской работы, вовлечения студентов в органы студенческого самоуправления и общественные организации.
На первом этапе происходит диагностирование лидерского потенциала первокурсника. В Калмыцком госуниверситете ежегодно проходят трехдневные лагерные смены по развитию студенческого самоуправления (далее ССУ), творческой активности и гражданско-патриотического воспитания молодежи. Со студентами работают квалифицированные специалисты, проводятся тренинги по развитию личностных качеств и умению работать в команде, интерактивные занятия, деловые игры по направлениям, тематические мастер – классы, работают дискуссионные площадки, также используются различные инновационные формы работы со студентами. Обучающие лагеря позволяют раскрыть лидерский потенциал, выявить активных и заинтересованных студентов. По итогам деятельности лагерных смен на факультетах сформировывается актив, куда входят студенты первых и вторых курсов.
На втором этапе формирования лидерских качеств особое значение играет органы ССУ, так как без участия студентов в общественной деятельности невозможно сформировать социально активную молодежь.
Так, в Калмыцком государственном университете существуют общественные организации различной направленности, где студенты могут проявить и раскрыть себя в процессе межличностного общения. К ним относят следующие организации: Студсовет, Профком студентов, Старостат, педагогический отряд «Джангар», студия «Пеликон», народный ансамбль «Бумбин орн», «Лига интеллектуальных игр», вокальная студия «Консонанс» и многие другие. Все эти молодежные объединения направлены на формирование управленческих, организаторских способностей, способствуют социализации личности.
Третий этап формирования лидерских качеств студентов зависит от понимания важности приобретения знаний в области изучаемых дисциплин. Говоря о подготовке будущих специалистов с лидерскими качествами, необходимо принимать во внимание тот факт, что он должен обладать профессиональной компетентностью. В Калмыцком госуниверситете ведется активная профориентационная работа, в которую входит проведение предметных олимпиад, конкурсы профессионального мастерства, проводятся научно-практические конференции, декады бухгалтеров, юристов и многое другое.
Участие в общественных объединениях, студенческом самоуправлении, работа в коллективе откладывает свой отпечаток на формировании личности студента. Будущий специалист должен отвечать не только требованиям профессиональной компетентности, но и социальному заказу общества. Как мы указали раннее, сегодня обществу нужны компетентные и активные специалисты, способные самостоятельно принять решение, готовые взять на себя ответственность за их осуществление, умеющие четко определять цели своей деятельности, прогнозировать варианты ее достижения, анализировать ход и результаты, преодолевать трудности, а также умеющие правильно строить взаимоотношения с другими людьми, работать в команде, т.е. проявлять лидерские качества.
Необходимо отметить, что социальный потенциал общественных организаций не вполне реализован современным обществом, однако, в последнее время все чаще педагоги рассматривают общественные объединения как школу формирования лучших человеческих качеств. И это обусловливает перспективу исследования проблемы формирования лидерства в общественной организации.