КНИГА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Загаров Константин Сергеевич
Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева
студент 5 курса специальности «Библиотечно-информационная деятельность» Института национальной культуры

Аннотация
В статье рассматривается книга как феномен культуры.

Ключевые слова: книга, культура


BOOK AS A CULTURAL PHENOMENON

Zagarov Konstantin Sergeevich
Mordovia State University named after N.P. Ogarev
5-year student specialty "Library and Information Activities" of the Institute of National Culture

Abstract
In this paper book is considered as a cultural phenomenon.

Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Загаров К.С. Книга как феномен культуры // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/08/16535 (дата обращения: 13.03.2024).

Книга как продукт общечеловеческой культуры отражает два ее вечных начала – материальное и духовное, которые произрастают из неизмеримых глубин земной цивилизации. Само слово «культура», как известно, происходит от латинского cultura, то есть возделывание, воспитание, развитие [5, 247]. В этом видится залог бессмертия книги, поскольку на каждом из этапов эволюции она является результатом деятельности человеческого духа и человеческих рук.

Книжное дело (книгопроизводство – К.З) имеет долгий путь развития. Появление первых текстов датируется IV тысячелетием до н. э. [6, 6]. Первые рукописи были созданы древними египтянами, тогда как первая книга возникла в Китае. Самые первые книги были полностью рукописными, изготовлять их было трудно, поэтому стоили они очень дорого, купить их могли только богатые люди. Книга символизировала высокое положение человека в обществе.

С развитием промышленности люди стали испытывать потребность в письменном тексте, поэтому книги пользовались все большей популярностью. Рукописные тексты стали неудобны, так как на их изготовление тратилось огромное количество времени. Технологии развивались, научно-технический прогресс становился двигателем эпохи, и в результате появилось книгопечатание. Книги, в эпоху книгопечатания становились общедоступными, и практически любой человек мог себе позволить их приобрести.

В наши дни книги остаются источником знаний, несмотря на развитие компьютерных технологий, книги не утратили своей актуальности. Появляются все новые и новые издания, книги становятся красочнее, качественнее, благодаря чему интерес к ним не пропадает.

Как верно отметил Ю. Н. Столяров, «…на протяжении многих веков книга (вначале рукописная, а затем печатная) доказала свои преимущества как оптимальный способ закрепления знаний с целью их передачи в пространстве и во времени» [16, 67].

Феномен книги рассматривается специалистами в нескольких аспектах – гносеологическом, теоретическом, культурном [9; 6; 3].

Во все времена книга осознавалась не только как хранитель и транслятор знаний, но и как средство познания окружающего мира. Через посредство книги обыкновенный человек познает мир и себя, ученый получает знания о предмете своего исследования, воспроизводит картину закономерностей развития и объекта своей науки, определяет степень ее разработанности, истинности и изменчивости научного знания. Отсюда книга предстает как гносеологический феномен

Однако с древнейших времен книга была и предметом познания – для библиотекарей, книжников, писателей. Постепенно складывался ее теоретический феномен. Здесь достойны внимания ученого не только ее гносеологическая природа, но и пути методологического анализа в контексте генетической связи ее с объектами истории и функционирования как средства отражения и познания современного мира.

Нужно отметить, что несколько столетий библиотека ассоциировалась со словом «книга», от которого и получила свое название. С тех пор библиотека существует и название ее осталось прежним. Понятие же книги сменилось рядом других. В настоящее время используются одновременно такие определения, как «документ», «публикация», «информация», «источник информации»,  «информационные ресурсы» и другие.

Традиционно под «книгой» подразумевалось произведение письменности и печати в виде кодекса [7, 15]. После того, как в фондах библиотек стали собирать такие носители информации, как пластинки, видео- и аудиокассеты, компакт-диски, понадобилось определение, обобщающее все эти виды. Таким образом, господствующим стало понятие «документ». С внедрением компьютерных технологий в библиотечную практику стали более популярными понятия «информация» и «информационные ресурсы».

По мнению М. П. Ельникова, «…в силу большой сложности книги как объекта науки (единство материального, духовного, психического, мыслительного, с одной стороны, и структурного, сущностного функционального – с другой), построение достаточно полной и четкой системной концепции теории книги весьма затруднительно, ибо в качестве концептов книжного познания предстанут: и философский, и исторический, и феноменологический, и герменевтический, и социологический и т. д.» [9, 53]. Поэтому и существует множество определений книги, ни одно из которых не является общепринятым.

Основные исследования по изучению понятия «книга» ведутся книговедами и библиотековедами, чаще всего эти исследования не согласованы. Расширенное толкование книги вместо традиционного, присутствует у М. Н. Куфаева. Он полагал, что в это широкое определение должны войти и нотные издания, и «…фонографические валики и граммофонные пластинки»  [11, 58].

В настоящее время в библиотековедческих изданиях закреплены следующие определения книги: в «Библиотечной энциклопедии» книга – это «…один из важнейших видов документов, наиболее удобное средство передачи во времени и пространстве информации, зафиксированной в знаковой форме»[5, 224]; в терминологическом путеводителе «Библиотековедение, библиографоведение и информатика» – «…важнейшая исторически сложившаяся форма закрепления и передачи во времени и пространстве многообразной информации в виде текстового и(или) иллюстративного материала» [4, 32].

Таким образом, приведенные формулировки не дают исчерпывающего определения книги, да и существует ли оно? Дело в том, что каждое объяснение феномена книги, рассматривающее и разъясняющее его содержание, смысл  описывает книгу с точки зрения одного из множества ее признаков информационности, коммуникативности, семиотичности, а так же вещности (или материальности) и т.д [13, 162]. Так, дискуссии книговедов о том, что считать книгой, были направлены в сторону все более широкого толкования объекта.

Известный книговед А. А. Беловицкая рассматривает книгу на трех уровнях: всеобщее, особенное и единичное и дает свое определение книги как фундаментальной книговедческой категории, как объекта книговедения. Книга… «…это система смыслов, выраженная понятиями, суждениями, определениями, терминами. Социальная, общественная сущность, «самоцель» книги, т. е. системы этих смыслов, может быть выражена самым общим, самым простым определением: книга – это способ отражения и средство формирования сознания (обыденного, религиозного, научного, этического, эстетического, правового, политического, экономического и т. д.). Это книга как всеобщее» [6, 34].

Такое определение книги видится как идеальное, книга представлена здесь мысленно, в умозрении, как нечто не существующее в реальности. Книга как особенное – единство и результат процессов книжного дела, которые организуют литературное, музыкальное и так далее. произведение в книгоиздательский репертуар, книготорговый ассортимент, библиотечный фонд. Книга как частное – это книжное издание (как вещь, как предмет), данное нам в ощущениях [6, 35].

Следовательно, сущность книги как категории, как системы смыслов заключается в том, что книга – это способ отражения (авторской мысли и т. д.) и средство формирования индивидуального, общественного и группового сознания (восприятие ее читателями), причем способ отражения возможен только посредством процессов книжного дела: книгоиздательских, книготорговых, библиотечных и библиографических. Отсюда книга – это не только материально-предметная ее оболочка (книжное издание), но и нечто идеальное, что существует умозрительно, в нашем сознании, т. е. после ее прочтения в нашем сознание остается некое отражение содержания книги,  идея, образ, который будет храниться в нашей памяти вне зависимости от существования материальной конструкции книги. Сущность книги на протяжении веков остается неизменной, тогда как форма книги может меняться (свитки, кодексы, электронные книги и т. д.).

Заслуживают внимания работы еще одного книговеда – Г. Н. Швецовой-Водки. Проделав глубокий и подробный анализ существующих дефиниций термина «книга», она пришла к собственному определению, показав отличие его от понятия документ. Она считает, что книга, являясь по отношению к документу понятием видовым, специфична тем, что «…это документ, опубликованный, изданный или депонированный, предоставляемый в общественное пользование через книжную торговлю и библиотеки (в том числе фонотеки, видеотеки, медиатеки)» [19, 69]. При этом форма книги может быть любой – электронная, видеокассета, пластинка, магнитная лента и т. д. Книга – это такой документ, который независимо от формы предназначается для распространения и для этого готовится, публикуется и затем поступает в систему книгораспространения [19, 70].

Таким образом, понятие «книга» довольно глубоко исследовано книговедами, и его определение охватывает все существенные стороны, которые необходимо учитывать в библиотечно-информационной деятельности.

Как отмечал М. Н. Куфаев, «…книга – продукт человеческой психики и природа ее психическая… В природе книги два начала: индивидуальное и социальное… Индивидуальное, материализуясь, становится социальным»[1, 120]. Диалектика индивидуального и общественного сознания, отражающегося в книге, основательно исследована А. А. Беловицкой, А. А. Гречихиным, С. М. Омилянчуком, А. И. Барсуком и др. [8; 3]. Она рассматривается учеными как продукт общественного сознания.

Книговедами исследованы такие функции книги, как социальная, коммуникационная, информационная, а так же функции фиксирования и сохранения информации [2; 3; 14; ]. Изучаются познавательная, культурная, воспитательная, управленческая функции [10; 13; 18;]. В последние годы большое значение  уделяется функции свидетельствования, особенно актуально стало ее исследование в связи с проблемой авторского права на интеллектуальную собственность в условиях новых технологий [19; 17;]. Исследуется свойство семантичности книги, причем ученых интересует не только семантика слова, но и изображения, зрительного, слухового образа, а также такое свойство книги, как отражение мыслительной деятельности человека. При этом обращается внимание на то, что запечатлеваются и передаются не только мысли (знания, навыки и умения), но и чувства, эмоции и т. д.

Именно подход книговедов к изучению книги как феномена культуры ближе всего к задачам, которые призвана решать библиотека. Но при всем богатстве книговедческих исследований, для задач библиотеки необходимо свое собственное определение книги.

Так, М. И. Акилина предлагает следующее общее «рабочее» определение «книги» – «…это произведение индивидуального сознания, превращенное в произведение общественного сознания, документированная часть культурного наследия, содержащая информацию, ценную в социальном отношении и предназначенную для хранения и передачи ее последующим поколениям»[1, 121]. Данное понятие не претендует ни на окончательность, ни на полноту. Понятие «книга» может быть встроено совсем в другую систему родовых понятий. Это первая попытка увидеть книгу в системе современных реалий информационного общества.

Книга, отражающая развитие различных сфер материального производства, рассматривает не только проблемы техники и технологии, но и широкий спектр вопросов, связанных с человеческой личностью. Именно в этом направлении происходит ценностная переориентация представлений в той или иной области деятельности. Выступая ведущим средством коммуникации, книга способствует совершенствованию самого акта общения во всем многообразии его проявлений.

Так, К. Т. Ямчук, использовав ценностный подход в исследовании функционирования книги в коммуникационном процессе, пришла к выводу, что так как «…ценностная система общества реализуется посредством социальной коммуникации, важнейшим средством которой выступает книга, весьма существенным представляется, чтобы последняя не несла в себе жестко декларируемых, абсолютных оценок, а в равной мере учитывала все функции продуктов человеческой деятельности и ее последствия, содержала бы полноту ее характеристик, аксиологических ориентиров для современного понимания. Именно при этом условии книга становится подлинным орудием прогресса» [20, 38 - 39].

Таким образом, книга как одно из воплощений цельного интеллектуального произведения – это документ в форме кодекса, служащий в семантической социальной коммуникации источником информации, записанной в знаковой форме на вещественном носителе. Конкретные способы материализации знаний за долгий период своего существования претерпели весьма значительные изменения. Этот процесс продолжается до сих пор, и нет оснований предполагать, что он когда – нибудь закончится в своем развитии. Книге среди этих способов принадлежит самое почетное место.


Библиографический список
  1. Акилина М. И. Книга в системе библиотековедческих понятий /            М. И. Акилина // Библиотековедение. – 1999. – № 4–6. – С. 119–123.
  2. Баренбаум И. Е. Книговедение и электронная книга / И. Е. Баренбаум // Книга : исследования и материалы. – М., 1999. – Сб. 76. – С. 5–15.
  3. Барсук А.И. К определению понятия «книга» / А.И. Барсук // Изд. дело. Книговедение: Науч.-информ. сб. ЦБНТИ по печати. – 1970. -  №6(12).
  4. Библиотековедение, библиографоведение и информатика : терминолог. путеводитель. – М. : Либерея-Бибинформ, 2007. – С. 32.
  5. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – М. : Пашков дом, 2007. – С. 493.
  6. Беловицкая, А. А. Общее книговедение : учеб. пособие /                            А. А. Беловицкая. – М. : Книга, 1987. – С. 161.
  7. Введение в культурологию : учебное пособие для вузов / под. ред.         Е. В. Попова. – М., 1996. – С. 15.
  8. Гречихин  А. А. Современные проблемы типологии книги / А. А. Гречихин. – Воронеж, 1989. – 247с.
  9. Ельников М. П. Феномен книги (теоретико-гносеологический аспект) / М. П. Ельников // Книга : Исследования и материалы. – М., 1995. – Сб. 71. –    С. 53–68.
  10. Иоффе А.М. Введение в книговедение / А.М. Иоффе. – М.:            МГИК, 1984. – 74 с.
  11. Куфаев М.Н. Проблемы философии книги. Книга в процессе общения /        М.Н. Куфаев. – М.: Наука 2004. – 192 с.
  12. Кушнаренко, Н.Н. Документоведение: учебник для вузов. – 4-е изд., стереотип. / Н.Н. Кушнаренко. – Киев.: Знання, 2004. – 459 с.
  13. Мигонь К. Наука о книге / К. Мигонь. – М, 1991. – 198 с.
  14. Малыхин Н.Г. Общественное значение книги / Н.Г. Малыхин // Книга: исслед. и материалы. – 1960. – Сб. 3.
  15. Сапронова В. И. Концепция «книга» в системе общекниговедческого знания А. А. Беловицкой / В. И. Сапронова // Библиография. – 2010. – № 1. –   С. 69–75.
  16. Столяров Ю. Н. Соотношение книги с иными видами документов /       Ю. Н. Столяров // Книга : Исследования и материалы. – М., 1989. –      Сб. 58. –    С. 67–79.
  17. Швецова – Водка Г.Н.  Функции и свойства документа в системе социальных коммуникаций // Книга: иссл и мат.: Сб.71. – М.: Терра,1994.-С.37-57.
  18. Швецова-Водка, Г.Н. Общее документоведение / Г.Н. Швецова-Водка. – Киев.: Знання, 2009. – 488 с.
  19. Швецова-Водка Г. Н. Функциональная сущность и свойства книги /     Г. Н. Швецова-Водка // Книга : исследования и материалы. – М., 1995. – Сб. 71. – С. 69–96.
  20. Ямчук К. Т. Книга в коммуникационном процессе (ценностный подход) / К. Т. Ямчук // Книга : исследования и материалы. – М., 1994. – Сб. 68. –         С. 38–48.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Konstantin Cergeevich»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация