Интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО) проводится в форме компьютерного тестирования студентов и направлен на проверку выполнения требований Государственных образовательных стандартов профессионального образования. Согласно распоряжению Росаккредагентства от 10.11.2009 N 07/Р компьютерное тестирование в рамках процедуры государственной аккредитации с 11 ноября 2009 года проводится только в режиме on-line. Тестирование в режиме off-line используется в качестве резервного или по обращениям образовательных учреждений с обоснованием невозможности проведения тестирования в режиме on-line.
При государственной аккредитации образовательных учреждений в качестве оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям Государственного образовательного стандарта могут быть представлены результаты Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования (приказ Росаккредагентства от 27 октября 2009 г. N 84/ОД).
Целью ФЭПО является формирование единых требований к оценке качества подготовки специалистов.
Обычно такая процедура происходит в виде тестирования (аттестационных педагогических измерений) и требует от вуза больших усилий на разработку тестовых материалов, их сертификацию, обучение персонала, способного не только корректно провести педагогические измерения и обработать его результаты, но и грамотно их проанализировать и интерпретировать. Однако проводимые педагогические измерения по разным тестовым материалам и в разное учебное время не позволяют корректно сравнивать результаты не только с другими вузами, но даже порой и с главным критерием – государственными образовательными стандартами (ГОС). Огромные усилия дают минимальный эффект. В связи с этим надо признать, что критика сложившейся практики во многом является обоснованной. Имеет место и факт субъективизма при определении уровня сложности и приоритетности отдельных заданий в тестовых материалах, оценке и интерпретации результатов.
Экзамен организован следующим образом. В режиме on-line обучаемые выполняют экзаменационные тестовые задания в специально разработанной программной оболочке «ТестЭкзаменатор» в среде Интернет. По результатам выполнения они получают «оценки» – процент правильно выполненных заданий и процент освоенных дидактических единиц ГОС по данной дисциплине. По окончанию экзамена группы в режиме on-line формируется рейтинг-лист.
Контроль знаний имеет определенные особенности, связанные с:
- объектом оценивания – учебные достижения группы, но не личные достижения отдельных студентов;
- видом контроля – контроль «остаточных» знаний (после изучения дисциплины);
- содержанием контроля – оценка дидактических единиц содержания дисциплины по ГОС на заданном уровне;
- шкалой оценивания – бинарная оценка (усвоил – не усвоил);
- характером процедуры – массовое оценивание в ограниченные сроки.
В процессе подготовки к ФЭПО по Культурологии нами была использована комплексная программа информационно-аналитической и методической поддержки, включающая образовательные интернет-ресурсы – порталы, сайты, электронные библиотеки. Приведем некоторые из них:
- edu.ru – ресурсы портала для общего образования;
- allbest – «Союз образовательных сайтов» – коллекции сайтов по различным темам;
- ed.gov – «Федеральное агентство по образованию РФ» – нормативно-правовые документы, статистика и др.;
- mon.gov – Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации;
- rost.ru/projects – Национальный проект «Образование»;
- fepo – «Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования».
Основным источником подготовки к экзамену стал ресурс сайта fepo – «Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования». В режиме off-line были организованы репетиционные тестирования по дисциплине. Отслеженные ошибки обучаемых анализировались, наиболее трудные вопросы обсуждались в тестируемой группе, преподаватель рекомендовал литературу для повторения изученного курса Культурологии.
Большую роль в подготовке Интернет-экзамена сыграл разработанный нами и внедренный на практике мультимедийный программно-методический комплекс (МПМК), включающий обучающую экспертную мультимедиа-программу по курсу «Культурология», в составе которой электронное тестирование выступает формой контроля. Использование МПМК на занятиях и самостоятельной работе позволяет обучаемым привыкнуть к электронной системе получения и контроля знаний, без труда ориентироваться в интерфейсе оболочек Интернет-экзамена. МПМК имеет возможность: быстро повторять изученный материал при помощи основной корневой структуры, представленной тезисами в главном меню; многократно возвращаться на предыдущие страницы при необходимости; останавливаться в любом месте мультимедийного комплекса и продолжать изучение с любой страницы; делать твердую копию (печать) любой страницы МПМК; выходить в сеть Интернет с предложенных веб-страниц; самостоятельно принимать решение о выборе стратегии обучения, характера помощи, последовательности и темпа подачи учебного материала. Таким образом, обладая большим масштабом информации, МПМК позволил успешно использовать его потенциал для подготовки к Интернет-экзамену. Возможность модифицировать МПМК (измененять его содержание, иллюстративный материал), на его основе делать электронные конспекты.
МПМК соответствует стандартным требованиям, предъявляемым к электронным учебным пособиям:
– содержание методического материала соответствует целям и задачам темы;
– осуществляется «обратная связь» (тестовая форма контроля);
– доступный и удобный интерфейс, который обеспечен использованием стандартного «офисного пакета» компьютера и не требует установки дополнительных программ;
- содержит список основной и дополнительной литературы.
Предложенная нами мультимедийная технологияд обучения получила внедрение более чем в двадцати вузах РФ, что позволяет сделать вывод об адекватности предложенного метода и качественном положительном влиянии его на профессиональный уровень подготовки выпускников.
Интернет-экзамен может стать необходимым звеном в структуре внутривузовских систем гарантии качества образования. Поскольку при регулярном его применении позволяет проводить процедуру мониторинга качества подготовки курсантов и программ на соответствие выполнения ГОС и сравнение с аналогичными программами других вузов. Ранняя диагностика (каждые полгода) позволяют при сбое процесса вносить необходимые коррективы.
Особый интерес Интернет-экзамен может представлять при внедрении принципов Болонского процесса, так как одним из важнейших требований к системе гарантии качества вуза является постоянная демонстрация качества подготовки студентов.