МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Рожков Евгений Викторович

Аннотация
Актуальность изучаемого материала бесспорна, является одной из статей автора, посвящённых анализу текущих вопросов, связанных с использованием муниципального имущества. Цель исследования заключается в выявлении характерных для конкретного муниципального образования особенностей современных процессов цифровизации. Муниципальное образование вправе распорядиться всем имуществом. При этом рассматриваются различные механизмы взаимодействия между бизнесом и местными органами власти. В статье рассмотрены вопросы связанные с необходимостью проведения анализа совершенствования системы управления собственностью на уровне муниципального образования и государства в целом.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рожков Е.В. Механизм взаимодействия бизнеса и власти в обеспечении экономической безопасности муниципального имущества // Современные научные исследования и инновации. 2025. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2025/07/103538 (дата обращения: 16.07.2025).

Деятельность Контрольно-счетной палаты города Перми началась в 2005 году. В соответствии с положением задачами палаты являются: организация и осуществление контроля за законностью, рациональностью и эффективностью использования органами местного самоуправления и организациями средств бюджета города и бюджетных фондов, контроль за управлением и распоряжением муниципальной собственностью [7].

Проблема заключается в разных подходах по оценке экономической безопасности управления муниципального имущества.

Объект исследования – имущество муниципалитета.

Предмет исследования отношения в реализации муниципального имущества.

Исходя из представленных положений актуальности данной работы, может быть сформулирована цель исследования, которая заключается в выявлении характерных для конкретного муниципального образования особенностей современных процессов цифровизации.

Практическая значимость статьи заключается в выявлении необходимости реализации муниципального имущества в социально-экономических процессах.

Научная новизна бесспорна, в условиях использования имущества в новой экономической ситуации.

Вопросы по развитию муниципального имущества изучались такими авторами как: Нурисламов А.Э., Пугачёв И.Н., Фатхриева Д.И. и другими.

Основная часть

Методологическую базу исследования составили в основном работы российских авторов. Обеспечение индивидуализации и актуализации городской стратегии предполагает использование нескольких теоретико-методологических принципов.

Автором используется метод систематизации теоретических фундаментальных исследований, прикладных разработок, нормативной документации для формирования оценки степени её внедрения на муниципальном уровне [6].

Федеральный закон «О муниципальной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» позволяет осуществить информационное и правовое обеспечение цивилизованного рынка недвижимости, систему регистрации её объектов и имущественных прав на них. Акт государственной регистрации является основополагающим фактором для изменения правовой принадлежности недвижимого имущества, и хотя сама сделка может вступить в силу до его совершения, для третьих лиц именно внесение соответствующей записи в специальный реестр оформляет и закрепляет существующую между сторонами договорённость[10]. Сегодня, на законодательном уровне решаются вопросы о необходимости перечисления всех видов объектов недвижимости, для снижения в дальнейшем каких-либо имущественных споров [11]. В науке права выделяют определённые дополнительные признаки, характеризующие недвижимые объекты [2].

Отдельное внимание следует обратить на законодательную базу, позволяющую передавать собственность из федеральной, в региональную и далее на муниципальный уровень. Как частный пример, можно рассмотреть экономическую целесообразность передачи 550 га земли, находящейся в собственности Министерства обороны Российской Федерации (не используется по предназначению, в заброшенном состоянии находятся около ста объектов недвижимости) и территориально находящейся в Орджоникидзевском районе города Перми в собственность Пермского края. Этот вопрос может быть положительно решиться депутатами Государственной Думы.

Например,  на территории муниципального образования город Пермь, за последние годы, из федеральной собственности были переданы несколько десятков объектов (табл. 1).

Таблица 1. Передача земельных участков и объектов недвижимости из федеральной собственности в собственность города Перми (2020 – 2024 гг.)*

п/п

Наименование

имущества

2020

2021

2022

2023

2024

1

Земельные участки

9

4

8

2

14

2

Объекты недвижимого имущества (здания, сооружения, помещения)  

8

 

1

 

8

 

9

 

15

* Источник – составлено автором.

Соответственно, после этого, на региональном уровне может проводиться работа по переводу этих земель в муниципальную собственность. После исследования почвы и определения возможности проведения строительства, соответствующие организации определяют максимальную этажность застройки. Учитывая, тот факт, что большая территория с земельными участками будет предлагаться под комплексное развитие, местным органам власти следует определить формат строительства в рамках федеральных требований к строительству «Умного города».

Определённая доля городских земельных участков вовлекается в оборот (табл. 2)

Таблица 2. Показатели программы «Управление земельными ресурсами города Перми»*

п/п

Объёмы и источники финансирования

2021

2022

2023

1 Доля площади земельных участков, вовлечённых в оборот, в общей площади территории Пермского городского округа, за исключением городских лесов, %%

55,4

56,1

56,8

* Источник - составлено по [8].

Кроме того, в аукционах по застройке с помощью комплексного развития территорий, могут допускаться зарубежные строительные компании и корпорации. В городе Перми такой опыт уже имеется. Если учитывать тот факт, что китайские строительные компании возводят высотные жилые здания со скоростью – 1 этаж за 1 день, то есть высокая вероятность заключения договоров на освоения территории именно с ними. Заключение договора (контракта) по строительству большого района с одним или несколькими зарубежными застройщиками будет новым явлением для муниципалитета и следует обратить внимание на экономическую безопасность, касающуюся не только юридических особенностей, но и практических решений. Т.е. все объекты нового строительства после принятия их в эксплуатацию должны автоматически переходить в собственность муниципального образования город Пермь.

Сегодня город Пермь испытывает недостаток в качественном, новом муниципальном жилом комплексе. Целевые показатели муниципальной программы «Обеспечение жильём жителей города Перми» покажем в табл. 3.

Таблица 3. Программа «Обеспечение жильём жителей города Перми»

п/п

Наименование

цели

Ед.

изм.

Значение показателей

2025

2026

2027

2028

2029

1

Площадь расселённого аварийного и непригодного для проживания жилого фонда

тыс. кв. м

30,6

30,0

48,0

37,8

30,0

2

Количество граждан, расселённых из аварийного и непригодного для проживания жилого фонда

чел.

1918

1230

2342

2014

1112

3

Объём финансирования

млн.

руб.

2596,5

2176,7

1106

1106

1106

Данные, указанные в таблице 3, по 2027, 2028 и 2029 году являются только в проекте и будут реализовываться при соответствующем финансировании федерального, регионального и местного бюджетов.

Управление имуществом муниципального образования – это совокупность эффективных действий собственника, направленных на сохранение основных качеств объекта собственности или её приращение; целенаправленное воздействие на объекты собственности и субъекты их использования в интересах муниципального образования, связанное с установлением правил, условий использования муниципальной собственности, достижением поставленных целей с учётом общественных требований. Основным объектом управления муниципальной собственностью является муниципальное имущество – комплекс, в состав которого входят различные виды имущества: земля, движимое и недвижимое имущество. Многообразный по составу, назначению к использованию, а также и коммерческому потенциалу имущественный комплекс рассматривается муниципальными образованиями, с одной стороны, в качестве основного источника неналоговых поступлений в местный бюджет, с другой – средства решения большого числа социально значимых вопросов. В условиях новых требований экономики к вопросам по эксплуатации муниципального имущества, перед руководителями муниципалитетов встаёт вопрос о методических подходах по её использованию. Это связано с тем, что существующие методы устарели, а новых нет.

С одной стороны, многочисленные исследования показывают, что промышленные фирмы с государственной и смешанной формой собственности существенно менее эффективны по сравнению с частными компаниями, а приватизация оказывает положительное влияние на уровень и темп экономического роста. С другой стороны, современная экономическая теория показывает,  что «универсально пригодной» формы собственности не существует, а для эффективности предприятий важнее не форма собственности, а уровень развития конкуренции и структура рынка.

Результаты исследования

Учитывая не высокую отдачу от муниципальных пакетов акций в российской экономике и наличие достаточно большого количества акционерных обществ с государственным и муниципальным участием, сохраняется острая необходимость дальнейшего совершенствования механизма муниципального участия в капитале и в управлении, а также повышения неналоговых доходов в местный бюджет и обеспечения экономического роста в муниципальном образовании.

Эффективное управление муниципальной собственностью предполагает процесс коммерциализации муниципального управления, пользования собственностью. Этот процесс включает в себя:

- аренду муниципального имущества;

- лицензирование, то есть передачу за определённую плату (продажу) муниципалитетом корпоративным и частным предпринимателям своих прав на осуществление определённого вида хозяйственной деятельности. При этом муниципалитет решает следующие задачи:

А) осуществляет контроль соблюдения требований законодательства по некоторым специфическим видам деятельности (продажа лекарств, детского и диетического питания, поставка полуфабрикатов для дошкольных учреждений, экспортно-импортные операции и другие);

Б) способствует организации производства тех товаров и услуг, спрос на которые специфичен и индивидуализирован, либо на создание этих производств не хватает средств (оказание туристических услуг, индивидуальный пошив одежды и обуви, салоны красоты и тому подобное);

- сертификацию ряда товаров и услуг – платную услугу органа местной власти по выдаче сертификата качества товара или услуги, их соответствие требованиям государственных стандартов, безопасности, надёжности (финансовых, стразовых или туристических компаний), а также соответствие определённым потребительским свойствам (ряд лекарственных товаров, частные услуги нетрадиционной медицины и тому подобное);

- конкурсную передачу прав с помощью тендеров, аукционов на участие в производстве необходимых для населения муниципального образования товаров и услуг (коммунальные услуги, пассажирские и грузовые перевозки, ремонтно-строительные услуги, оказание финансово-банковских услуг), на размещение и приобретение пакетов ценных бумаг (акций муниципальных или подконтрольных муниципалитету предприятий, муниципальных облигаций), а также на размещение заказов на аудиторскую проверку муниципальных или подконтрольных муниципалитету предприятий и организаций;

- размещение муниципального заказа на выпуск определённых видов продукции или услуг на конкурсной основе;

- коммерческое участие муниципалитета в реализации инвестиционных проектов и программ, в том числе региональных и межмуниципальных, путём предоставления (продажи) гарантийных обязательств и прямых капитальных вложений на условиях возвратности, платности и прибыльности. Многие муниципалитеты участвуют в таких межмуниципальных инвестиционных проектах, как строительство мостов, дорог, а также экологических проектах и т.д.

Выполнение функции организации в муниципальном управлении достигается на основе формирования системы управления муниципальным образованием, разработки внутренней структуры, органов муниципального управления [5]. Кроме того, необходимо отчётливо применять экономические и административные методы управления, которые включаю в себя ряд инструментов и подходов, помогающие компаниям эффективно управлять своей деятельностью [1].

Кроме того, проходящая национализация собственности бизнеса в региональную или в собственность городов федерального значения, проводится по Конституции РФ.

Тенденции развития

Сегодня отсутствует федеральное законодательство по национализации (деприватизации), что, в свою очередь создаёт определённые проблемы по привлечению иностранных инвесторов. Также, недостатком является отсутствие нормативно-правовой базы по национализации частной собственности в муниципальную. Наличие законодательства «О национализации» в России позволит определить «социально неэффективные» предприятия, предприятия (общества) нарушающие федеральное законодательство и переводе их в муниципальную собственность.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», утверждён План приватизации муниципального имущества города Перми на 2025-2027 годы (далее – План). В соответствии с Планом, прогнозируется пополнение местного бюджета в 2025 году в объёме 60,6 млн. руб. В основном продажа планируется встроенных нежилых помещений в разных районах города. Основная причина приватизации – это неэффективное использование встроенных нежилых помещений. Экономический эффект от приватизации имущества может быть достигнут благодаря проведению аукционов и получения максимальных сумм от продажи объектов недвижимости.

Например, в городе Пермь, имеется свой индивидуальный подход в учёте имущества. Электронный учёт имущества осуществляется различными органами, как государственной, так и муниципальной власти.  Приоритетным направлением совершенствования системы управления муниципальным имуществом является создание универсальной цифровой системы учёта всего имущества муниципальных образований и управленческие решения станут максимально эффективны [12].

При выборе цифровой платформы ориентируются на её информативность, содержательность. Удобство использования, полнота информации, дополнительные услуги являются важными характеристиками сайта для любого пользователя [4]. Эффективное управление имущественным комплексом – это основная функция органов власти по управлению имуществом. Переход на коммуникационную платформу позволит осуществлять управление и распоряжение объектом на основе его комплексного жизненного цикла в целях эффективного использования и вовлечения его в хозяйственный оборот, даст возможность предварительной обработки вопросов, своевременного обмена информацией [3]. Сравнительный анализ систем для отображения и учёта информации об объекте, хранения всей имеющейся документации, переписки, фото- и видеоматериалов (табл. 4) [9].

Таблица 4. Сводная таблица анализа ИС РЕОН и 1С*

п/п

Функции

ИС РЕОН

1С: Инвентаризация и управление имуществом

1

Нормативно- справочная информация Присутствует. Присутствует.

2

Реестр имущества Только недвижимое имущество. Учёт данных произведён по каждому объекту подробно, что позволяет производить интеграцию с иными БД для получения дополнительной информации. Движимое и недвижимое имущество. Стандартная форма обеспечивает всеми основными полями для учёта информации предприятием.

3

Инвентаризации Отсутствует. Присутствует.

4

Диагностические осмотры Присутствует. Более проработанная форма учёта. Присутствует.

5

Потребности и закупки. Отсутствует. Присутствует.

6

Аналитическая отчётность Присутствует. Выводит также аналитическую информацию по имуществу, находящемуся на ином уровне публичной собственности и по частной собственности. Присутствует.

7

Интерфейс и удобство пользователя Интерфейс в некоторых модулях плохо проработан, пользоваться некоторыми функциями не удобно. Интерфейс морально устарел. Осуществление большинства функций возможно в два шага.

8

Мобильная версия Присутствует. Присутствует.

* Источник - составлено по [9].

В таблице 4 представлена информацию о ИС РЕОН, которую можно использовать как информационную базу, а не как основную ИС для учёта и контроля [9].

Вывод

Управление муниципальным имуществом и его использование становится оптимальным с учётом того, что контроль становится не только постоянным, как со стороны местных органов власти и бизнес сообщества, но и в режиме он-лайн с использованием новых цифровых платформ.

Применение цифровых технологий при использовании имущества на уровне муниципального образования позволит обеспечить экономическую безопасность сделок между администрацией и бизнесом.

Конфликт интересов

Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.


Библиографический список
  1. Доркаев К.С., Самотуга В.Н. Экономические и административные методы управления компанией / К.С. Доркаев, В.Н. Самотуга // Социология управления: актуальные вопросы современности. III Международная научно-практическая конференция. Санкт-Петербург. 12-13 октября 2023 года. С. 19-23.
  2. Калинина П.И. Признание отсутствующим права собственности на движимое имущество, зарегистрированного как на недвижимое имущество /  П.И. Калинина // Власть закона. Трибуна молодого учёного. 2023. № 2(54). С. 220-230.
  3. Калоева М.О. О внедрении платформы взаимодействия органов публичной власти в сфере управления государственным имуществом / М.О. Калоева // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2023. Т. 11. № 4. 66-75.
  4. Пирогова О.Е., Халецкая Д.А., Худякова Е.В., Степанцевич М.Н. Цифровые сервисы в недвижимости / О.Е. Пирогова, Д.А. Халецкая, Е.В. Худякова, М.Н. Степанцевич // Международный научный журнал. 2022. Т. 85. № 4. 55-61.
  5. Плахова Л.В., Гайдаржи А.И. Социально-экономическое развитие территории: методы и инструменты муниципального образования / Л.В. Плахова , А.И. Гайдаржи // Региональная экономика «Экономическая среда». 2015. № 4(14). С. 46-51.
  6. Рожков Е.В. Система экономической безопасности / Е.В. Рожков // Научно-аналитический журнал Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2024. Т. 16. № 2(54). С. 23-32.
  7. Рожков Е.В. Экономический контроль в муниципалитете (на примере КСП Перми) / Е.В. Рожков // Академическая публицистика. 2023. № 8-2. С. 69-71.
  8. Рожков Е.В. Экономическое обоснование применения новых технологий в хозяйственном управлении муниципальным образованием / Е.В. Рожков // Экономика. Социология. Право. 2022. № 2(26). С. 26-34.
  9. Сапан Е.В. Автоматизация процесса контроля состояния и использования недвижимого имущества в государственном и муниципальном управлении / Е.В. Сапан // Цифровизация и кибербезопасность: современная теория и практика. Международная научно-практическая конференция. Си-ба-Ди. ОМСК. 30 октября – 01 ноября 2021 года. С. 142-147.
  10. Скопенко О.Р., Самойленко А.Ю. Становление регистрационных систем прав на недвижимое имущество в зарубежных странах / О.Р. Скопенко, А.Ю. Самойленко // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 98-4. С. 105-110.
  11. Хомушку Б.Г., Моисеева Н.А., Сысоева В.В. Недвижимое имущество как объект правового регулирования / Б.Г. Хомушку, Н.А. Моисеева, В.В. Сысоева // 69-я университетская научно-техническая конференция студентов и молодых учёных. ТГАСУ. Томск. 20 апреля 2023 года.  С. 867-871.
  12. Хузиева Э.Ф., Абдурафиева Д.Э. Развитие цифровых платформ и их роль в экономике / Э.Ф. Хузиева, Д.Э. Абдурафиева // Эффективное управление экономики: проблемы и перспективы. IX Всероссийская научно-практическая конференция. КФУ. Симферополь. 16 апреля 2024 года. 371-375.


Все статьи автора «Рожков Евгений Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: