Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, связь между качественным образованием, отвечающим современным требованиям и тенденциям, и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Именно поэтому сфера образования является одним из четырех приоритетных направлений национальных проектов России.
Сфера образования затрагивает каждого человека и формирует человеческий капитал. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны.
Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности» и разграничение компетентностей по сферам деятельности:
− «компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
− компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности, (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
− компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации);
− компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);
− компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность)» [2].
Начиная с 1990г. исследования компетентности как научной категории применительно к образованию в России характеризуются исследованием и рассмотрением «профессиональной компетентности». Компетентностный подход начинает применяться в профессиональной деятельности. В работах этого периода понятие компетентность трактуется по-разному: и как синоним профессионализма, и как только одна из его составляющих. Общий вклад в разработку проблем компетентности внесли отечественные исследователи Л.П. Алексеева, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Н.С. Шаблыгина и др.
Компетентность в профессиональной деятельности начинает рассматриваться не только как включающая когнитивную и операциональную – технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др. [2].
Необходимо обозначить различия в терминах «компетентность» и «компетенция».
Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов Европейского фонда образования определяют компетенцию как «1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно. 2. Соответствие требованиям, предъявляемых при устройстве на работу. 3. Способность выполнять особые трудовые функции».
Согласно «Глоссарию терминов рынка труда, разработки стандартов…» ЕФО [1], существуют четыре модели (способа) определения компетенций:
а) основанные на параметрах личности «… личные качества и опыт, которыми обладает человек: знания, образование, подготовка и другие личные характеристики, которые позволяют ему эффективно выполнять свою деятельность» [1, с. 69];
б) основанные на выполнении задач и деятельности;
в) основанные на выполнении производственной деятельности;
г) основанные на управлении результатами деятельности.
Таким образом, компетенция – это совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, то есть компонентов содержания образования, необходимых для эффективного выполнения деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов [4].
Компетентность – это совокупность компетенций, которыми человек должен владеть. Уточним, что под компетентностью понимается некая интегративная, комплексная характеристика личности, ее способность решать конкретные практические задачи, возникающие в различных сферах жизни. Обязательными компонентами компетентности любого вида можно считать:
− положительную мотивацию;
− ценностно-смысловое представление к содержанию и результату деятельности;
− знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности;
− умение, опыт, навык [3].
Таким образом, ключевые компетенции являются самыми общими и широкими определениями адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе.
Профессиональные и учебные компетентности формируются для профессиональной деятельности человека и проявляются в ней. Профессиональные компетенции – это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, адекватно оценивать результаты своей деятельности.
На практике для построения количественной шкалы измерения уровня компетентности и владения компетенциями целесообразно использовать помимо выставления степени интенсивности критериального свойства учитывать значимость компетенции. Уровень владения компетенции оценивается в диапазоне: от отсутствия компетенции до высокого уровня владения. Значимость компетенции может быть установлена экспертом на основании оценки необходимости данной компетенции для конкретного профиля на разных ступенях обучения. Компетенции с наибольшим уровнем значимости становятся приоритетными.
Библиографический список
- Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов, образовательных программ и учебных планов. – Турин: European Training Foundation, 1997. – 160 c.
- Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001,http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/strateg/448.4
- Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 3. – с. 21-26.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля http: http://www.eidos.ru /journal/ 2002 / 0423.htm
Количество просмотров публикации: Please wait