УДК 37

ВЛИЯНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТИФИКАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО (КАДЕТСКОГО) КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Левченко Владимир Владимирович
Московский университет МВД России

Аннотация
В статье рассматривается и анализируется зависимость формирования стратификационной структуры общеобразовательного и специализированного (кадетского) классов от межличностных отношений внутри коллектива на примере позитивной девиации. Анализ проводится на основе социологического опроса учащихся по наиболее важным факторам, влияющим на межличностные отношения в процессе учебной деятельности.

Ключевые слова: межличностные отношения, общеобразовательные классы, позитивные девиации, специализированные классы, старший школьный возраст


INFLUENCE OF COLLECTIVE INTERPERSONAL RELATIONS ON THE FORMATION OF THE STRATIFICATION STRUCTURE OF GENERAL EDUCATION AND SPECIALIZED (CADET) SECONDARY SCHOOL

Levchenko Vladimir Vladimirovich
Moscow University of MVD

Abstract
This article discusses and analyzes the dependence of the formation of the stratification structure of general education and special (military school) classes from interpersonal relationships within the team as an example of positive deviance. The analysis is based on a poll of students on the most important factors influencing the interpersonal relationships in the process of training activities.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Левченко В.В. Влияние коллективных межличностных отношений на формирование стратификационной структуры общеобразовательного и специализированного (кадетского) классов средней школы // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/08/16580 (дата обращения: 29.09.2017).

Анализ научной литературы показывает, что проблема влияния межличностных отношений на формирование стратификационной структуры малой группы находится в центре внимания современных психологии и педагогики. Данной проблеме посвящены труды таких известных зарубежных и отечественных учёных как: Э. Берна [1], Л.М. Семенюка [2], Н.Ю. Хрящёвой [3] и др.

С давних времён человечество осуждало негативные и позитивные девиации. Первые – за их асоциальность, вторые – из-за неприемлемости относительно большинства индивидов. Ещё Эмиль Дюркгейм писал о справедливости осуждения Сократа согласно существовавшим древнегреческим законам – философ «был преступник и осуждение его имело бесспорное основание» [4, с.43]. В информационном обществе неприемлемо отдельно от коллектива открыто осуждать или одобрять положительные девиации – создаётся риск приобщения «выступающего» к девиантам. Для абсолютно положительной оценки поведения девиантов та или иная девиация должна быть социально модной – при коллективной девиации девиантная группа имеет большое общественное влияние по сравнению с отдельно выступающими критиками данной девиации [5, с.226].

Общественные отношения начинают зарождаться в детстве и довольно чётко складываются к зрелой юности. Если в начальной школе «излишняя квалификация» «круглых» отличников воспринимается большинством одноклассников целиком положительно из-за учительского авторитета (т.е. первичными выступают отношения типа «ребёнок – значимый взрослый», вторичными «ребёнок – значимый ровесник») , то к средней школе неформальность отношений сменяется структурой «лидеров», «неформальных лидеров», «обывателей» и «изгоев». Очень часто «неформальные лидеры» являются одновременно «изгоями» – коллектив применяет по отношению к ним неформальные негативные санкции (например, эпитеты «ботаник», «зубрило» и т.д.), хотя участники коллектива в отдельности признают превосходство «изгоев» над собой в отдельных направлениях деятельности (например, учебной: в физике, математике и т.д.).

К одиннадцатому классу все формальные и неформальные лидеры-авторитеты в геометрической прогрессии теряют свою значимость для коллектива в связи с приближающимся выпускным – распадом сложившихся принципов и отношений.

Был проведён опрос старшеклассников нескольких общеобразовательных классов школ г. Москвы по вопросу «Какие качества Вы считаете лидерскими для старшекассника?» с предложенными вариантами ответов. «Отличная учёба» оказалась главным критерием «лидерства» по мнению опрошенных (45% голосов). Наименее важным критерием стали «хорошие отношения с одноклассниками», что говорит о прекращении межличностных отношений в данных коллективах.


Опрос среди кадетов специализированных классов дал противоположные результаты.


Все варианты ответов набрали практически равное количество голосов, расположившись в следующем порядке: «хорошие отношения с одноклассниками» (38%), «отличная учёба» (35%), «успехи во вне учебной деятельности» (27%). Это свидетельствует, прежде всего, об изменении системы ценностей учащихся специализированных классов: заметно сужается диапазон качеств и средств реализации собственного «я» до профессионально необходимых. Учебная деятельность становится для кадетов объединяющей сферой трудовой деятельности, что помогает ребятам лучше понимать друг друга. По сравнению с обычными общеобразовательными, в специализированных классах чётче определена стратификационная структура: в коллективе присутствуют только три «уровня» без «промежуточных прослоек»: I – «лидеры», II – «среднестатусные», III – «низкостатусные».

Такая структура, на мой взгляд, обеспечена неоспоримым авторитетом учителя, поддерживающимся строгой дисциплиной и межличностными отношениями «учащийся – педагог», носящими перспективный характер. Лидеры коллектива в специализированных кадетских классах не обладают чрезмерно завышенной самооценкой из-за существующего «надлидерства» командира-преподавателя, профессиональная карьера и социальный статус которого, служат примером для подражания всему классу.


Библиографический список
  1. Берн Э. Лидер и группа: о структуре и динамике организаций и групп. – М.: Эксмо, 2009. – 512 с.
  2. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 224 с.
  3. Хрящёва Н.Ю. Межличностное общение // Психология. – М.: ПБОЮЛ, 2001.
  4. Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности. – М.: Прогресс, 1966 – 299 с.
  5. Смелзер М. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.


Все статьи автора «Vladimir Levchenko»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: