РАЗВИТИЕ ИМПЛИЦИТНОЙ ПЕДАГОГИКИ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА

Глущенко Валерий Владимирович
Московский политехнический университет, Российский государственный университет социальных технологий
профессор Передовой инженерной школы, профессор кафедры экономики и управления, д.т.н., доцент

Аннотация
Предметом статьи выступает содержание и методика имплицитного обучения; объектом работы является имплицитная педагогика в инклюзивном образовании, целью работы является рост уровня высшего образования в условиях четвертой промышленной революции; для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: анализа тенденций развития образования в условиях четвертой промышленной революции, анализа тенденций влияния неявных знаний, развития методических основ имплицитного образования; научными методами в этой статье выступают: философия и методология науки, концептуальный подход, системный подход, исторический, логический и системный анализ, прогнозирование, теория педагогики, дидактика, аналитическая педагогика; научная новизна работы связана с формирование методических основ имплицитной педагогики в условиях четвертой промышленной революции.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Глущенко В.В. Развитие имплицитной педагогики в условиях нового технологического уклада // Современные научные исследования и инновации. 2025. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2025/05/103245 (дата обращения: 31.05.2025).

Введение

Актуальность этой статьи определяется потребностью в обеспечении роста уровня  высшего образования в условиях четвертой промышленной революции и формирования нового технологического уклада.

Гипотезой работы является предположение о том, что развитие теоретических основ имплицитного образования позволит лучше понимать механизм его педагогического воздействия, повысить эффективности такой педагогики в целях увеличения качества высшего образования.

Проблемой работы выступает повышение качества высшего образования на основе разработки и более эффективного использования приемов имплицитной педагогики.

Целью работы является рост уровня высшего образования в условиях четвертой промышленной революции.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

-анализа тенденций развития образования в условиях четвертой промышленной революции,

-анализа тенденций влияния неявных знаний,

-развития методических основ имплицитного образования.

Объектом работы является имплицитная педагогика в высшем профессиональном образовании.

Предметом статьи выступает содержание и методика имплицитного обучения.

Анализ методов исследований по проблематике, определяемой темой настоящей связан с изучением публикаций на тему данной работы. Такой анализ позволяет выделить следующие методы исследований, отраженные в научных публикациях. Международные эксперты прогнозируют небывалый масштаб изменений во всех сферах, включая образование, в результате четвертой промышленной революции [1, с.9]. В частности отмечается, что нейротехнологии будут применяться применяются при изучении мыслительной деятельности человека, мониторинга изменений, анализа процессов взаимодействия мозга человека с внешним миром [1, с.135]. Российские ученные из академических кругов исследуют и классифицируют неявные знания  [2, с.800]. Педагоги отмечают, что интенсивные инновации будут происходить в период четвертой промышленной революции и в образовании [3, с. 31]. Эксперты считают, что происходит модернизация системы управления в образовании, в частности в республике Узбекистан [4, с. 297-306]. Изменяется политика высшего дистанционного образования, например, в Судане [5, с. 59-68]. Российские ученные осуществляют анализ эксплицитных и имплицитных концепций, методов и понятий в образовании [6, с. 29-34:7,с. 78-87]. Педагоги проводят исследования принципов, функций и структуры имплицитного образования [8, с. 29-34]. Сотрудники педагогических университетов развивают методы оценки уровня обученности, способов мышления  студентов [9, с. 2]. Научно-педагогические работники считают, что имплицитная педагогика может быть полезна в инклюзивном образовании [10, с. 16-18].

Проведенный анализ методов исследований и литературных источников показал, что тема настоящей публикации актуальна.

Метод. Аксиомой настоящей работы будем считать то, что методы передачи знаний в образовательном процессе высшем образовании должны быть адекватны структуре и содержанию передаваемых знаний.

При этом будем учитывать и то, что эксплицитной (явной) признается информация, которая непосредственно и очевидным образом выражена данной языковой единицей (или числами, символами) не требующими их преобразования. Такая эксплицитная информация в процессе обучения передается преподавателем студентам вербальными методами. Неявные (имплицитные) знания передаются невербальными методами. Это позволяет разделить весь процесс обучения на: эксплицитную и имплицитную составляющие.

Системный анализ ряда работ по имплицитной педагогике дает основание для того, что бы сказать, что в данных трудах этот вид педагогики исследуется вне связи с фактом существования и нарастающего влияния неявных знаний [8, с.37-40; 9, с.2; 10,с.16-18]. Таким образом исследования неявных знаний и имплицитной педагогики рассматривались как две несвязанные между собой области исследований. На это обстоятельство и было обращено внимание в работе [10, с.16-18]. При этом отмечалось, сам факт существования неявных знаний [2, с.800] может основой для предположения о том, что для коммуникаций в интересах передачи именно неявных знаний наиболее пригодны (или единственно естественно пригодны) методы и инструменты как раз имплицитной педагогики.

 

В данной работе под имплицитным методом в педагогике подразумевается такая методика передачи явных и неявных знаний, которая включает и комплекс скрытых (выраженных и осуществленных неявно), целенаправленных педагогических приемов. Эти приемы педагога направлены на передачу неявных знаний, более эффективную организацию познавательной, воспитательной и практической работы студентов в интересах обеспечения бессознательного усвоения студентом картины мира, содержания образования, этических и культурных норм и ценностей. Имплицитная составляющая педагогики направлена на более результативное и эффективное достижение целей образовательной деятельности.

Имплицитная составляющая педагогики неразрывно, системно связана с ее эксплицитной частью, дополняет эксплицитную часть образования.

Дополнительно нужно учитывать, что в постиндустриальных условиях возрастает значение науки и образования. При этом в науке можно ожидать роста объемов и влияния неявных знаний. Источником этого процесса можно назвать усложнение объектов реальной действительности, финансово-хозяйственной деятельности, междисциплинарный характер инновационных проектов. Такие междисциплинарные знания не принадлежат ни одной из связываемых ими областей исследования и не могут быть выражены в терминах известных областей знаний. Например, к неявным знаниям можно отнести знания о том, каким именно образом характеристики определенного товара, трансформируются в выбор покупателей этого товара?

Следовательно, можно говорить, что неявные (имплицитные) знания носят в системе знаний системообразующий характер (характер связи), а явные знания выполняют роль элементов системы знаний.

Неявные знания возникают и практически применяют в процессах агрегирования (объединения элементов в систему) и декомпозиции (разделения системы на части). По это причине можно утверждать, что именно от эффективности использования неявных знаний зависит уровень синергии в национальной инновационной системе?  По это причине можно предположить, что неявные знания определяющим образом влияют на процессы проектирования сложных иерархических систем? Поэтому можно разделить неявные знания на внутриуровневые и межуровневые?

Механизмом аккумулирования неявных знаний в подсознании человека можно признать опыт и его обобщение (сублимация) человеком этого опыта? Человека с достаточными знаниями или опытом может быть назван экспертом.

Образовательный процесс может иметь два типа представления: проектное представление, когда в жизни человека можно четко выделить периоды обучения (школа, колледж, университете, и т.д.) и процессное представление в рамках концепции непрерывного образования (обучение осуществляется непрерывно от момента рождения до смерти человека). Будем исходить из того, что в промежутках практической работы человек накапливает преимущественно неявные знания.

Аксиомой образовательного процесса можно признать, что в связи с выделением явных и неявных знаний:

1)весь образовательный процесс может быть разделен на два подпроцесса (или проекта, т.к. период обучения студента в вузе конечен), а именно на передачу явных и неявных знаний;

2)восприятие и эффективность использования на практике передаваемых в обучении явных знаний зависит от контекста, который создают неявные знания;

3)неявные знания (так же, как и явные) должны адекватно передаваться новым поколениям в имплицитном учебном процессе;

4)структура процесса коммуникаций при передаче неявных знаний близка структуре явных коммуникаций, осуществляемых в учебном процессе чаще всего параллельно;

5)в процессе коммуникаций (передачи) неявных знаний участвуют передатчик (преподаватель) и приемник (студент), канал связи между преподавателем и студентом (личное общение, интернет, телефон и др.);

6)имплицитные знания имеют свою структуру и содержание, которые могут быть прочувствованы научно-педагогическим работником интуитивно;

7)коммуникация между преподавателем и студентом при передаче неявных знаний носит имплицитный характер;

8)эффективность имплицитных коммуникаций зависит от степени совпадения картины миры и шкалы ценностей преподавателя («передатчика») и студента («приемника») неявных знаний;

9)интерпретация неявных знаний зависит от степени совпадения картины миры и шкалы ценностей преподавателя («передатчика») и студента («приемника») неявных знаний, контекста ситуации в общении;

10)каналами связи в образовании при передаче неявных и явных знаний могут выступать: личное общение, видеосвязь, телефонная связь и т.п;

11)способами и инструментами передачи неявных знаний выступать невербальные средства: выражение лица (визуальный канал); тембр и интонация голоса (звуковой канал); «язык тела» и другое.

Имплицитная педагогика и наставничество могут пересекаться и быть связаны с имплицитным лидерством педагога. Такое лидерство может быть истолковано как целесообразно неявно организованный педагогом процесс инклюзивного обучения студента с учетом межличностных отношений педагога и студента в рамках конкретной формы образовательной деятельности (практическое занятие, лекция, семинар, образовательный проект, лабораторная работа, организационно-деятельностная, проектно-деятельностная игра, осуществление рефлексии по результатам занятия в составе студенческой группы и другое) в учебной группе. Это делает возможным признать педагога лидером, субъектом управления  такими образовательным процессом.

При этом приемы имплицитной педагогики могут быть задействованы на различных этапах сеанса передачи знаний (вводно-мотивационный этап занятия, этап передачи и получения новых знаний студентом, этап закрепления и уточнение новых знаний, организация запоминания и повторения изученного материала, формирование исследовательских приемов, формирование навыков и умений творческого характера, создание презентаций и др.). Система приемов имплицитной педагогики может охватывать следующее: якорение знаний (связку понятий) в целях создания логических связей и  облегчения приобретения и запоминания студентом новых знаний; раскрытие внутреннего мира преподавателя в ходе педагогической воспитательной беседы и описания профессионального опыта педагога; раскрытие сути и содержания профессиональной и деловой оргкультуры в процессе педагогической беседы, обобщения и описания профессионального опыта педагога; совместного участия педагога и студента в образовательных играх и проектах и другого).

Можно предположить, что по итогам практического применения приемов имплицитной педагогики у студента может неосознанно выполняться корректировка (рефрейминг): фрагментарных знаний в отдельных предметных направлениях; всей междисциплинарной системы знаний обучаемого; развитие картины мира студента; пополнение ценностей организационной культуры и др.

Обсуждение. Поскольку  эксплицитное знание (элементы) и имплицитное знание (связи) входят и образуют единую систему знаний, то при проектировании и исследовании  комплекса образовательных коммуникаций необходимо опираться на теорию систем, методологию системного анализа. При этом, в частности могут быть полезны результаты работ [11, с.2; 12, с.2].

Для моделирования и исследования процессов имплицитных коммуникаций может быть рекомендовано типовое представление кибернетического типа, называемое «черный ящик» [12, с.42]. При представлении процесса имплицитных коммуникаций в виде «черного ящика» исследователь абстрагируется, не рассматривает структуру, происходящих внутри процесса коммуникаций подпроцессов. При этом процесс коммуникаций может исследоваться по схеме «вход»-«выход». Например, подается некий входной сигнал имплицитный педагогический коммуникативный сигнал и оценивается сигнал (результат) на выходе черного ящика. Такого рода исследования известны. Например, зрителям предлагается описать содержание пантомимы актера.

В рамках такого подхода к исследованию могут быть разработаны системы тестов, в которых результаты «выхода» (качества обучения студента)  оцениваются в связи с поступившим входным эксплицитным и имплицитным воздействием на обучаемых и другое.

Важным аспектом имплицитного обучения можно считать минимизацию вероятности манипулирования одной стороны по отношению к другой стороне таких коммуникаций. Дополнительно нужно учитывать, что и студенты могут манипулировать преподавателем с использованием имплицитных методов и инструментов. Снизить вероятность манипулирования можно, в частности, посредством соблюдения в образовательной практике принципов инклюзивного образования: каждый преподаватель и студент имеет право на общение; каждый преподаватель и студент должен быть услышанным; все люди (преподаватели и студенты) нуждаются друг в друге; эффективное  образование достигается только в рамках реальных взаимоотношений; все люди (преподаватели и студенты) нуждаются в поддержке и эмпатии коллег.

Заключение

В статье рассматриваются факторы роста уровня образования на основе повышения эффективности передачи и использования неявных знаний в образовании и реальной деятельности, описаны методические основы имплицитного обучения в его системным единстве с эксплицитным обучением. В работе предложено для исследования механизма имплицитного образования использовать модель, получившую в кибернетике название «черный ящик». Описано системное взаимодействие эксплицитных и имплицитных методов обучения. Показано, что развитие методологии имплицитного высшего образовании может положительно сказать на уровне высшего образования в период четвертой промышленной революции.

В качестве дальнейших направлений исследований по теме настоящей статьи могут быть названы: использование методов и результатов когнитивной нейробиологии для исследования имплицитного образования; возможность применения нейротехнологий в имплицитном образовании и другое.


Библиографический список
  1. Клаус Шваб, Николас Дэвис. Технологии четвёртой промышленной революции = Shaping The Fourth Industrial Revolution. — Эксмо, 2018. — 320 с. — ISBN 978-5-04-095565-7.
  2. Цветков В.Я., Сигов А.С. Неявное знание: оппозиционный логический анализ и типологизация”//Вестник Российской академии наук, 2015,№ 9, с.800.
  3. Adekunle Oke , Fatima Araujo Pereira Fernandes(2020). Innovations in Teaching and Learning: Exploring the Perceptions of the Education Sector on the 4th Industrial Revolution (4IR) Journal of Open Innovation: Technology, Market and Complexity, 6(2), 31. https://doi.org/10.3390/joitmc6020031
  4. Muhabbat, H., Jahongir, S., Farkhod, T., Khulkar, K. (2023). Modernization of the management system of higher education institutions: an empirical perspective from Uzbekistan. Indonesian Journal of Multidisciplinary Research, 3(2), 297-306.
  5. Saifaldin Idris Onia, Amel Farage Rmadan (2023) Policy for Distance Learning in Education in Higher Education Institutions: Experiences from Sudan.Indonesian Journal of Educational Research and Technology, 3(1), 59-68.
  6. Пономарева Е.А. Анализ имплицитных и эксплицитных терминов в педагогике и методике//В сборнике: Современные образовательные технологии в школе и вузе: математика, физика, информатика. Сборник трудов II Международной научно-методической конференции. 2015. С. 29-34.
  7. Чжу Л.Концепции обучения: анализ понятий “эксплицитный” и “имплицитный” в педагогике//Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2024. Т. 13. № 5-1. С. 78-87.
  8. Искандеров Н.Ф. Структура, функции и принципы имплицитного обучения//Международный научно-исследовательский журнал, 2016, № 6 (48), Часть 3, с.37-40
  9. Тулькибаева, Н.Н. Функции и содержание теста на определение уровня обученности, сформированности интеллектуальных способностей и типа мышления обучающегося / Н.Н. Тулькибаева. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ,1993. -9с.
  10. Глущенко В.В. Имплицитная педагогика в инклюзивном образовании [Текст] //Современные задачи и перспективные направления инновационного развития науки: Сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции (Стерлитамак, 9 марта 2025г.). – Стерлитамак: АМИ, 2025. – 16-18 С.
  11. Месарович М., Мако Д., Такахара  И. Теория  иерархических  многоуровневых  систем. -М.: Мир, 1973.-344 с
  12. Глущенко В.В. Теории технологических укладов, сложных систем, кризисологии и системного анализа процессов технологического развития. – г. Москва: Глущенко Валерий Владимирович, 2023. –  168 с.


Все статьи автора «Глущенко Валерий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: