УДК 37

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ

Зябкина О.Ю.1, Попова В.И.1
1Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН г. Вологда

Аннотация
В статье рассмотрены теоретические основы балльно-рейтинговой системы оценки достижений учащихся. Описана балльно-рейтинговая система, применяемая в Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН г. Вологда, на основе которой проведён анализ деятельности обучающихся в НОЦ ИСЭРТ РАН.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, Рейтинг, уровень успешности учащихся


MODERN APPROACH TO THE ASSESSMENT OF STUDENT ACHIEVEMENT BASED ON THE SCORE-RATING SYSTEM

Zyabkina O.Yu.1, Popova V.I.1
1Research and Education Center of Economy and Information Technology ISEDT RAS Vologda

Abstract
In this paper the theoretical foundations of score-rating system of evaluation of student achievement. Describes the score-rating system used by the Scientific and Educational Center of Economy and Information Technology ISEDT RAS Vologda, on the basis of which the analysis of the activities of students in SEC ISEDT RAS.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Зябкина О.Ю., Попова В.И. Современный подход к оценке достижений учащихся на основе балльно-рейтинговой системы // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2557 (дата обращения: 02.06.2017).

Пристальное внимание в современном обществе государство уделяет развитию науки и образования, идёт активная работа по созданию, совершенствованию и внедрению различных проектов, стратегий и стандартов образования. Так, в рамках проведения Года Учителя Президент РФ Д.А. Медведев утвердил инициативу «Наша новая школа», суть которой заключается в создании школы, способной «раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [1]. В связи с этим происходит изменение требований к качеству образования и системе его оценки. Данные условия заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за счёт такой организации учебного процесса, которая могла бы более широко использовать творческий потенциал школьников. Для этого необходимо стимулировать самостоятельную работу учащихся, а также внедрять накопительную систему оценки знаний, отражающую объективную информацию об успешности учебного процесса.

В целях вступления в Общеевропейское образовательное пространство в 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, одним из условий которого является введение балльно-рейтинговой системы. Этот метод оценивания в настоящее время успешно используют многие ведущие высшие учебные заведения нашей страны (МГУ им. Ломоносова, СПбГУ, РУДН и др.).

Практика введения балльно-рейтинговой системы в учреждениях общего образования также имеет своё место, поскольку существующая и всем привычная пятибалльная система не даёт полноценной возможности для индивидуализации обучения [8]. Ещё со времён существования дореволюционных гимназий механизмом оценки отечественного образования является пятибалльная (фактически давно уже четырёхбалльная) система отметок. Как и любая другая, она имеет определённые достоинства и недостатки (табл. 1) [2, 3, 4].

Таблица 1. Достоинства и недостатки пятибалльной системы оценивания

Достоинства

Недостатки

1. Отметки интуитивно понятны. 1. Отметка играет не стимулирующую, а только констатирующую роль.
2. Система проста в употреблении. 2. Учитывается лишь успешность усвоения стандартного набора знаний, причем усвоения большей частью экстенсивного (выучил – воспроизвел).
3. Отметки удобны для конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчётности. 3. В области профильного обучения (9 – 11 классы) оценки становятся неравнозначными.
4. Система не даёт полноценной возможности для формирования у школьников оценочной самостоятельности.
5. Система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения: не предполагает оценки учеником собственных действий, сопоставления его самооценки с внешней оценкой.
6. Система затрудняет индивидуализацию обучения: невозможно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с его предыдущими результатами.
7. Система является малоинформативной: по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний.

В связи с этим возникает вопрос о поиске принципиально иного подхода к оцениванию, который способствовал бы гуманизации образования, индивидуализации учебного процесса, повышению мотивации школьников и их самостоятельности. Вследствие чего практический интерес представляет балльно-рейтинговая система оценивания, поскольку она является более гибкой и может включать в себя различные элементы других систем.

Понятием «рейтинг» (от английского «to rate» – оценивать и «rating» – оценка, оценивание) пользуются достаточно давно в различных отраслях человеческой деятельности. В зависимости от средств и методов оценивания обученности можно выделить несколько трактовок данного понятия (табл. 2).

Таблица 2. Подходы к понятию «рейтинг»

Автор

Определение

Аванесов В.С. Рейтинг – это форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом [9].
Ананьев Б.Г. Рейтинг – это метод оценивания, основанный на суждениях компетентных судей [9].
Боброва Л.Н. Рейтинг – это средство оценивания, «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определённый период обучения (некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале [10].
Науменко Ю.В. Рейтинг – это метод упорядочивания обучающихся по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений [11].

Говоря о рейтинге как форме организации контроля и оценивания уровня знаний, обычно имеют в виду рейтинговую систему. Существует различные подходы к её пониманию (рис. 1) [5, 6, 7].

 

Рисунок 1. Трактовка понятия «рейтинговая система»

Целями её введения являются:

– комплексная оценка качества работы учащихся при усвоении ими учебной программы;

– стимулирование познавательной деятельности и повышение качества образовательных результатов в целом;

– повышение уровня организации образовательного процесса.

Балльно-рейтинговая система имеет ряд достоинств как для ученика, так и для учителя (табл. 3). В целом, она позволяет осуществлять регулярный контроль и оценку качества учебного процесса, производить дифференциацию и использовать другие возможности организации и управления [9].

Таблица 3. Преимущества балльно-рейтинговой системы оценивания

«+» для учащегося

«+» для учителя

1. Возможность распоряжаться своим временем самому. 1. Рациональное планирование учебного процесса, организации индивидуальной и творческой работы учащихся.
2. Проведение постоянной самодиагностики и самоконтроля учебных достижений. 2. Стимулирование эффективного обучения старшеклассников.
3. Возможность выбора порядка выполнения учебных заданий, самостоятельное планирование работы. 3. Возможность своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса.
4. Сравнение уровня своих знаний с уровнем других учащихся. 4. Объективная оценка выполнения каждым учащимся всех учебных заданий.
5. Наличие соответствующих прав (освобождение от зачёта, экзамена и т.д.). 5. Возможность точно и объективно определять итоговую оценку по предмету.

Стоит отметить немаловажную сторону, требующую внимания педагога, – методически грамотное составление рейтинга, базирующееся на последовательном прохождении нескольких этапов. Данный алгоритм применим при создании любой балльно-рейтинговой системы и позволяет учесть все важные моменты образовательного процесса (табл. 4) [7].

Таблица 4. Создание балльно-рейтинговой системы

Этап

Содержание

1. Структурирование материала Разделить материал на структурно-логические самостоятельные модули (логические блоки): – отдельная тема или раздел;

– самостоятельный цикл лабораторных работ;

– индивидуальные домашние задания;

– индивидуальная самостоятельная работа по выбору ученика;

– разделы, выделенные для самостоятельного изучения.

2. Создание правил начисления баллов Определить нормативные баллы  за выполнение всех заданий и задач по учебному  предмету.
3. Установка минимальных баллов Установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать ученик в ходе обучения.
4. Разработка рейтингового регламента Составить свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание.
5. Организация учёта успеваемости Организовать учёт успеваемости обучающихся и расчёт их рейтингов с помощью программных средств.
6. Подведение итогов Выставить в конце четверти общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.

В настоящее время существует множество балльно-рейтинговых систем, которые используются для выявления уровня знаний учащихся. Каждая из них построена на различных критериях оценивания, которые зависят как от специфики преподаваемого предмета, так и от образовательного учреждения в целом.

Научно-исследовательская работа – один из основных видов деятельности учащихся Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН (НОЦ ИСЭРТ РАН г. Вологда). Характерной особенностью учебного процесса в НОЦ является активное участие школьников в различных олимпиадах и конкурсах. Именно этот критерий является основополагающим в балльно-рейтинговой системе, адаптированной в НОЦ в 2010 – 2011 учебном году (табл. 5). Она выступает дополнительным инструментом для более объективного оценивания деятельности учащихся наряду с традиционной пятибалльной системой.

Балльно-рейтинговая система, применяемая в НОЦ, разработана с учетом специфики опыта других территорий и предназначена для выявления уровня успешности учащихся, основными критериями оценивания которой являются итоговая оценка по экономике и участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях.

Согласно данной системе оценки, выделяется три уровня успешности:

1. Отличный – итоговая оценка по экономике «отлично» или «хорошо»; учащийся активно принимает участие во всех мероприятиях, проводимых НОЦ (олимпиады, конкурсы, конференции), занимает в них призовые места.

2. Хороший – итоговая оценка по экономике «отлично» или «хорошо»; учащийся активно принимает участие во всех мероприятиях, проводимых НОЦ (олимпиады, конкурсы, конференции).

3. Удовлетворительный – итоговая оценка по экономике «хорошо», «удовлетворительно»; учащийся не принимает участие в мероприятиях, проводимых НОЦ (олимпиады, конкурсы, конференции), либо принимает, но не достигает результатов.

Таблица 5. Балльно-рейтинговая система оценки достижений

учащихся НОЦ ИСЭРТ РАН

Класс

Шкала оценки

Уровень успешности

Наименование критерия

Баллы

5 20 и более Отлично 1. Оценка по экономике за год
14 – 19 Хорошо «Отлично» «Хорошо»

«Удовлетворительно»

5 4

3

3 – 13 Удовлетворительно
2. Участие в Олимпиаде по экономике НОЦ
Победитель (1 – 3 место) Лауреат (4 – 5 место)

Участник

15 12

10

3. Участие в других конкурсах, конференциях,  олимпиадах
Городской уровень Областной уровень 10 15
Всероссийский уровень
Победитель (1 – 5 место) Участник 25 15
Международный уровень
Победитель (1 – 5 место) Участник 30 20
6 – 8 35 и более Отлично 1. Оценка по экономике за год
28 – 34 Хорошо «Отлично» «Хорошо»

«Удовлетворительно»

5 4

3

3 – 27 Удовлетворительно
2. Участие в Олимпиаде по экономике НОЦ
Победитель (1 – 3 место) Лауреат (4 – 5 место)

Участник

15 12

10

3. Участие в конкурсе эссе
Победитель (1 – 3 место) Лауреат (4 – 5 место)

Участник

15 12

10

3. Участие в других конкурсах, конференциях,  олимпиадах
Городской уровень Областной уровень 10 15
Всероссийский уровень
Победитель (1 – 5 место) Участник 25 15
Международный уровень
Победитель (1 – 5 место) Участник 30 20
9 – 11 100 и более Отлично 1. Оценка по экономике за год
44 – 99 Хорошо «Отлично» «Хорошо»

«Удовлетворительно»

5 4

3

3 – 43 Удовлетворительно
2. Участие в Олимпиаде по экономике НОЦ
Победитель (1 – 3 место) Лауреат (4 – 5 место)

Участник

15 12

10

3. Участие в конкурсе НИР
Победитель (1 – 3 место) Лауреат (4 – 5 место)

Участник

25 22

20

4. Участие во Всероссийской олимпиаде по экономике
Школьный этап Городской этап

Областной этап

10 20

25

5. Участие в других конкурсах, конференциях,  олимпиадах
Городской уровень Областной уровень 10 15
Всероссийский уровень
Победитель (1 – 5 место) Участник 25 15
Международный уровень
Победитель (1 – 5 место) Участник 30 20

Для более объективного подхода эти уровни успешности и шкала оценки рассчитаны отдельно для нескольких возрастных категорий (5, 6 – 8, 9 – 11 классы), поскольку количество мероприятий, проводимых в указанных классах, различно.

Данная система способствует повышению эффективности обучения путём стимулирования самостоятельной работы учащихся (исследовательская работа, подготовка к различным олимпиадам, конкурсам, конференциям) и позволяет выявить степень результативности участия в олимпиадах и конкурсах каждого школьника, занимающегося в НОЦ.

Благодаря балльно-рейтинговой системе, на уровне класса появляется возможность обнаружить рейтинговых лидеров, – учащихся с отличным и хорошим уровнями успешности, на основе которых складывается общая картина деятельности Научно-образовательного центра. Это помогает определить вектор дальнейших усилий по подготовке учеников для участия в новых, более интересных и увлекательных мероприятиях.

Также балльно-рейтинговая система позволяет проследить динамику успешности учащихся НОЦ ИСЭРТ РАН и сравнить результаты деятельности школьников за определённый период. С данной целью был проведён анализ за 2009 – 2010, 2010 – 2011 учебные годы по классам, составы которых обучаются в НОЦ не первый год (табл. 6).

Таблица 6. Сравнительный анализ показателей оценивания учащихся НОЦ

Класс

Количество учащихся

2009 – 2010 уч.г.

Количество учащихся

2010 – 2011 уч.г.

Уровень успешности

Уровень успешности

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

8 ОГ 23 6 26,1 17 73,9 20 4 20 1 5 15 75
9 ОГ 23 23 100 21 3 14,3 18 85,7
10 ОГ 17 5 29,4 12 70,6 11 1 9,1 3 27,3 7 63,6
11 ОГ 17 2 11,8 2 11,8 13 76,4 12 3 25 9 75
8 МОУ «Лицей №32» 20 4 20 1 5 15 75 30 7 23,3 1 3,4 22 73,3
10 МОУ «Лицей №32» 27 7 26 20 73 30 3 10 24 80 3 10

Сравнительный анализ показателей оценивания учащихся НОЦ свидетельствует, что школьники довольно активно участвуют в различных мероприятиях. Но, несмотря на увеличение численности учащихся с отличным и хорошим уровнями успешности, остаётся большое количество школьников, имеющих удовлетворительный результат. Причинами этому могли стать как смена преподавателя по основному предмету «Экономика», так и большая загруженность учащихся в школе. Для достижения высоких результатов необходимо стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, которая должна способствовать повышению интереса к изучению экономики.

Таким образом, балльно-рейтинговая система является наиболее показательной в плане анализа достижений школьников. Она демонстрирует общую результативность деятельности не только каждого учащегося, но и класса, и НОЦ в целом.

Из всего вышесказанного следует, что реформирование традиционной системы оценивания необходимо, и в качестве альтернативы выступает балльно-рейтинговая система оценки учебных и внеучебных достижений школьников. Она является действительно эффективной, достаточно понятной, обладает неоспоримыми достоинствами для педагогов и учеников. В ближайшее время в НОЦ планируется продолжить применение балльно-рейтинговой системы с целью совершенствования знаний учащихся и дальнейшего их продвижения в области экономических наук.


Библиографический список
  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
  2. Калужская, М.В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? / М.В. Калужская, О.С. Уколова, И.Г. Каменских // М.:Чистые пруды, 2006. – 244 с.
  3. Калужская, М.В. Рейтинговая система как интегративная модель оценки параметров образования / М.В. Калужская, О.С. Уколова, И.Г. Каменских // Педагогический вестник. – 2004. – №23-24. – С. 36-40.
  4. Полякова, А.А. Рейтинговая система контроля и оценки знаний по педагогике. – М.: Просвещение, 1998. – 98 с.
  5. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 149 с.
  6. Капустина, Г.Ю. Рейтинговая система контроля знаний / Г.Ю. Капустина // Профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы: тезисы научн.-практ. конф. – М.,1996. – С. 63-78.
  7. Даутова, О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учебн.-метод. пособие для учителей / О.Б. Даутова, О.Н. Крылова; под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.: КАРО, 2006. – 176 с.
  8. Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 13-51-120/13 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_89294.html
  9. Телеева, Е.В. Современные средства оценивания результатов обучения: учебн. пособие / Е.В. Телеева. – Шадринск: Изд-во Шадрин. пед.инст, 2009. – 116 с.
  10. Боброва, Л.Н. Рейтинговая система оценки качества обучения / Л.Н. Боброва // Наука и школа. – 2005. – №6 – С. 2-4.
  11. Науменко, Ю.В. Рейтинг учебных достижений как элемент здоровьеформирующего образования / Ю.В. Науменко // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2006. – №2 – С. 23-30.


Все статьи автора «april89love»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: