КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО СОСТАВА ОРГАНИЗАЦИЙ

Таболина О.В.

Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Таболина О.В. Компетентностный подход в процессе формирования кадрового состава организаций // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/06/792 (дата обращения: 02.06.2017).

Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, связь между качественным образованием, отвечающим современным требованиям и тенденциям,  и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Именно поэтому сфера образования  является одним из четырех приоритетных  направлений  национальных проектов России.

Сфера образования затрагивает каждого человека и формирует человеческий капитал. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества,  демографическое благополучие страны.

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности» и разграничение компетентностей по сферам деятельности:

−       «компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

−       компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности, (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

−       компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации);

−       компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);

−       компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность)» [2].

Начиная с 1990г.  исследования компетентности как научной категории применительно к образованию в России характеризуются исследованием и рассмотрением  «профессиональной компетентности». Компетентностный подход начинает применяться в профессиональной деятельности.  В работах этого периода понятие компетентность трактуется по-разному: и как синоним профессионализма, и как только одна из его составляющих. Общий вклад в разработку проблем компетентности внесли отечественные исследователи  Л.П. Алексеева, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Н.С. Шаблыгина и др.

Компетентность в профессиональной деятельности начинает рассматриваться не только как включающая когнитивную и операциональную – технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.  [2].

Необходимо обозначить различия в терминах «компетентность» и «компетенция».

Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов Европейского фонда образования определяют компетенцию как «1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно. 2. Соответствие требованиям, предъявляемых при устройстве на работу. 3. Способность выполнять особые трудовые функции».

Согласно «Глоссарию терминов рынка труда, разработки стандартов…» ЕФО [1], существуют четыре модели (способа) определения компетенций:

а) основанные на параметрах личности «… личные качества и опыт, которыми обладает человек: знания, образование, подготовка и другие личные характеристики, которые позволяют ему эффективно выполнять свою деятельность» [1, с. 69];

б) основанные на выполнении задач и деятельности;

в) основанные на выполнении производственной деятельности;

г) основанные на управлении результатами деятельности.

Таким образом, компетенция – это совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, то есть компонентов содержания образования, необходимых для эффективного выполнения деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов [4].

Компетентность – это совокупность компетенций, которыми человек должен владеть. Уточним, что под компетентностью понимается некая интегративная, комплексная характеристика личности, ее способность решать конкретные практические задачи, возникающие в различных сферах жизни. Обязательными компонентами компетентности любого вида можно считать:

−       положительную мотивацию;

−       ценностно-смысловое представление к содержанию и результату деятельности;

−       знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности;

−       умение, опыт, навык [3].

Таким образом,  ключевые компетенции являются самыми общими и широкими определениями  адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе.

Профессиональные и учебные компетентности формируются для профессиональной деятельности человека и проявляются в  ней. Профессиональные компетенции – это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, адекватно оценивать результаты своей деятельности.

На практике для построения количественной шкалы измерения уровня компетентности  и владения компетенциями целесообразно использовать помимо выставления степени интенсивности критериального свойства учитывать значимость компетенции. Уровень владения компетенции оценивается  в диапазоне: от отсутствия компетенции до высокого уровня владения. Значимость компетенции может быть установлена экспертом на основании оценки необходимости данной компетенции для конкретного профиля на разных ступенях обучения. Компетенции с наибольшим уровнем значимости становятся приоритетными.


Библиографический список
  1. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов, образовательных программ и учебных планов. – Турин: European Training Foundation,  1997. –  160 c.
  2. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001,http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/strateg/448.4
  3. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 3. – с. 21-26.
  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля  http: http://www.eidos.ru /journal/ 2002 / 0423.htm


Все статьи автора «Lesya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: