КИТАЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО: ВЛИЯНИЕ НА ГЛОБАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ И НОВЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ

Новокрещёнова Валерия Александровна
Казанский (Приволжский) федеральный университет
студентка 3 курса бакалавриата по направлению: Зарубежное регионоведение. Профиль: Афро-азиатские исследования

Аннотация
В данной статье рассматривается феномен китайского «экономического чуда» и его влияние на международную экономику. Исследуется, как реформы изменили роль КНР в мировой геополитике. Также, в статье анализируются история и этапы реформирования системы. Особое внимание уделяется анализу технологического соперничества, экологическим аспектам экономического роста и прогнозам будущего китайской экономики в контексте внутриполитических изменений.

Ключевые слова: , , , , , , , , , ,


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Новокрещёнова В.А. Китайское экономическое чудо: влияние на глобальную политику и новые геополитические реалии // Современные научные исследования и инновации. 2025. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2025/04/103257 (дата обращения: 01.05.2025).

С момента основания Китайской Народной Республики в 1949 году страна прошла через революцию, маоистский радикализм и социализм, а затем пришла к реформам и экономическому росту. Правительство Китая добилось стабильности и развития. С начала проведения экономических реформ в 1970-х Китай отказался от идеологических ограничений, что привело к повышению уровня жизни и социальной стабильности.

Китайская экономика демонстрирует динамичное развития с начала 1980-х годов, оставаясь самой быстрорастущей в мире со среднегодовыми темпами роста не менее 10%. [1, с. 104]. Экономическая деятельность в Китае тесно связана с политическим устройством страны, которое сочетает в себе формальную централизацию и фактическую децентрализацию. Центральное правительство в Пекине, контролируемое КПК, задает общую политику, однако местные власти имеют свободу в адаптации этой политики и поддержке местного бизнеса. Так, децентрализация способствовала развитию предпринимательства и позволила избежать проблем, связанных с централизованным планированием. Однако, в то же время, правительство сохраняет контроль над ключевыми экономическими рычагами, что позволяет быстро развивать инфраструктуру.

Началом радикальных изменений принято считать конец 1970-х годов, когда крестьянство перешло на семейный подряд, что увеличило сельскохозяйственное производство и дало толчок реформам в других отраслях. [2, с. 311]. Так, в 1978 году была принята программа Четырех Модернизаций, которая акцентировала внимание на импорте технологий и оборудования с Запада. Базой экономической политики стало сочетание благосостояния потребителей, политической стабильности и эффективности, с акцентом на повышение доходов и потребления.

Всемирная торговая организация (ВТО) оказала значительное влияние на реформирование китайской экономики. После вступления в организацию КНР быстро стала второй по величине экономикой мира и крупнейшим производителем товаров. Процесс вступления в ГАТТ/ВТО длился 15 лет (1986-2001) и включал в себя три этапа: подготовка, установление контактов и интенсивные переговоры. На первых этапах Китай стремился получить статус развивающейся экономики, но позиция США, не признававших его в этом статусе, приводила к застою. В итоге, на последнем этапе стороны разработали гибкий подход к решению этой проблемы. [3, с. 12].

В 1980—1981 гг. в прибрежных городах Китая были созданы четыре Специальные экономические зоны (СЭЗ) для привлечения инвестиций. Данные зоны, созданные в рамках экономических реформ, стали центрами роста благодаря налоговым льготам, лицензированному импорту и возможностям создания иностранных предприятий. Успех первых СЭЗ способствовал созданию новых областей, и на данный момент практически вся прибрежная часть Китая охвачена сетью экономически открытых городов. Привлечение иностранного капитала стало важной основой развития, включая инвестиции, кредиты и займы.

К 2000 году Китаю удалось установить продуктивные отношения со многими государствами. В начале 2000-х внешняя политика КНР стала более активной, правительство стало поощрять свои компании инвестировать за рубежом для обеспечения доступа к природным ресурсам. С 2007 года объем китайских инвестиций резко увеличился, достигнув в среднем 150 миллиардов долларов в год, начиная с 2015 года, что сделало Китай вторым после США по ежегодному притоку внешних инвестиций. [4, с. 94]

Планирование в Китае внедрялось постепенно. Система центрального планирования, основанная на опыте Советского союза, включала в себя составление «материальных балансов», демонстрирующих распределение продукции между отраслями и итоговым спросом. Это позволило прогнозировать структуру спроса и вносить корректировки по необходимости. Главной задачей было реализовать более 150 проектов строительства с советской поддержкой, из которых около 140 должны были быть начата и завершены в этот же период, а еще примерно 11 в период Второй пятилетки (1958-1962).

В период руководства премьер-министра Вэнь Цзябао (2003-2012) промышленная политика КНР стала более государственной: правительство поддерживало крупные инфраструктурные проекты, обеспечивало защиту государственных предприятий. Основные задачи политики заключались, в первую очередь, в консолидации государственного сектора, содействии инфраструктуре и помощи китайским фирмам в освоении иностранного рынка. Крупные предприятия реорганизовывались для выхода в мировые лидеры. Региональные планы развития, например «Развитие Запада» или «Возрождение Северо-востока», стремились распространить экономические выгоды за пределы ближайших провинций. [5, с. 13]

Экономическое развитие Китая достигло ключевой точки, сталкиваясь со значительными внешними изменениями и внутренними вызовами. Для того, чтобы построить современную экономическую систему и укрепить конкурентоспособность необходимо было сосредоточиться на повышении качества и эффективности. Также, существует необходимость оптимизировать реальную экономику, развивать науку и технологии и привлекать капитал для устойчивого развития. Так, стратегия «Четырех основных секторов» была направлена на координацию развития различных регионов, включая Пекин, Тяньцзинь и дельту реки Янцзы, для создания новой модели взаимодействия. [6, с. 4]

Важно подчеркнуть, что усиление Китая имеет важные международные аспекты, особенно после установления жесткой внешнеполитической позиции Си Цзиньпина с 2013 года и конфронтационного подхода Соединенных штатов с 2016. Следовательно, поднимается два основных вопроса: может ли глобальная система противостоять растущему Китаю и какими могут быть последствия соперничества с Америкой. Однако, КНР все еще далека от становления первой экономикой в мире. В 2019 году экономика США была на 50% больше китайской: 21 трлн долларов против 14 трлн. При этом, если темпы роста ВВП сохранятся (4% в США и 7% в КНР), к 2033 году Китай сможет стать крупнейшей экономикой. Но замедление развития из-за демографических проблем срок может стать недостижимым. Даже при условии достижения, нет гарантии что Китай сможет поддерживать темпы такого развития. [7, с.3]

Таким образом, изучение китайского «экономического чуда» демонстрирует, что ключевыми факторами успеха стали адаптируемость, акцент на инновациях и сочетание государственного контроля и рыночных механизмов. Программа «Сделано в Китае» модернизирует производственный сектор и способствует переходу к высокотехнологичным отраслям, например к биотехнологиям. Можно утверждать, что экономическое реформирование Китая стало важным инструментом трансформации глобальной экономики и открыло новые пути сотрудничества стран для устойчивого развития.


Библиографический список
  1. Kroeber, A. R. China’s Economy: What Everyone Needs to Know. – Oxford : Oxford University Press, 2016. – 336 p. – Текст: непосредственный.
  2. Naughton, B. The Chinese Economy: Transitions and Growth. – London: MIT Press, 2006. – 542 p. – Текст: непосредственный.
  3. Чжу, Ц., Вэй, Ю. Китай и ВТО: трудное вступление и становление в качестве лидера // Вестник международных организаций. – 2022. – № 3. – С. 12–15. – Текст: непосредственный.
  4. Чжан, Ч. Экономические реформы в Китае: их особенности, механизмы, факторы успеха / Чжан Чжифен // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2003. – № 2. – С. 89–94. – Текст: непосредственный.
  5. China’s Development Miracle and Development Economics. – Текст: электронный // China-CEE Institute: [сайт]. – URL: https://china-cee.eu/2022/07/28/chinas-development-miracle-and-development-economics/ (дата обращения: 27.04.2025).
  6. China Begins Its First Five-Year Plan. – Текст: электронный // EBSCO Research Starters: [сайт]. – URL: https://www.ebsco.com/research-starters/history/china-begins-its-first-five-year-plan (дата обращения: 27.04.2025).
  7. Council on Foreign Relations (Совет по международным отношениям). – Текст: электронный // CFR: [сайт]. – URL: https://www.cfr.org/ (дата обращения: 27.04.2025).


Все статьи автора «Новокрещёнова Валерия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: