ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ТЕНДЕНЦИИ И ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Никитин Даниил Александрович1, Айвазян Ангелина Геворговна1
1Уфимский университет науки и технологий

Аннотация
Статья посвящена анализу актуальных тенденций и изменений в законодательстве о защите прав потребителей в России, особенно в свете последних нововведений 2023-2024 годов. Рассматривается усиление контроля за навязыванием дополнительных товаров и услуг, в частности, в сфере автокредитования, где эта проблема носит системный характер. Анализируются изменения в КоАП РФ, устанавливающие повышенные штрафы за подобные нарушения, а также новые индикаторы риска, используемые Роспотребнадзором для выявления нарушений. Особое внимание уделено защите прав потребителей в цифровой среде, в частности, регулированию онлайн-торговли и защите персональных данных. Подчеркивается важность повышения информированности потребителей и обязанности предоставления полной и достоверной информации о товарах и услугах. В статье также рассматриваются примеры из практики, демонстрирующие распространенность нарушений прав потребителей и необходимость комплексных мер для их защиты.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Никитин Д.А., Айвазян А.Г. Защита прав потребителей: тенденции и изменения в законодательстве // Современные научные исследования и инновации. 2025. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2025/04/103256 (дата обращения: 05.05.2025).

Научный руководитель: Баширина Е.Н. канд. полит. наук, доц.
Уфимский университет науки и технологий

Рыночная экономика посредством законодательства формирует в обществе две ключевые категории: производителей и потребителей. Сегодня эти роли охватывают даже те аспекты общественной жизни, которые, на первый взгляд, далеки от экономики. Даже в таких областях, как образование, где индивид получает необходимые знания, приобретает профессию, развивает навыки и повышает квалификацию, где традиционно преобладали моральные и этические нормы, теперь действуют экономические принципы.

Современное образование рассматривается как сфера услуг, где одни несут ответственность за качество предоставляемых знаний, а другие потребляют эти знания, имея законное право на их должное качество. Следовательно, можно утверждать, что современная экономическая система всеобъемлюща. Каждый человек, зачастую неосознанно, вовлечен в эту систему, он приобретает новые права и обязанности.

Защита прав потребителей является одной из ключевых составляющих современного правового регулирования в любой стране мира, поскольку она обеспечивает баланс между интересами бизнеса и правами граждан. В условиях динамично развивающегося рынка, где потребительские отношения становятся все более сложными и многообразными, необходимость в эффективной защите прав потребителей становится особенно актуальной. В 2023 году в российское законодательство о защите прав потребителей были внесены значительные изменения, которые направлены на усиление контроля за соблюдением прав граждан и ужесточение ответственности за нарушения со стороны предпринимателей. Эти новшества, в частности, касаются увеличения штрафов за навязывание дополнительных товаров и услуг. Так статья 14.8 Кодекса об административных правонарушениях была дополнена новыми пунктами, устанавливающими штрафы за навязывание потребителям дополнительных товаров, работ или услуг за отдельную плату(например, человек пришел за автокредитом, а его уговорили застраховать жизнь). Обновления были закреплены в редакции закона “О защите прав потребителей” от 04.08.2023.[1]

Если углубиться в изменения по статье 14.8 Кодекса об административных правонарушениях, то можно обнаружить следующее: за навязывание дополнительных товаров и услуг ввели штрафы, как говорилось ранее, повышенные: для должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) – от 2000 до 4000 рублей, для компаний – от 20 000 до 40 000 рублей.[3]

В подобных случаях больше не будут привлекать к ответственности по п. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, где штрафы в два раза меньше.2

Новый п. 2.1 не применяется, если дополнительные услуги навязали при заключении договора обязательного страхования. Ответственность за это нарушение предусмотрена ст. 15.34.1 КоАП РФ «Необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования».2 Суть статьи заключается в том, что страховая организация, иностранная страховая организация, страховой агент или страховой брокер не могут необоснованно отказываться от заключения публичных договоров, которые предусмотрены федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Также запрещено навязывать страхователю или лицу, имеющему намерение заключить договор обязательного страхования, дополнительные услуги, которые не обусловлены требованиями федерального закона.

Наказание за данное административное нарушение – штраф: для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей; для юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей.[3]

Андрей Николаев, адвокат Адвокатской палаты Московской области заявляет: «Навязыванием товаров и услуг грешат автосалоны. Они предлагают в придачу к автомобилю дополнительное оборудование и услуги в виде «помощи на дорогах»».

И это, к сожалению, действительно так. В 2021 году аналитическое агентство «АВТОСТАТ» совместно с изданием «За рулём» провели онлайн-опрос среди автомобилистов, в котором приняли участие более 1300 человек. Результаты показали, что больше половины покупателей столкнулись с навязыванием ненужных дополнительных опций в автосалонах.

По информации на 2022 год, Роспотребнадзор Башкирии выявил схему обмана в трёх автосалонах Уфы.[5] Специалисты ведомства провели контрольную закупку в «МС Авто», «Управляющая компания „ТрансТехСервис“» и «Делион» и выяснили, что в них грубо нарушались законы. В частности, покупателям навязывали дополнительные товары и услуги стоимостью до 179 тысяч рублей.

По данным на 2023 год, по информации «Фонтанки», автосалоны продолжали навязывать дополнительные услуги, о чём свидетельствовал поток жалоб на профильных ресурсах.[7] Так, за I квартал 2023 года Служба по защите прав потребителей Банка России получила 353 жалобы на навязывание автокредитов, из которых 40% пришлось на навязывание услуг страховщиков.

По информации на октябрь 2024 года, Центробанк направил предупреждение банкам и автосалонам за недобросовестные методы работы на рынке автокредитования.[6] Эксперты ЦБ выявили, что многие финансовые организации и дилеры навязывают покупателям дополнительные услуги по завышенным ценам.

Итак, мы видим, проблема навязывания дополнительных опций в автосалонах носит системный характер и не теряет актуальности на протяжении последних лет. Несмотря на усилия контролирующих органов и рост осведомленности потребителей, автодилеры продолжают использовать различные схемы для увеличения своей прибыли за счет невнимательности или юридической неграмотности покупателей.

Очевидно, что для решения этой проблемы необходимы комплексные меры, включающие усиление контроля со стороны государства, повышение финансовой грамотности населения и готовность покупателей отстаивать свои права.

Изменения в законодательстве также претерпел пункт 4.1 ст. 14.8 КоАП РФ, который предусматривает ответственность за необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя, связанных с нарушением его прав, либо уклонение от рассмотрения таких требований в установленном законом порядке.[3]

В данном случае штраф для должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) составляет от 15 000 до 30 000 рублей, для компаний – от 100 000 до 300 000 рублей.

Это подчеркивает необходимость для бизнеса аргументированно реагировать на жалобы клиентов, а не отвергать их без оснований или уклоняться от ответа. В случае получения потребителем неоправданного отказа, он может подать жалобу в Роспотребнадзор. Этот орган проведет проверку, результатом которой может стать привлечение нарушителя к ответственности в соответствии с законом.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подписала приказ от 14 сентября 2023 года N 635
«Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей».[4] В процессе надзора за соблюдением прав потребителей применяются индикаторы риска. Эти показатели выявляют “отклонения”, которые сами по себе не являются прямым доказательством нарушений, но с большой вероятностью указывают на их наличие и возможный ущерб (согласно статье 23 Федерального закона № 248-ФЗ от 31 июля 2020 года).[2]

В действующем приказе Роспотребнадзора представлено 34 индикатора риска, в то время как ранее их было всего 4 (Приказ № 502 от 4 августа 2023 года). К примеру, сигналом риска по-прежнему считается получение информации от граждан, предприятий или органов о реализации продукции с незаконным использованием чужого товарного знака или наименования места происхождения товара. Значительное количество индикаторов связано с поступлением данных в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке (ГИС МТ).

В итоге, внедрение новых индикаторов риска позволит Роспотребнадзору более эффективно выявлять и пресекать нарушения прав потребителей, что, в свою очередь, должно привести к повышению качества товаров и услуг, представленных на российском рынке. Бизнесу необходимо быть особенно внимательным к соблюдению всех требований законодательства в области защиты прав потребителей. Повышенное внимание к маркировке товаров, товарным знакам и оперативное реагирование на любые жалобы и обращения станут ключевыми факторами для минимизации рисков проверок и санкций со стороны Роспотребнадзора. В противном случае, даже незначительные “отклонения” могут стать поводом для пристального внимания со стороны надзорных органов.

Защита прав потребителей в последние годы претерпевает значительные изменения, отражая новые реалии рынка и технологий. Одной из ключевых тенденций является усиление защиты потребителей в цифровой среде. Это выражается в разработке и внедрении правил, регулирующих онлайн-торговлю, защиту персональных данных и борьбу с мошенничеством в интернете.

В России нет отдельного закона, который бы регулировал онлайн-торговлю. Однако есть ряд нормативно-правовых актов, в которых обозначены особенности дистанционной торговли. Например, это гражданский кодекс РФ, в частности статья 497 «Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара», закон «О защите прав потребителей» №2300-1, в частности статья 26.1 «Дистанционный способ продажи товара», постановление Правительства РФ №2463 от 31.12.2020 об утверждении Правил продажи по договору купли-продажи, закон «О рекламе» №38-ФЗ, Арбитражный процессуальный кодекс, а также акты ЦБ РФ, регулирующие проведение электронных расчётов и использование цифровой подписи.

Основываясь на нормативно-правовых актах, можно сделать вывод о том, что законодательство ограничивает перечень товаров, которые можно продать или купить с помощью дистанционной торговли. Например, таким способом нельзя продавать алкогольную продукцию, табачные и никотиносодержащие изделия.

Другая важная тенденция – это повышение уровня информированности потребителей. Законодательство все больше внимания уделяет обязательности предоставления полной и достоверной информации о товарах и услугах, включая их свойства, цену и условия использования.

Также наблюдается укрепление механизмов защиты прав потребителей в финансовой сфере, с акцентом на прозрачность кредитных договоров и защиту от недобросовестных практик кредитования.

Вносимые в правовую систему коррективы преследуют цель формирования более честного и уравновешенного экономического пространства, где покупатели обладают расширенными полномочиями и инструментами для отстаивания личных интересов.

Несмотря на имеющиеся успехи, постоянное улучшение юридической основы остается важной целью. Следует принимать во внимание новые трудности, возникающие из-за прогресса цифровой экономики и международной торговли, а также приводить законодательство в соответствие с нуждами разных групп потребителей.

Для успешного претворения в жизнь законодательных изменений требуется активное взаимодействие государственных учреждений и общественных объединений, направленное на увеличение осведомленности граждан о своих правах и формирование почтительного отношения к ним. Только объединив усилия, можно гарантировать честные и открытые взаимоотношения между покупателями и предпринимателями, содействуя стабильному развитию экономики.


Библиографический список
  1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. От 08.08.2024) «О защите прав потребителей».- URL: - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/?ysclid=m8n9r9gpmf329370992 (дата обращения: 17.03.2025).
  2. Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 248-ФЗ (последняя редакция). – URL: - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/?ysclid=m8ndynonm3945470853 (дата обращения: 17.03.2025).
  3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. От 03.02.2025) (с изм. И доп., вступ. В силу с 01.03.2025). – URL: - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/?ysclid=m8ncw4jgmx653350015 (дата обращения: 17.03.2025).
  4. Приказ от 14 сентября 2023 года N 635 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей» (с изменениями на 2 сентября 2024 года). – URL: - https://docs.cntd.ru/document/1303478747?ysclid=m8nduzfe42308384883 (дата обращения: 17.03.2025).
  5. Официальный сайт Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан. – URL: - https://02.rospotrebnadzor.ru/?ysclid=m8nd7n5zkf44121960 (дата обращения: 17.03.2025).
  6. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации . – URL: - https://cbr.ru/ (дата обращения: 17.03.2025).
  7. Официальный сайт сетевого новостного издания «Фонтанка.ру». – URL: - https://www.fontanka.ru/?ysclid=m8ndgzlsjw365477363 (дата обращения: 17.03.2025).


Все статьи автора «Никитин Даниил Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: