ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Дзюбенко Олег Леонидович1, Пышнограев Дмитрий Владимирович2
1Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж), старший преподаватель 24 кафедры 2 факультета, кандидат педагогических наук
2Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж), курсант 5 курса 2 факультета

Аннотация
Геоинформационные системы и технологии (ГИС и Т) становятся ценным инструментом в управлении наземным и воздушным сегментами авиатранспорта, в железнодорожной транспортной инфраструктуре, в решении комплексных задач для территориально распределенных автотранспортных систем, для развития морского и речного судоходства.

Ключевые слова: Геоинформационные системы, ГЛОНАСС


GEOGRAPHIC INFORMATION SYSTEMS AND TECHNOLOGY IN THE MANAGEMENT OF THE TRANSPORT UNDERTAKING

Dzyubenko Oleg Leonidovich1, Pyshnograev Dmitriy Vladimirovich2
1Air Force Engineering University (Voronezh), Senior Lecturer, Department 24 of 2 faculty, PhD
2Air Force Engineering University (Voronezh), 5th year student of the 2 Faculty

Abstract
Geographic information systems and technology (GIS & T) are a valuable tool in the management of land and air segments air transport in the rail transport infrastructure for solving complex problems of geographically distributed motor systems for sea and river navigation.

Keywords: GPS


Рубрика: 11.00.00 ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дзюбенко О.Л., Пышнограев Д.В. Геоинформационные системы и технологии в системе управления транспортным предприятием // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/09/2739 (дата обращения: 13.03.2024).

Возможности ГИС и Т могут быть полезны для самых различных пользователей, которым нужна транспортная информация. Это [1,2]:

·        дорожно-строительные компании, выполняющие работы по проектированию, созданию и ремонту транспортных артерий;

·        строительные организации для мониторинг транспорта, спецтехники, дорогостоящего оборудования, стройматериалов и грузов;

·        организации, предоставляющие услуги перевозки: сетевые торговые компании, сбытовые подразделения, коммерческие перевозчики, осуществляющими заказную транспортировку грузов, корреспонденции и пассажиров;

·        производственные и торговые предприятия (для ежедневного контроля работы агентов и использования ими служебного автотранспорта);

·        оперативные службы (охрана, МЧС, скорая помощь, аварийные службы);

·        спецавтохозяйства;

·        банки, для которых важно отследить перевозку ценных грузов и контролировать работу инкассаторских;

·        простые граждане и водители авто, ежедневно нуждающиеся в информации о пробках, ремонтных работах на дорогах и т.д.

Области применения ГИС на транспорте сегодня крайне разнообразны:

·        безопасность предприятия и прилегающих территорий;

·        моделирование чрезвычайных ситуаций;

·        экологическая оценка;

·        моделирование и мониторинг шумового загрязнения;

·        управление имуществом компаний и контроль за арендой площадей;

·        организация информационных сервисов для пассажиров по плану транспортного предприятия и ближайшему его окружению;

·        управление складскими помещениями;

·        планирования и оптимизациия маршрута следования;

·        оценки и планирования пропускной способности;

·        расчет пассажиропотоков;

·        анализ грузопотоков;

·        управление парком транспортных средств;

·        мониторинг техники;

·        учет уровня расхода и распределения топлива;

·        анализ стиля вождения;

·        идентификации водителя;

·        учета рабочего времени;

·        мониторинг грузов;

·        формирование отчетов;

·        планирования развития социальной инфраструктуры, транспортной сети.

Сегодня многие транспортные предприятия используют в своей повседневной деятельности ГИС и Т для решения вопросов безопасности. С помощью ГИС и Т производится прогнозирование чрезвычайных ситуаций (пожаров, наводнений, землетрясений, селей, ураганов). Рассчитывается степень потенциальной опасности и на основе этого принимается решение об оказании помощи. Оценивается необходимое количество сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, планируется и оптимизируется маршрут движения к месту бедствия, исследуется возможность нанесения ущерба и его последствия для предприятия транспортной отрасли. При моделировании развития чрезвычайных ситуаций используется электронная и атрибутивная информация о потенциально опасных объектах, силах и средствах для ликвидации ЧС и их последствий [3]. В результате моделирования все исходные данные (места источников возникновения ЧС, дислокация сил и средств ликвидации ЧС, проживание людей и т.п.) отображаются на отдельных слоях карты. Изначально подготовка к проведению учебной эвакуации было крайне сложной задачей, так как нужно было анализировать множество планов и несвязных данных. Применение ГИС и Т позволило связать информацию о всех объектах предприятия и отобразить ее на карте. С помощью ГИС и Т удалось разработать различные сценарии проведения эвакуации в зависимости от мест расположения источника ЧС, местоположения и описания противопожарного оборудования, размещения всех дверей и знаков опасности. На основе информации о несчастных случаях и прочих инцидентах, отслеживаемых с помощью ГИС, руководство и служба безопасности могут принять решение о повышении безопасности на территории здания (порта, автовокзала, ж/д вокзала, аэропорта) и на прилегающей территории [4]. Среди таких решений может быть как увеличение количества фонарей в наиболее темных местах, так и расширение штата сотрудников безопасности, поддерживающих правопорядок, например, в ночное время суток.

ГИС и Т могут применяться не только для прогнозирования чрезвычайных ситуаций, но и для определения экологического состояния. Использование ГИС приложений помогает спрогнозировать загрязнение от источников на местности при:

·        дорожно-транспортных происшествиях на автомобильном транспорте;

·        крушении поездов с нефтеналивными цистернами на железнодорожном транспорте;

·        падении воздушных судов на объекты ядерной промышленности;

·        при разливе нефтепродуктов на воде и т.д.

При таких экстремальных ситуациях нужно оперативно и более точно оценить экологический ущерб и выбрать способ ликвидации последствий. Для этого слой электронной карты с результатами экологического моделирования можно наложить на карты растительности или на карты жилых массивов в данном районе. Гис-технологии – хорошее подспорье руководителям, принимающим решения в этой области, ведущее, в конечном итоге, к уменьшению аварий и затрат на ликвидацию их последствий [5].

Итак, использование ГИС-технологий при прогнозировании чрезвычайных ситуаций в транспортной сфере позволяет [6]:

·        моделировать последствия аварий;

·        расчитывать поля концентрации загрязнений;

·        оптимизировать маршруты следования специалистов по транспортным сетям к объектам в зоне ЧС;

·        определять зоны досягаемости для спецсредств при движении по транспортным сетям;

·        определять маршруты стока жидких веществ в случае их разлива или прорыва трубопроводов (более применительно к аэропортам);

·        расчитывать зоны затопления при наводнениях и паводках;

·        координировать работу информационно-справочной системы о потенциально опасных объектах.

Руководство аэропортов, железнодорожной и автотранспортной инфраструктуры, используют ГИС-приложения для отображения уровней шумового загрязнения. Отображение этой информации на ГИС-картах позволяет гораздо быстрее подготовить предложения о проведении административно-организационных, архитектурных и инженерно-технических мероприятий (ограничение движения грузового автотранспорта на внутригородских автомагистралях, своевременный ремонт и содержание в надлежащем порядке дорожного полотна, разграничение улиц и дорог по их назначению, строительство домов со специальной архитектурно-планировочной структурой и т.п.)

Таким образом, ГИС и Т позволяют не только повышать безопасность предприятия, анализировать пассажиро и грузопотоки, планировать перевозки, но и осуществлять управление парком транспортных средств (мониторинг объектов, топлива и т.д.) с учетом особенностей бизнес-процессов транспортного предприятия. Система управления включает GPS-приемник, установленный на автомобиль (локомотив, судно, самолет), координатная информация с которого передается в диспетчерский центр и накапливается в единой базе геоданных. ГИС и Т используются здесь для отображения этой информации в географическом контексте.


Библиографический список
  1. Хаскольд, В. Введение в городские географические информационные системы / В. Хаскольд. – Оксфорд: Изд-во Оксфордского ун-та, 1991. – 321 с.
  2. Журкин, И.Г. Анализ структуры данных для представления в ГИС / И.Г.Журкин, А.Н. Никишин // Геодезия и картография. – 2003. – N 8. – С. 44 – 49.
  3. Панкрушин, В.К. Динамические геоинформационные системы / В.К. Панкрушин, Нгуен Данг Ви, И.А. Гиниятов, П.Н. Губонин // Материалы междунар. конф. “ИНТЕРКАРТО 3″. – Новосибирск, 1997. – С. 262 – 271.
  4. Берлянт, А.М. Геоинформационное картографирование / А.М. Берлянт. – М.: Картгеоцентр – Геодезиздат, 1997. – 64 с.
  5. Кошкарев, А.В. Понятия и термины геоинформатики и ее окружения: Учебно-справ. пособие / А.В. Кошкарев; РАН Ин-т географии. – М.: ИГЕМРАН, 2000. – 76 с.
  6. Генике, А.А. Глобальная спутниковая система определения местоположения GPS и ее применение в геодезии / А.А. Генике, Г.А. Побединский. – М.: Картоцентр; Геоиздат, – 1999. – 272 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дзюбенко Олег Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация