Анализ научной литературы показывает, что проблема влияния межличностных отношений на формирование стратификационной структуры малой группы находится в центре внимания современных психологии и педагогики. Данной проблеме посвящены труды таких известных зарубежных и отечественных учёных как: Э. Берна [1], Л.М. Семенюка [2], Н.Ю. Хрящёвой [3] и др.
С давних времён человечество осуждало негативные и позитивные девиации. Первые – за их асоциальность, вторые – из-за неприемлемости относительно большинства индивидов. Ещё Эмиль Дюркгейм писал о справедливости осуждения Сократа согласно существовавшим древнегреческим законам – философ «был преступник и осуждение его имело бесспорное основание» [4, с.43]. В информационном обществе неприемлемо отдельно от коллектива открыто осуждать или одобрять положительные девиации – создаётся риск приобщения «выступающего» к девиантам. Для абсолютно положительной оценки поведения девиантов та или иная девиация должна быть социально модной – при коллективной девиации девиантная группа имеет большое общественное влияние по сравнению с отдельно выступающими критиками данной девиации [5, с.226].
Общественные отношения начинают зарождаться в детстве и довольно чётко складываются к зрелой юности. Если в начальной школе «излишняя квалификация» «круглых» отличников воспринимается большинством одноклассников целиком положительно из-за учительского авторитета (т.е. первичными выступают отношения типа «ребёнок – значимый взрослый», вторичными «ребёнок – значимый ровесник») , то к средней школе неформальность отношений сменяется структурой «лидеров», «неформальных лидеров», «обывателей» и «изгоев». Очень часто «неформальные лидеры» являются одновременно «изгоями» – коллектив применяет по отношению к ним неформальные негативные санкции (например, эпитеты «ботаник», «зубрило» и т.д.), хотя участники коллектива в отдельности признают превосходство «изгоев» над собой в отдельных направлениях деятельности (например, учебной: в физике, математике и т.д.).
К одиннадцатому классу все формальные и неформальные лидеры-авторитеты в геометрической прогрессии теряют свою значимость для коллектива в связи с приближающимся выпускным – распадом сложившихся принципов и отношений.
Был проведён опрос старшеклассников нескольких общеобразовательных классов школ г. Москвы по вопросу «Какие качества Вы считаете лидерскими для старшекассника?» с предложенными вариантами ответов. «Отличная учёба» оказалась главным критерием «лидерства» по мнению опрошенных (45% голосов). Наименее важным критерием стали «хорошие отношения с одноклассниками», что говорит о прекращении межличностных отношений в данных коллективах.
Опрос среди кадетов специализированных классов дал противоположные результаты.
Все варианты ответов набрали практически равное количество голосов, расположившись в следующем порядке: «хорошие отношения с одноклассниками» (38%), «отличная учёба» (35%), «успехи во вне учебной деятельности» (27%). Это свидетельствует, прежде всего, об изменении системы ценностей учащихся специализированных классов: заметно сужается диапазон качеств и средств реализации собственного «я» до профессионально необходимых. Учебная деятельность становится для кадетов объединяющей сферой трудовой деятельности, что помогает ребятам лучше понимать друг друга. По сравнению с обычными общеобразовательными, в специализированных классах чётче определена стратификационная структура: в коллективе присутствуют только три «уровня» без «промежуточных прослоек»: I – «лидеры», II – «среднестатусные», III – «низкостатусные».
Такая структура, на мой взгляд, обеспечена неоспоримым авторитетом учителя, поддерживающимся строгой дисциплиной и межличностными отношениями «учащийся – педагог», носящими перспективный характер. Лидеры коллектива в специализированных кадетских классах не обладают чрезмерно завышенной самооценкой из-за существующего «надлидерства» командира-преподавателя, профессиональная карьера и социальный статус которого, служат примером для подражания всему классу.
Библиографический список
- Берн Э. Лидер и группа: о структуре и динамике организаций и групп. – М.: Эксмо, 2009. – 512 с.
- Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 224 с.
- Хрящёва Н.Ю. Межличностное общение // Психология. – М.: ПБОЮЛ, 2001.
- Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности. – М.: Прогресс, 1966 – 299 с.
- Смелзер М. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.