Возможности ГИС и Т могут быть полезны для самых различных пользователей, которым нужна транспортная информация. Это [1,2]:
· дорожно-строительные компании, выполняющие работы по проектированию, созданию и ремонту транспортных артерий;
· строительные организации для мониторинг транспорта, спецтехники, дорогостоящего оборудования, стройматериалов и грузов;
· организации, предоставляющие услуги перевозки: сетевые торговые компании, сбытовые подразделения, коммерческие перевозчики, осуществляющими заказную транспортировку грузов, корреспонденции и пассажиров;
· производственные и торговые предприятия (для ежедневного контроля работы агентов и использования ими служебного автотранспорта);
· оперативные службы (охрана, МЧС, скорая помощь, аварийные службы);
· спецавтохозяйства;
· банки, для которых важно отследить перевозку ценных грузов и контролировать работу инкассаторских;
· простые граждане и водители авто, ежедневно нуждающиеся в информации о пробках, ремонтных работах на дорогах и т.д.
Области применения ГИС на транспорте сегодня крайне разнообразны:
· безопасность предприятия и прилегающих территорий;
· моделирование чрезвычайных ситуаций;
· экологическая оценка;
· моделирование и мониторинг шумового загрязнения;
· управление имуществом компаний и контроль за арендой площадей;
· организация информационных сервисов для пассажиров по плану транспортного предприятия и ближайшему его окружению;
· управление складскими помещениями;
· планирования и оптимизациия маршрута следования;
· оценки и планирования пропускной способности;
· расчет пассажиропотоков;
· анализ грузопотоков;
· управление парком транспортных средств;
· мониторинг техники;
· учет уровня расхода и распределения топлива;
· анализ стиля вождения;
· идентификации водителя;
· учета рабочего времени;
· мониторинг грузов;
· формирование отчетов;
· планирования развития социальной инфраструктуры, транспортной сети.
Сегодня многие транспортные предприятия используют в своей повседневной деятельности ГИС и Т для решения вопросов безопасности. С помощью ГИС и Т производится прогнозирование чрезвычайных ситуаций (пожаров, наводнений, землетрясений, селей, ураганов). Рассчитывается степень потенциальной опасности и на основе этого принимается решение об оказании помощи. Оценивается необходимое количество сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, планируется и оптимизируется маршрут движения к месту бедствия, исследуется возможность нанесения ущерба и его последствия для предприятия транспортной отрасли. При моделировании развития чрезвычайных ситуаций используется электронная и атрибутивная информация о потенциально опасных объектах, силах и средствах для ликвидации ЧС и их последствий [3]. В результате моделирования все исходные данные (места источников возникновения ЧС, дислокация сил и средств ликвидации ЧС, проживание людей и т.п.) отображаются на отдельных слоях карты. Изначально подготовка к проведению учебной эвакуации было крайне сложной задачей, так как нужно было анализировать множество планов и несвязных данных. Применение ГИС и Т позволило связать информацию о всех объектах предприятия и отобразить ее на карте. С помощью ГИС и Т удалось разработать различные сценарии проведения эвакуации в зависимости от мест расположения источника ЧС, местоположения и описания противопожарного оборудования, размещения всех дверей и знаков опасности. На основе информации о несчастных случаях и прочих инцидентах, отслеживаемых с помощью ГИС, руководство и служба безопасности могут принять решение о повышении безопасности на территории здания (порта, автовокзала, ж/д вокзала, аэропорта) и на прилегающей территории [4]. Среди таких решений может быть как увеличение количества фонарей в наиболее темных местах, так и расширение штата сотрудников безопасности, поддерживающих правопорядок, например, в ночное время суток.
ГИС и Т могут применяться не только для прогнозирования чрезвычайных ситуаций, но и для определения экологического состояния. Использование ГИС приложений помогает спрогнозировать загрязнение от источников на местности при:
· дорожно-транспортных происшествиях на автомобильном транспорте;
· крушении поездов с нефтеналивными цистернами на железнодорожном транспорте;
· падении воздушных судов на объекты ядерной промышленности;
· при разливе нефтепродуктов на воде и т.д.
При таких экстремальных ситуациях нужно оперативно и более точно оценить экологический ущерб и выбрать способ ликвидации последствий. Для этого слой электронной карты с результатами экологического моделирования можно наложить на карты растительности или на карты жилых массивов в данном районе. Гис-технологии – хорошее подспорье руководителям, принимающим решения в этой области, ведущее, в конечном итоге, к уменьшению аварий и затрат на ликвидацию их последствий [5].
Итак, использование ГИС-технологий при прогнозировании чрезвычайных ситуаций в транспортной сфере позволяет [6]:
· моделировать последствия аварий;
· расчитывать поля концентрации загрязнений;
· оптимизировать маршруты следования специалистов по транспортным сетям к объектам в зоне ЧС;
· определять зоны досягаемости для спецсредств при движении по транспортным сетям;
· определять маршруты стока жидких веществ в случае их разлива или прорыва трубопроводов (более применительно к аэропортам);
· расчитывать зоны затопления при наводнениях и паводках;
· координировать работу информационно-справочной системы о потенциально опасных объектах.
Руководство аэропортов, железнодорожной и автотранспортной инфраструктуры, используют ГИС-приложения для отображения уровней шумового загрязнения. Отображение этой информации на ГИС-картах позволяет гораздо быстрее подготовить предложения о проведении административно-организационных, архитектурных и инженерно-технических мероприятий (ограничение движения грузового автотранспорта на внутригородских автомагистралях, своевременный ремонт и содержание в надлежащем порядке дорожного полотна, разграничение улиц и дорог по их назначению, строительство домов со специальной архитектурно-планировочной структурой и т.п.)
Таким образом, ГИС и Т позволяют не только повышать безопасность предприятия, анализировать пассажиро и грузопотоки, планировать перевозки, но и осуществлять управление парком транспортных средств (мониторинг объектов, топлива и т.д.) с учетом особенностей бизнес-процессов транспортного предприятия. Система управления включает GPS-приемник, установленный на автомобиль (локомотив, судно, самолет), координатная информация с которого передается в диспетчерский центр и накапливается в единой базе геоданных. ГИС и Т используются здесь для отображения этой информации в географическом контексте.
Библиографический список
- Хаскольд, В. Введение в городские географические информационные системы / В. Хаскольд. – Оксфорд: Изд-во Оксфордского ун-та, 1991. – 321 с.
- Журкин, И.Г. Анализ структуры данных для представления в ГИС / И.Г.Журкин, А.Н. Никишин // Геодезия и картография. – 2003. – N 8. – С. 44 – 49.
- Панкрушин, В.К. Динамические геоинформационные системы / В.К. Панкрушин, Нгуен Данг Ви, И.А. Гиниятов, П.Н. Губонин // Материалы междунар. конф. “ИНТЕРКАРТО 3″. – Новосибирск, 1997. – С. 262 – 271.
- Берлянт, А.М. Геоинформационное картографирование / А.М. Берлянт. – М.: Картгеоцентр – Геодезиздат, 1997. – 64 с.
- Кошкарев, А.В. Понятия и термины геоинформатики и ее окружения: Учебно-справ. пособие / А.В. Кошкарев; РАН Ин-т географии. – М.: ИГЕМРАН, 2000. – 76 с.
- Генике, А.А. Глобальная спутниковая система определения местоположения GPS и ее применение в геодезии / А.А. Генике, Г.А. Побединский. – М.: Картоцентр; Геоиздат, – 1999. – 272 с.