Родиной концепции «таргет-костинг» (в переводе с японского – усовершенствование маленькими шагами) считают Японию, в которой она появилась в 60-х гг. На сегодняшний день она распространена по всему миру, в основном в компаниях, работающих в инновационных отраслях (автомобилестроение, машиностроение, электроника, компьютерные, цифровые технологии) и в сфере обслуживания [1].
В основе концепции «таргет-костинг» заложены планирование и снижение затрат на производство новой продукции. Основной формулой таргет-костинга является определение себестоимости продукции, которая исчисляется как разность между ценой и прибылью. Зарубежные ученые-экономисты восхваляют таргет-костинг за его простую формулу расчета, отсутствие калькулирования затрат, снижение трудоемкости расчета.
При этом России эта концепция до сих пор не получила широкого распространения, потому что, на наш взгляд, она:
-
Противоречит постулатам отечественного бухгалтерского учета.
-
Ставит под вопрос особенности формирования себестоимости в разных отраслях.
-
Не учитывает в должной мере технологию производства в каждой конкретной сфере.
-
Отсутствует объективность в условиях инфляции и/или экономического кризиса.
В условиях модернизации экономики таргет-костинг может получить широкое распространение, поскольку его внедрение на практике заставит организации постоянного совершенствовать технологию производства, т.е. внедрять инновации на практике. Сама схема производства товаров и/или услуг тоже кардинально измениться, так, она будет включать в себя следующие этапы:
-
Разработка конкретного продукта и/или услуги.
-
Проведение маркетинговых исследований.
-
Планирование и маркетинговый анализ.
-
Предположение о цене и количестве проданных товаров и/или услуг.
-
Обоснование цены и прибыли организации.
-
При падении цены на рынке проводить совершенствование технологии производства.
Несомненным плюсом внедрения таргет-костинг в бухгалтерском учете станет тот факт, что он будет способствовать развитию управленческого таланта у менеджеров и определение реальной стоимости всех активов организации.
При этом необходимо заметить, что кроме сферы производства инновационных продуктов таргет-костинг все чаще находит свое применение на предприятиях сферы обслуживания, а также в неприбыльных организациях (например, в медицинских клиниках). Сравнение процессов планирования и управления затратами на предприятиях, работающих только со «старыми» инструментами контроллинга, и в современных японских фирмах свидетельствует, что предприятия, получающие информацию от традиционных систем учета затрат, тратят больше времени и денежных средств на процесс создания продукции. Это объясняется тем, что механизмы обратной связи традиционных систем позволяют выяснить предполагаемые затраты производства лишь в конце процесса разработки продукции. Если затраты на производство и реализацию выходят выше рыночной цены, то исследования просто приходится начинать сначала [2].
Принципами системы таргет-костинг являются следующие[2]:
-
Первостепенная и постоянная ориентация на требования рынка и клиентов;
-
Калькуляция целевых затрат для новых продуктов, а также их составных частей, позволяющих достичь желаемой, заранее заданной прибыли при существующих рыночных условиях;
-
Учет влияния на себестоимость продукции пожеланий потребителей по качеству и срокам изготовления продукции;
-
Использование концепции жизненного цикла продукта.
Процесс управления затратами с помощью таргет-костинга представлен на рисунке 1.
Рис.1 – Процесс таргет-костинга [2]
При этом для каждой отрасли характерны свои особенности. Так, для сельского хозяйства процесс управления по целевой себестоимости на сельскохозяйственных организациях (рис. 2).
Рис. 2 – Процесс управления по целевой себестоимости («таргет-костинг») на сельскохозяйственных организациях [3]
Рассматривая современный бухгалтерский учет, необходимо особое внимание уделить кайзен-костингу.
Слово «кайзен» в переводе с японского означает «улучшение, усовершенствование маленькими шагами». Понятие кайзен очень широко — оно обозначает усовершенствование как в личной, семейной и общественной жизни человека, так и в его трудовой деятельности. Когда слово «кайзен» употребляют в отношении деятельности человека на его рабочем месте, имеют в виду процесс постоянного улучшения, в который вовлекаются все сотрудники компании — от старшего менеджера до простого рабочего. Целью кайзен является усовершенствование деятельности компании или её отдельных подразделений с помощью внутренних резервов, без привлечения крупных инвестиций извне. Понятие же «кайзен-костинг» носит более определённое значение. Оно означает обеспечение необходимого уровня себестоимости продукта и поиск возможностей снижения затрат до некоторого целевого уровня [4].
Кайзен-костинг отличается от таргет-костинга тем, что он:
-
Представляет собой инструмент снижения затрат.
-
Позволяет достичь целевую себестоимость.
-
Обеспечивает рентабельность производства.
-
Помогает предотвратить производство нерентабельной продукции.
Система кайзен-костинг широко распространена в Японии. Ярким примером является компания Toyota. Кайзен-костинг позволяет организованно и целенаправленно осуществлять политику снижения себестоимости, рационально инвестировать денежные средства в новые продукты, координировать действия множества людей, вовлечённых в производственный процесс, и совместными усилиями добиваться достижения поставленных целей (рис. 3) [4].
Рис. 4. - Система управления затратами в компании Toyota [4]
Влияние систем таргет- и кайзен-костинг на кривые затрат и цен представлено на рисунке 5.
Рис. 5. - Влияние систем таргет- и кайзен-костинг на кривые затрат и цен [4]
Механизм снижения себестоимости в соответствии с кайзен-задачей представлен на рисунке 6.
Рис. 6. - Механизм снижения себестоимости в соответствии с кайзен-задачей
Таким образом, таргет-костинг и кайзен-костинг как инновационные концепции отечественного бухгалтерского учета:
-
Помогают сокращать затраты на производство новых видов продукции и/или услуг.
-
Управление затратами начинается на стадии разработки продукции и/или создания услуги, а не в момент производства (что наблюдается сегодня).
-
Способствуют внедрению новейших технологий в процесс производства.
-
Включают в себя анализ затрат на всех стадиях производства продукции и/или оказания услуг.
-
Приводят к существенному снижению затрат.
-
Оказывают влияние на непрерывное улучшение продукции и/или услуг.
-
Организации своевременно получают желаемую прибыль.
-
Представляют собой систему управления затратами.
-
Позволяют сравнивать целевые затраты с достигнутыми.
-
Требуют зачастую сотрудничества всех подразделений организаций.
Объединяя все вышесказанное, можно сделать вывод, что таргет-костинг и кайзен-костинг позволяют управлять переменными затратами организации и являются одним из способов модернизации российской экономики.
-
Библиографический список
-
Кайдзен Г. Путь к снижению затрат и повышению качества / пер. Масааки Имаи, М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 345с.
-
Таргет-костинг // Финансовая энциклопедия. – URL:http://www.financialguide.ru/encyclopedia/target-costing
-
Катков Ю.Н. «Таргет-костинг» и «кайзен-костинг» в оптимизации затрат и калькулировании себестоимости продукции АПК / Ю.Н.Катков, Никитина С.В. // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2011. – № 8. – URL: http://financier.consultant.ru/pbi/list/2011/1007.html
-
Редченко К. Маленькими шагами к большому успеху: Кайзен-костинг – URL:http://www.management.com.ua/finance/fin036.html