ВИДЕОФИЛЬМЫ В ХИМИИ

Газизов Назир Рамилович
Камчатский государственный технический университет
курсант

Аннотация
В статье рассматривается роль эксперимента в обучении химии и проблемы, связанные с его проведением в учебном процессе. Отмечаются трудности, такие как высокая скорость или медленное протекание реакций, токсичность реагентов, их высокая стоимость или дефицитность. В качестве решения предложено создание учебного видеофильма, демонстрирующего химические опыты в безопасном и наглядном формате. Описаны этапы разработки фильма «Опыты от древности до современности», включая подбор экспериментов, видеосъемку и монтаж с комментариями преподавателей. Проект позволяет проследить эволюцию химических экспериментов от древних времен до современных методов, что способствует лучшему усвоению материала студентами.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Газизов Н.Р. Видеофильмы в химии // Современные научные исследования и инновации. 2025. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2025/07/103582 (дата обращения: 07.08.2025).

Получить фундаментальные знания об окружающем мире, не вмешиваясь в изучаемые объекты, практически невозможно. Эксперимент помогает приобрести эти знания, дает возможность воспроизвести то или иное явление в лабораторных условиях и повторить его в различных вариантах столько раз, сколько необходимо. Эксперименты нужны для закрепления и творческого развития теоретических знаний. Не зря визуализация была и остается популярным обучающим приемом.

Эксперимент в химии является неотъемлемой частью учебного процесса. Но нередко проведение эксперимента сталкивается с различными объективными трудностями: процесс может протекать слишком быстро или, напротив, слишком медленно. Тогда протекание реакции не удается наблюдать в рамках лабораторной работы или демонстрационного эксперимента. Кроме того, продукты реакции могут быть ядовиты, иметь неприятный резкий запах, реагенты могут быть дороги или дефицитны. В подобных случаях непосредственное проведение экспериментов курсантами и студентами становится затруднительным или невозможным.

Решением этой проблемы может стать создание информационных, наглядных презентаций, слайдов, видеороликов, видеофильмов.

Перед нами была поставлена задача создания видеофильма, посвященного демонстрационным экспериментам, используемым преподавателями химии КамчатГТУ при чтении лекций по различным разделам химии.

Решить проблему планировалось в несколько этапов:

  • подобрать эксперименты, удовлетворяющие требованиям наглядности, поучительности и иллюстрирующие действие фундаментальны законов химии;
  • провести их видеосъемку;
  • осуществить монтаж видеофильма с привлечением комментариев преподавателей и приведением уравнений химических реакций, протекающих в экспериментах.

Поставленная задача была успешно решена, был создан видеофильм «Опыты от древности до современности». В этом фильме химические опыты рассмотрены с позиций эволюции химии как науки от примитивных опытов, используемых древним человеком, через алхимию до современного уровня экспериментальной химии.


Библиографический список
  1. Артемов А.В., Лунин В.В. Химический эксперимент в высшей школе: методика и практика. – М.: Изд-во МГУ, 2018. – 256 с.
  2. Глинка Н.Л. Общая химия. – Л.: Химия, 1985. – 704 с.
  3. Злотников Э.Г. Современный химический эксперимент: демонстрационные опыты. – СПб.: Лань, 2020. – 320 с.
  4. Кузнецова Н.Е. Методика преподавания химии: теория и практика. – М.: Академия, 2019. – 288 с.
  5. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: Росмэн, 2016. – 160 с.
  6. Мультимедийные технологии в образовании / Под ред. В.П. Демкина. – М.: БИНОМ, 2021. – 198 с.


Все статьи автора «author5632»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: