УДК 37

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» В ВОЕННОМ КОМАНДНОМ ВУЗЕ

Елистратова Н.Н.
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (ви) ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ»
к.пед.н., доцент кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин

Аннотация
В данной работе применяются мультимедийные технологии как средство подготовки к сдаче Интернет-экзамена по дисциплине «Культурология» в военном командном ВУЗе.

Ключевые слова: высшее образование, интернет, Интернет-экзамен, мультимедиа


MULTIMEDIA TECHNOLOGY AS A MEANS OF PREPARING FOR DELIVERY OF INTERNET-EXAMINATION ON THE SUBJECT "CULTURAL STUDIES" IN A MILITARY HIGH SCHOOL TEAM

Elistratova N.N.
Ryazan Higher Airborne Command School (vi) VUNTS NE "Combined Military Academy of the Russian Armed Forces'
candidate of pedagogical sciences, associate professor of humanities and science education

Abstract
In this paper we use multimedia technology as a means to prepare for the delivery of Internet-examination on the subject "Cultural Studies" in the military command university.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Елистратова Н.Н. Мультимедийные технологии как средство подготовки к сдаче Интернет-экзамена по дисциплине «Культурология» в военном командном ВУЗе // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10690 (дата обращения: 29.09.2017).

Интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО) проводится в форме компьютерного тестирования студентов и направлен на проверку выполнения требований Государственных образовательных стандартов профессионального образования. Согласно распоряжению Росаккредагентства от 10.11.2009 N 07/Р компьютерное тестирование в рамках процедуры государственной аккредитации с 11 ноября 2009 года проводится только в режиме on-line. Тестирование в режиме off-line используется в качестве резервного или по обращениям образовательных учреждений с обоснованием невозможности проведения тестирования в режиме on-line.

При государственной аккредитации образовательных учреждений в качестве оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям Государственного образовательного стандарта могут быть представлены результаты Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования (приказ Росаккредагентства от 27 октября 2009 г. N 84/ОД).

Целью ФЭПО является формирование единых требований к оценке качества подготовки специалистов.

Обычно такая процедура происходит в виде тестирования (аттестационных педагогических измерений) и требует от вуза больших усилий на разработку тестовых материалов, их сертификацию, обучение персонала, способного не только корректно провести педагогические измерения и обработать его результаты, но и грамотно их проанализировать и интерпретировать. Однако проводимые педагогические измерения по разным тестовым материалам и в разное учебное время не позволяют корректно сравнивать результаты не только с другими вузами, но даже порой и с главным критерием – государственными образовательными стандартами (ГОС). Огромные усилия дают минимальный эффект. В связи с этим надо признать, что критика сложившейся практики во многом является обоснованной. Имеет место и факт субъективизма при определении уровня сложности и приоритетности отдельных заданий в тестовых материалах, оценке и интерпретации результатов.

Экзамен организован следующим образом. В режиме on-line обучаемые выполняют экзаменационные тестовые задания в специально разработанной программной оболочке «ТестЭкзаменатор» в среде Интернет. По результатам выполнения они получают «оценки» – процент правильно выполненных заданий и процент освоенных дидактических единиц ГОС по данной дисциплине. По окончанию экзамена группы в режиме on-line формируется рейтинг-лист.

Контроль знаний имеет определенные особенности, связанные с:

- объектом оценивания – учебные достижения группы, но не личные достижения отдельных студентов;

- видом контроля – контроль «остаточных» знаний (после изучения дисциплины);

- содержанием контроля – оценка дидактических единиц содержания дисциплины по ГОС на заданном уровне;

- шкалой оценивания – бинарная оценка (усвоил – не усвоил);

- характером процедуры – массовое оценивание в ограниченные сроки.

В процессе подготовки к ФЭПО по Культурологии  нами была использована комплексная программа информационно-аналитической и методической поддержки, включающая образовательные интернет-ресурсы – порталы, сайты, электронные библиотеки. Приведем некоторые из них:

  - edu.ru – ресурсы портала для общего образования;

-  allbest –  «Союз образовательных сайтов» – коллекции сайтов по различным темам;

- ed.gov – «Федеральное агентство по образованию РФ»  – нормативно-правовые документы, статистика и др.;

- mon.gov – Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации;

- rost.ru/projects – Национальный проект «Образование»;

 - fepo – «Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования». 

Основным источником подготовки к экзамену стал ресурс сайта fepo – «Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования». В режиме off-line были организованы репетиционные тестирования по дисциплине. Отслеженные ошибки обучаемых анализировались, наиболее трудные вопросы обсуждались в тестируемой группе, преподаватель рекомендовал литературу для повторения изученного курса Культурологии.   

Большую роль в подготовке Интернет-экзамена сыграл разработанный нами и внедренный на практике мультимедийный программно-методический комплекс (МПМК), включающий обучающую экспертную мультимедиа-программу по курсу «Культурология», в составе которой электронное тестирование выступает формой контроля.  Использование МПМК на занятиях и самостоятельной работе позволяет обучаемым привыкнуть к электронной системе получения и контроля знаний, без труда ориентироваться в интерфейсе оболочек Интернет-экзамена. МПМК имеет возможность: быстро повторять изученный материал при помощи основной корневой структуры, представленной тезисами в главном меню; многократно возвращаться на предыдущие страницы при необходимости; останавливаться в любом месте мультимедийного комплекса и продолжать изучение с любой страницы; делать твердую копию (печать) любой страницы МПМК; выходить в сеть Интернет с предложенных веб-страниц; самостоятельно принимать решение о выборе стратегии обучения, характера помощи, последовательности и темпа подачи учебного материала. Таким образом, обладая большим масштабом информации, МПМК позволил успешно использовать его потенциал для подготовки к Интернет-экзамену. Возможность модифицировать МПМК (измененять его содержание, иллюстративный материал), на его основе делать электронные конспекты.

МПМК соответствует стандартным требованиям, предъявляемым к электронным учебным пособиям:

– содержание методического материала соответствует целям и задачам темы;

– осуществляется «обратная связь» (тестовая форма контроля);

– доступный и удобный интерфейс, который обеспечен использованием стандартного «офисного пакета» компьютера и не требует установки дополнительных программ;

- содержит список основной и дополнительной литературы.

 Предложенная нами мультимедийная  технологияд обучения получила внедрение более чем в двадцати вузах РФ, что позволяет сделать вывод об адекватности предложенного метода и качественном положительном влиянии его на профессиональный уровень подготовки выпускников.

Интернет-экзамен может стать необходимым звеном в структуре внутривузовских систем гарантии качества образования. Поскольку при регулярном его применении позволяет проводить процедуру мониторинга качества подготовки курсантов и программ на соответствие выполнения ГОС и сравнение с аналогичными программами других вузов. Ранняя диагностика (каждые полгода) позволяют при сбое процесса вносить необходимые коррективы.

Особый интерес Интернет-экзамен может представлять при внедрении принципов Болонского процесса, так как одним из важнейших требований к системе гарантии качества вуза является постоянная демонстрация качества подготовки студентов. 



Все статьи автора «ennbkn»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: