УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ «ЗАПАСЫ, УПРАВЛЯЕМЫЕ ПОСТАВЩИКОМ» (VMI)

Степанюк Святослав Русланович
Брестский государственный университет
студент Экономического факультета

Аннотация
Данная статья посвящена анализу концепции Vendor-managed Inventory (VMI), или запасов, управляемых поставщиком, как эффективного инструмента оптимизации цепи поставок. Рассматриваются теоретические основы VMI, ее применимость в различных бизнес-моделях и ключевые цели, включая сокращение запасов, снижение затрат, минимизацию дефицита и повышение точности обмена данными. Представлена история внедрения VMI в мировой практике и выявлены категории компаний, для которых эта технология наиболее актуальна.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Степанюк С.Р. Управление запасами в цепях поставок на основе концепции «Запасы, управляемые поставщиком» (VMI) // Современные научные исследования и инновации. 2025. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2025/06/103481 (дата обращения: 24.06.2025).

Введение концепции «запасы, управляемые поставщиком» (VMI) в цепи поставок

В настоящее время в мировой практике управления закупками активно исследуется и внедряется такая технология как VMI (запасы, управляемые поставщиком Vendor-managed Inventory) — поставщики и заказчики могут совместно управлять своими запасами, снижая риск дефицита и переизбытка товаров, а также уменьшая нагрузку на управленческий персонал с обеих сторон.

Управление запасами — рационализация запасов товаров, незавершенного производства, сырья и других объектов деятельности предприятиями с целью уменьшения затрат и бесперебойной работы предприятия.

Данная концепция применима не только при взаимодействии в паре «поставщик-производитель», но и в других бизнес-моделях («дистрибьютор-продавец», и т.п.). К взаимодействию в рамках VMI между поставщиком и покупателем может быть привлечена и третья сторона — поставщики логистических услуг. [1]

Основная цель процесса VMI — установление общих целей, направления и стратегии с поставщиками и дистрибьюторами. Система позволяет компаниям оптимизировать цепочку поставок за счет сокращения запасов, снижения себестоимости и затрат на содержание запасов, сокращения дефицита продукции, повышения скорости и точности обмена текущими данными, а также создавать заказы на пополнение запасов.

Данная технология получила широкое распространение в западных компаниях. То, что когда-то начиналось с эксперимента, сейчас стало предпочитаемым бизнес-решением тысяч производителей, поставщиков, дистрибуторов, ритейлеров и других пользователей продукта. Первый раз данная технология была опробована в 1992 г. одним из крупнейших производителей спиртных напитков Whitbread Beer Company (WBC). С помощью технологии VMI Уитбредская компания снизила запас продукции с восьми до четырех дней, а уровень сервиса возрос с 98,6 до 99,3%. [3] [5]

Компания, внедряющая систему VMI, должна понимать, что она не сможет использовать ее для всех своих клиентов. Целью должны быть важные клиенты компании с наибольшим доходом и высоким потенциалом роста.

При этом в проект должны входить только заказчики с развитой ИТ-инфраструктурой и комплексными системами учета товарно-материальных запасов, продаж и поставок. [5]

Внедрение VMI-систем, особенности, требования, преимущества

Внедрение VMI-систем особенно актуально для:

1. Крупных ритейлеров, отмечающих неэффективность коммуникации с поставщиками традиционным способом и большие трудозатраты на оформление заказов;

2. Компаний, которые часто сталкиваются с нехваткой или переизбытком товара, встроенная в систему аналитика поможет своевременно отправлять заказы и избегать дефицита;

3. Операторов, имеющих несколько распределительных центров и отправляющих редкие, но крупные заказы. [4]

Системы VMI должна использоваться, прежде всего, в отношениях между поставщиками и покупателями – партнерами, имеющими большой товарооборот и поддерживающими тесные партнерские отношения на основе совместной работы и обмена информацией. Эти отношения имеют место в случае небольшого количества поставщиков. Они требуют от партнеров совместной работы, принятия решений и учета мнения друг друга, а также передачи друг другу важных данных (экономической, социальной и т.д.). В этих целях широко используются интегрированные системы сбора и обработки информации. Исходя из этого, внедрение VМI систем возможно скорее всего в составе группы взаимосвязанных юридических лиц, где основное предприятие имеет возможность влиять на принятие решений, принимаемых дочерними компаниями. [1]

Каждый этап внедрения имеет первостепенное значение – пропуск или невыполнение любого этапа может привести к серьезным трудностям в работе системы VMI. Необходимо уделять достаточно времени каждому этапу внедрения системы.

Основные требования внедрения системы VMI:

1. Спонсорство процесса — поскольку бизнес-модели продолжают развиваться, руководство компании должно принять решение о внедрении нового процесса. Решение о внедрении VMI должно быть поддержано высшим руководством компании. Руководство должно определить все затраты и трудозатраты, необходимые для внедрения и обслуживания системы;

2. Осведомленность персонала — все сотрудники, особенно те, кто непосредственно отвечает за управление запасом, должны быть погружены в детали проекта;

3. Синхронизация данных — синхронизация данных поставщиков и дистрибьюторов — одно из важнейших преимуществ VMI. Синхронизация означает полное соответствие данных о продукции производителя данным дистрибьютора;

4. Тестирование системы обмена информацией — соответствует ли количество доступного товара на складе дистрибьютера информации у поставщика? Правильно ли обновляется информация о проданном товаре?

5. Утверждение и измерение — дистрибьюторы должны четко понимать методы и принципы расчетов планирования спроса, выполняемых поставщиками. Дистрибьюторам не следует спрашивать: «Почему они присылают нам так много вещей?» Дополнительно должны быть установлены целевые показатели товарооборота, целостности заказов, уровня сервиса и др;

6. История точечных продаж — дистрибьюторы должны иметь историю точечных продаж как минимум за последние 1–2 недели, чтобы поставщик мог быстро получить доступ к данным. [5]

Оборачиваемость запасов, рост продаж, уровень обслуживания клиентов и затраты являются ключевыми показателями эффективности успешной цепочки поставок. Умное управление цепочками поставок приносит улучшения в различных областях. Более того, умные компании во многих отраслях понимают, что сегодняшняя конкуренция – это не борьба. Это конкуренция между цепочками поставок. Поэтому улучшения должны быть полезными и доступными для всех звеньев цепочки поставок.

Этому способствует подход VMI в сочетании с правильными показателями и логистикой.

Для реализации системы VMI необходимо решить следующие вопросы:

1. Выбрать место расположения запасов (на складе у потребителя или у поставщика, или на промежуточных складах);

2. Решить вопросы о праве собственности на запасы, кому поручается ответственность за риск, потери или образования неликвидов в результате старения материалов, о создании так называемых консигнационных складов, при которых материалы будут оплачены потребителем только в случае их использования или продажи;

3. Определиться с системой оперативного управления поставкой материалов;

4. Обеспечить своевременность передачи информации между поставщиком и потребителем. [1]

А для успешного использования VMI необходимо:

1. Наладить доверительные отношения ритейлер-поставщик, так как работа с VMI возможна только на условии полного доверия между лицами;

2. Обязательным условием для заключения соглашения о логистическом сотрудничестве является тщательное изучение особенностей компаний, их специфики и правил работы;

3. Наладить диалог между отделами ИТ, продаж, финансов и маркетинга;

4. Обеспечить корректность данных в системе (кодирование, товары и др.). [4]

Внедрение системы управления запасами по принципу Vendor Managed Inventory (VMI) требует значительных предварительных работ и проектирования, включая согласование систем кодирования материалов, передачу накопленных учетных данных о поставках и потреблении материалов, установление норм запасов и другие аспекты. Кроме того, необходимо провести сложную работу по прогнозированию потребления продукции, замене товаров, планированию маркетинговых мероприятий, включая провокации и т.д.

В системе VMI активно применяется стандарт CPFR (Collaborative Planning Forecasting and Replenishment) — совместного планирования, прогнозирования и пополнения товарных запасов в цепочке поставок.

Совместное планирование, прогнозирование и пополнение запасов (CPFR) — это стандарт, который улучшает и поддерживает интеграцию цепочки поставок. CPFR предоставляет лучшие практики для совместного управления запасами, пополнения запасов и прогнозирования.  Информация передается между поставщиками и помогает удовлетворить потребности клиентов посредством непрерывного процесса пополнения запасов, который учитывает все потребности и характеристики цепочки поставок. Эффективность достигается за счет сокращения затрат на продажи, тестирование продукции, логистику и транспортировку всех задействованных партнеров. CPFR активно используется в реализациях VMI. [5]

На сегодняшний день модель VMI реализуется, по крайней мере, на двух уровнях.

Дистрибьюторы управляют запасами розничной сети. В этом случае VMI также называют эффективным реагированием на запросы клиентов (ECR). При этом в торговых сетях по-прежнему имеются запасы, хотя заказы на пополнение выполняются дилерами.

Производитель управляет уровнем запасов на складе дистрибьютора. В этом случае, хотя заказ на пополнение выполняется производителем, товарный запас принадлежит дистрибьютору. [3]

В оптовой и розничной торговле планирование последовательного пополнения (Continuous Replenishment Planning, CRP) является важным инструментом на стадии внедрения стратегии эффективной потребительской обратной связи (ECR). CRP и VMI — части одного процесса.
CRP — это практика партнерства между каналами дистрибьютеров, меняющая традиционный процесс пополнения и формирования заказов на поставку, основывающийся на штуках в заказе, на формирование заказов, основанных на прогнозируемом товарном спросе. [5]

Ритейлеры редко имеют возможность работать вместе и координировать заказы. Иногда несколько распределительных центров размещают отдельные заказы у одного и того же поставщика. И даже когда они размещают крупные, нечастые, а иногда и одновременные заказы, поставщикам может быть сложно планировать производство и выполнять заказы. С ​​помощью VMI поставщики видят потребление по всей цепочке поставок. Таким образом, он может обеспечить бесперебойное производство и своевременное выполнение заказов, помогая покупателям одновременно обеспечивать качество обслуживания клиентов и уровень запасов.

Преимущества использования VMI. Концепция управления запасами поставщика (VMI) предполагает наличие прочных связей между поставщиком и покупателем, что позволяет оптимизировать запасы у обеих сторон. Кроме того, поставщик улучшает планирование производства благодаря более точной информации о спросе со стороны покупателя. Таким образом, применение данной концепции способствует созданию взаимовыгодного партнёрства, основанного на принципе “выигрыша для всех”, и способствует развитию долгосрочных отношений.

Основные преимущества технологии VMI для потребителя:

1. сокращение материальных запасов;

2. сокращение дефицита материалов;

3. сокращение логистических затрат и затрат по закупке;

4. увеличение продаж.

Основные преимущества технологии VMI для поставщика:

1. лучшее прогнозирование и планирование поставок;

2. сокращение ошибок в заказах и возврата товаров;

3. повышение конкурентоспособности;

4. установление партнерских отношений с клиентом. [5]

В настоящее время данную технологию используют такие компании как Wal-Mart, Procter&Gamble, Gilette, Whitbread beer company, Coca Cola, Media Markt и многие другие. [1]

Основная концепция VMI технологии состоит в следующем: поставщик берет на себя управление запасами своих материалов у потребителя (дистрибьютора), а потребитель, в свою очередь, своевременно дает информацию о наличии у него материалов, производственном плане, нормативах запасов материалов и их изменении, о запасах в пути, об отложенных запасах и возвратах. [1]

Отделы закупок, часто измеряемые с точки зрения снижения затрат, часто оказываются в серьезных конфликтах. Чтобы получить лучшее предложение от поставщиков, они склонны покупать товары в больших количествах. Поддерживая большие запасы, они также могут идти в ногу с потребностями своего отдела продаж и клиентов. Поставщики часто видят: противоречивые показатели производительности; покупатели работают разрозненно; нехватку одних продуктов при покупке других — все это приводит к увеличению затрат.

Поставщики услуг не смогут предоставлять эффективные программы VMI, если они не будут тесно сотрудничать с клиентами для устранения этой путаницы и политики. Поставщики должны иметь собственную, хорошо функционирующую производственную и распределительную логистику, однако идеальная логистика не означает полностью предсказуемую среду. Таким образом, уровни запасов должны отвечать противоречивым требованиям улучшения качества обслуживания клиентов, минимизации устаревания и минимизации затрат на хранение запасов. [6]

Риски и выигрыши при использовании VMI

Риски при использовании VMI:

1. возможность потерять контроль над запасами и возможные простои в производстве или продажах из-за недостатка необходимых материалов или излишнего запаса товаров (вследствие ошибок в планировании и поставках от поставщиков);

2. необходимость полагаться на техническую инфраструктуру и поддержку процессов из-за объема данных и скорости взаимодействия между поставщиком и покупателем, что требует наличия сложной информационной системы (которая, как и любая сложная система, подвержена возможным сбоям).

При правильной реализации концепции VMI возможно практически полное устранение или значительное снижение указанных рисков по сравнению с достигаемыми преимуществами. Необходимо достичь определенного уровня партнерства между поставщиком и покупателем, чтобы покупатель мог передать часть информации о своих внутренних процессах контрагенту, и, в свою очередь, поставщик согласился разделить ответственность за управление запасами. [2]

Концепция VMI основана на убеждении, что производитель может лучше управлять запасами, поскольку имеет больше информации о производственных возможностях и графиках. Кроме того, передача функций управления запасами дистрибьютора производителю может сократить цепочку поставок, улучшить прозрачность поставок и снизить общий уровень запасов.

В традиционной системе закупок продукции, когда дистрибутору нужен товар, он размещает заказ у производителя. В этом случае дистрибьютор имеет полный контроль над сроками и количеством размещаемых заказов, а также количеством товаров на складе. [3]

Для достижения целевых показателей компания проводит инвентаризацию в начале периода, чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания клиентов. Они сохраняют заказы до конца года, чтобы сократить запасы и достичь целевого уровня запасов. Пока клиенты не прекратят покупать до конца месяца, снижение уровня запасов обычно сопровождается снижением уровня обслуживания.

Чтобы решить эту дилемму, VMI должна предоставить возможность сократить количество товарно-материальных запасов, необходимых для поддержания высокого уровня обслуживания клиентов. Но этого недостаточно. Поставщики, которые уверены в поддержании минимального уровня запасов, должны быть готовы гарантировать выплату штрафов в случае дефицита.

Конечно, одних штрафов недостаточно. Самое главное, у поставщиков должна быть система пополнения запасов для обеспечения своих обязательств. Система должна контролировать все запасы на складе клиента, в производстве и отгружаться клиенту. Только с помощью системы управления буфером поставщик может нести полную ответственность за пополнение, обслуживание и улучшение сервиса. [6]

Еще одним важным ингредиентом системы VMI является частый мониторинг фактического потребления по всей цепи поставок.

Поставщики могут нести дополнительные расходы на обработку грузов при отправке большего количества товаров на один грузовик. В некоторых случаях может возникнуть необходимость увеличить частоту доставки.

Однако можно провести пилотный проект с несколькими случайно выбранными товарами и увидеть, как поставщики и их клиенты получают выгоду от увеличения продаж за счет доступности продукта и снижения затрат на хранение и транспортировку. Если все сделано правильно, поставщик планирует и координирует сам процесс пополнения запасов, а не производит и отгружает заказы, полученные от клиентов. [4]

Хорошая система VMI значительно сократит количество заказов в последнюю минуту. Поставщики теперь могут поставлять полные грузовики, тем самым снижая транспортные расходы. Поставщики также могут выбирать более эффективные маршруты и пополнять запасы для нескольких клиентов за одну поездку. Распределительные центры могут выиграть от более предсказуемых складских площадей и требований к рабочей силе.

Клиенты выиграют от более быстрого цикла пополнения запасов и оборачиваемости запасов (вместо того, чтобы просто испытывать низкий уровень запасов в конце месяца). Это обеспечит достижение их ключевых показателей эффективности.

Кроме того, поставщик может инвестировать свободные деньги за счет сокращения запасов в производство и распространение дополнительной продукции для дальнейшего удовлетворения своих клиентов. [6]

Без VMI поставщикам сложно расставлять приоритеты в поставках клиентам. Заказы размещаются и отправляются в соответствии с инструкциями клиента. У поставщика нет системы приоритетов; Заказы отправляются только в оговоренные сроки. Благодаря VMI поставщик поддерживает доступность продукции для своих клиентов. Получая от них данные о потреблении, поставщики могут определить срочность доставки для определенных клиентов.

Отгрузка одному клиенту может быть отложена из-за низкого потребления, чтобы освободить место для другого клиента с высоким потреблением. В этом случае уровень обслуживания для обоих клиентов не пострадает. Клиенты получат выгоду от уверенности в том, что насущные потребности получат самое пристальное внимание со стороны поставщика.

С ​​VMI также проще перейти на новую модель или продукт на замену.  Меньшее количество запасов в системе означает, что при замене или обновлении продуктов потребуется обрабатывать меньше запасов. Клиенты могут избегать радикальных мер, таких как вспомогательные продажи. Новые товары появятся на прилавках быстрее. Информация от клиентов помогает поставщикам упростить процессы и контролировать запасы[3]

Наиболее важные элементы любого решения VMI, необходимые для получения положительных результатов:

1. Поставщик имеет возможность отслеживать запасы на складах, в заказах и в пути

2. Внедренное решение выдает поставщику раннее предупреждение, чтобы он смог принять меры, даже если имеются большие объемы товара в заказах или в пути

3. Поставщик имеет систему автоматической настройки буферов запасов, быстро реагирующую на изменения спроса конечных потребителей

4. Поставщик часто получает данные о потреблении у клиентов

5. Поставщик гарантирует результаты, беря на себя штрафные санкции за сток-ауты у клиентов

6. Оба, поставщик и клиент (дистрибьютор или оптовик) имеют видимость всех запасов ниже по цепи поставок, которую они контролируют

7. Клиенты доверяют поставщику, он сможет делать поставки вовремя и улучшить текущие результаты

8. Улучшением результатов является не только сокращение затрат, но и рост продаж[4]

Без VMI распределительные центры иногда отменяют поставки из-за отсутствия информации от клиентов. Переполненность центров из-за большого входящего и исходящего трафика усугубляет проблему. Используя VMI, поставщики обычно заранее планируют пополнение запасов и поставки, чтобы обеспечить предсказуемые сроки доставки.

Заключение

Использование концепции управления запасами на основе модели «запасы, управляемые поставщиком» (VMI) является эффективным подходом к оптимизации цепочки поставок. Эта модель позволяет снизить издержки, повысить эффективность и улучшить сервис для клиентов. Внедрение VMI требует взаимодействия и доверия между поставщиком и покупателем, а также правильного выбора партнеров для сотрудничества. В целом, эта концепция способствует улучшению производительности всей цепочки поставок и увеличению конкурентоспособности компании на рынке.


Библиографический список
  1. VMI в закупочной логистике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rostov-logist.ru/teoriya-logistiki/vmi-v-zakupochnoj-logistike/  – Дата доступа 12.03.2025.
  2. Запасы, управляемые поставщиком (VMI) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.monolit.com/ru/products/monoliterp/controlpost/vmi  – Дата доступа 12.03.2025.
  3. Управление запасами поставщиком [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studme.org/53507/logistika/vmi_upravlyaemye_postavschikom_zapasy – Дата доступа 12.03.2025.
  4. VMI, запасы упраавляемые поставщиком [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tocpeople.com/2016/04/zapasy-upravlyaemye-postavshhikom-vmi/  – Дата доступа 13.03.2025.
  5. Технология Vendor Managed Inventory: запасы, которыми управляют поставщики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ceoconsulting.ru/vmi_technology  – Дата доступа 15.03.2025.
  6. VMI [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/search/?q=VMI – Дата доступа 16.03.2025.
  7. Логистика: ключевые функции, цели и роль в бизнесе [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: https://beseller.by/blog/logistika/#_8d8ghrpdenwg – Дата доступа 01.05.2025.


Все статьи автора «Степанюк Святослав Русланович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: