ТАРГЕТ-КОСТИНГ И КАЙЗЕН-КОСТИНГ – ИННОВАЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Пузыня Татьяна Алексеевна
Великолукская государственная академия физической культуры и спорта
преподаватель

Аннотация
В статье рассматривается таргет-костинг и кайзен-костинг как инновационные концепции отечественного бухгалтерского учета.

Ключевые слова: кайзен-костинг, таргет-костинг


TARGET COSTING AND KAIZEN COSTING – INNOVATIVE CONCEPTS OF RUSSIAN ACCOUNTING

Puzynya Tatyana Alekseevna
Velikiy Luk State Academy of Physical Culture and Sports
teacher

Abstract
This paper discusses target costing and kaizen costing as innovative concepts of russian accounting.

Keywords: kaizen costing, target costing


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пузыня Т.А. Таргет-костинг и кайзен-костинг – инновационные концепции отечественного бухгалтерского учета // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/07/15988 (дата обращения: 14.03.2024).

Родиной концепции «таргет-костинг» (в переводе с японского – усовершенствование маленькими шагами) считают Японию, в которой она появилась в 60-х гг. На сегодняшний день она распространена по всему миру, в основном в компаниях, работающих в инновационных отраслях (автомобилестроение, машиностроение, электроника, компьютерные, цифровые технологии) и в сфере обслуживания [1].

    В основе концепции «таргет-костинг» заложены планирование и снижение затрат на производство новой продукции. Основной формулой таргет-костинга является определение себестоимости продукции, которая исчисляется как разность между ценой и прибылью. Зарубежные ученые-экономисты восхваляют таргет-костинг за его простую формулу расчета, отсутствие калькулирования затрат, снижение трудоемкости расчета.

    При этом России эта концепция до сих пор не получила широкого распространения, потому что, на наш взгляд, она:

  1. Противоречит постулатам отечественного бухгалтерского учета.
  2. Ставит под вопрос особенности формирования себестоимости в разных отраслях.
  3. Не учитывает в должной мере технологию производства в каждой конкретной сфере.
  4. Отсутствует объективность в условиях инфляции и/или экономического кризиса.

В условиях модернизации экономики таргет-костинг может получить широкое распространение, поскольку его внедрение на практике заставит организации постоянного совершенствовать технологию производства, т.е. внедрять инновации на практике. Сама схема производства товаров и/или услуг тоже кардинально измениться, так, она будет включать в себя следующие этапы:

  1. Разработка конкретного продукта и/или услуги.
  2. Проведение маркетинговых исследований.
  3. Планирование и маркетинговый анализ.
  4. Предположение о цене и количестве проданных товаров и/или услуг.
  5. Обоснование цены и прибыли организации.
  6. При падении цены на рынке проводить совершенствование технологии производства.

Несомненным плюсом внедрения таргет-костинг в бухгалтерском учете станет тот факт, что он будет способствовать развитию управленческого таланта у менеджеров и определение реальной стоимости всех активов организации.

При этом необходимо заметить, что кроме сферы производства инновационных продуктов таргет-костинг все чаще находит свое применение на предприятиях сферы обслуживания, а также в неприбыльных организациях (например, в медицинских клиниках). Сравнение процессов планирования и управления затратами на предприятиях, работающих только со «старыми» инструментами контроллинга, и в современных японских фирмах свидетельствует, что предприятия, получающие информацию от традиционных систем учета затрат, тратят больше времени и денежных средств на процесс создания продукции. Это объясняется тем, что механизмы обратной связи традиционных систем позволяют выяснить предполагаемые затраты производства лишь в конце процесса разработки продукции. Если затраты на производство и реализацию выходят выше рыночной цены, то исследования просто приходится начинать сначала [2].

Принципами системы таргет-костинг являются следующие[2]:

  1. Первостепенная и постоянная ориентация на требования рынка и клиентов;
  2. Калькуляция целевых затрат для новых продуктов, а также их составных частей, позволяющих достичь желаемой, заранее заданной прибыли при существующих рыночных условиях;
  3. Учет влияния на себестоимость продукции пожеланий потребителей по качеству и срокам изготовления продукции;
  4. Использование концепции жизненного цикла продукта.

     Процесс управления затратами с помощью таргет-костинга представлен на рисунке 1.


    Рис.1 – Процесс таргет-костинга [2]

    При этом для каждой отрасли характерны свои особенности. Так, для сельского хозяйства процесс управления по целевой себестоимости на сельскохозяйственных организациях (рис. 2).


     Рис. 2 – Процесс управления по целевой себестоимости («таргет-костинг») на сельскохозяйственных организациях [3]

        Рассматривая современный бухгалтерский учет, необходимо особое внимание уделить кайзен-костингу.

    Слово «кайзен» в переводе с японского означает «улучшение, усовершенствование маленькими шагами». Понятие кайзен очень широко — оно обозначает усовершенствование как в личной, семейной и общественной жизни человека, так и в его трудовой деятельности. Когда слово «кайзен» употребляют в отношении деятельности человека на его рабочем месте, имеют в виду процесс постоянного улучшения, в который вовлекаются все сотрудники компании — от старшего менеджера до простого рабочего. Целью кайзен является усовершенствование деятельности компании или её отдельных подразделений с помощью внутренних резервов, без привлечения крупных инвестиций извне. Понятие же «кайзен-костинг» носит более определённое значение. Оно означает обеспечение необходимого уровня себестоимости продукта и поиск возможностей снижения затрат до некоторого целевого уровня [4].

    Кайзен-костинг отличается от таргет-костинга тем, что он:

    1. Представляет собой инструмент снижения затрат.
    2. Позволяет достичь целевую себестоимость.
    3. Обеспечивает рентабельность производства.
    4. Помогает предотвратить производство нерентабельной продукции.

    Система кайзен-костинг широко распространена в Японии. Ярким примером является компания Toyota. Кайзен-костинг позволяет организованно и целенаправленно осуществлять политику снижения себестоимости, рационально инвестировать денежные средства в новые продукты, координировать действия множества людей, вовлечённых в производственный процесс, и совместными усилиями добиваться достижения поставленных целей (рис. 3) [4].


    Рис. 4. - Система управления затратами в компании Toyota [4]

    Влияние систем таргет- и кайзен-костинг на кривые затрат и цен представлено на рисунке 5.



    Рис. 5. - Влияние систем таргет- и кайзен-костинг на кривые затрат и цен [4]

    Механизм снижения себестоимости в соответствии с кайзен-задачей представлен на рисунке 6.



    Рис. 6. - Механизм снижения себестоимости в соответствии с кайзен-задачей

    Таким образом, таргет-костинг и кайзен-костинг как инновационные концепции отечественного бухгалтерского учета:

    1. Помогают сокращать затраты на производство новых видов продукции и/или услуг.
    2. Управление затратами начинается на стадии разработки продукции и/или создания услуги, а не в момент производства (что наблюдается сегодня).
    3. Способствуют внедрению новейших технологий в процесс производства.
    4. Включают в себя анализ затрат на всех стадиях производства продукции и/или оказания услуг.
    5. Приводят к существенному снижению затрат.
    6. Оказывают влияние на непрерывное улучшение продукции и/или услуг.
    7. Организации своевременно получают желаемую прибыль.
    8. Представляют собой систему управления затратами.
    9. Позволяют сравнивать целевые затраты с достигнутыми.
    10. Требуют зачастую сотрудничества всех подразделений организаций.

    Объединяя все вышесказанное, можно сделать вывод, что таргет-костинг и кайзен-костинг позволяют управлять переменными затратами организации и являются одним из способов модернизации российской экономики.


Библиографический список
  1. Кайдзен Г. Путь к снижению затрат и повышению качества / пер. Масааки Имаи, М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 345с.
  2. Таргет-костинг // Финансовая энциклопедия. – URL:http://www.financialguide.ru/encyclopedia/target-costing
  3. Катков Ю.Н. «Таргет-костинг» и «кайзен-костинг» в оптимизации затрат и калькулировании себестоимости продукции АПК / Ю.Н.Катков, Никитина С.В. // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2011. – № 8. – URL: http://financier.consultant.ru/pbi/list/2011/1007.html
  4. Редченко К. Маленькими шагами к большому успеху: Кайзен-костинг – URL:http://www.management.com.ua/finance/fin036.html


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Tata3»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация