ТАЙВАНЬСКИЙ СЕПАРАТИЗМ КАК ВЫЗОВ НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ КНР

Михайлова Виктория Юрьевна
Казанский (Приволжский) федеральный университет
студент 3 курса бакалавриата по направлению «Зарубежное регионоведение». Профиль: Афро-азиатские исследования

Аннотация
Статья посвящена анализу официальной позиции Китайской Народной Республики по вопросу суверенитета Тайваня. На основе нормативных актов, исторических источников и современных политических заявлений рассматриваются аргументы КНР, подтверждающие неразрывную связь острова с материковым Китаем. Особое внимание уделено законодательной базе, включая Конституцию КНР, Закон о противодействии сепаратизму и Белую книгу 2022 года. Также рассматриваются геополитические аспекты и влияние внешних сил, в частности Соединённых Штатов, на развитие тайваньского вопроса. Автор подчеркивает комплексность китайского подхода, сочетающего правовые, исторические, стратегические и культурные основания.

Ключевые слова: , , , , , , , , ,


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Михайлова В.Ю. Тайваньский сепаратизм как вызов национальным интересам КНР // Современные научные исследования и инновации. 2025. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2025/04/103255 (дата обращения: 29.05.2025).

Вопрос объединения Тайваня с материковым Китаем является основным для китайской политики идеи национального возрождения. Для руководства страны данный процесс стратегически важен. Объединение острова с материковой частью страны – часть долгосрочного плана по укреплению государства. Коммунистическая партия Китая (КПК) долгое время решает вопрос воссоединения, которое сможет привести экономической и политической стабильности республики [1].

Новый этап развития данного политического курса стал заметен с 2012 г. Под руководством Си Цзиньпина, Китайская Народная Республика (КНР) приступила к пересмотру политики по отношению к Тайваню [2]. Власти начали предпринимать активные действия для укрепления стабильности в регионе и постепенного продвижение к интеграции. Данная стратегия встретила сопротивление со стороны тайваньских властей. Действия внешних соратников сепаратистского режима на Тайване, усложняют ситуацию, управляя островом как инструментом по сдерживанию растущего влияния Китая.

Рост глобальных экономических связей Китайской Народной Республики и демократизация в политике могут являться предпосылками к завершению процесса объединения. Перечисленные достижения закрепляют образ КНР в мире как «сильного государства», способного реализовывать долгосрочные цели. Исторически, Тайвань всегда был тесно связан с материковой частью страны. Данный факт неоднократно подтверждался историческими документами и международными договорами. Начиная с периода династии Суй [3], правительство Китая периодически направляло экспедиции и создавало административные структуры на Тайване, укрепляя своё влияние на острове.

После окончания Второй мировой войны Китай вновь восстановил суверенитет над Тайванем, что было закреплено в Каирской и Потсдамской декларациях. Япония, проиграв войну, согласилась вернуть Тайвань под контроль Китая, что было зафиксировано в международных соглашениях. Гражданская война в Китае и последующая политическая конфронтация привели к фактической изоляции Тайваня от материкового Китая [4].

Сунь Ятсен, основатель современной китайской республики, утверждал, что «объединение является условием благополучия для всего китайского народа». Коммунистическая партия Китая с момента своего основания в 1921 г [5].  ставила перед собой задачу освобождения Тайваня от внешнего господства и восстановления его в составе Китая. После создания КНР в 1949 году, под руководством Мао Цзэдуна, был разработан политический курс по решению вопроса Тайваня [6].

Принятие резолюции 2758 Генеральной Ассамблеи ООН в 1971 г. окончательно закрепило за КНР право представлять весь Китай, вместе с островом Тайвань, на международной арене [7]. Резолюция подтвердила «политику одного Китая», исключая возможность признания Тайваня в качестве отдельного государства. В последние годы США и некоторые другие страны пытаются поставить под сомнение данный факт, вызывая серьёзное недовольство Пекина.

Китай «решительно противостоит попыткам подрыва международных договоренностей, рассматривая их как угрозу национальному суверенитету. Поддержка Тайваня со стороны других стран воспринимается как нарушение политических и юридических обязательств». Правительство республики активно выступает за сохранение принципа «единого Китая» и продолжает следовать своей линии на воссоединение с Тайванем.

По состоянию на сегодняшний день, 181 государство официально установило дипломатические отношения с КНР, признав Тайвань частью материкового Китая [8]. В коммюнике США и Китая 1978 г. четко указано, что правительство США признает существование «одного Китая» и относит Тайвань к его территории, сохраняя неофициальные культурные и торговые отношения с тайваньцами [13]. После установления дипломатических отношений между США и КНР, Дэн Сяопин предложил концепцию «одна страна, две системы». Идея была использована при возвращении Гонконга и Макао под китайский контроль.

Конституция КНР 1982 г. закрепляет положение о Тайване как части китайской территории, призывая к их воссоединению [12]. Закон о противодействии сепаратизму, принятый в 2005 г., заверяет, что «Тайвань и материковый Китай неразделимы, и любые попытки отделения будут решительно пресекаться». В 2015 г. Закон о национальной безопасности продолжил эту линию, объявляя защиту территориальной целостности обязанностью всех граждан КНР, включая жителей Тайваня [11].

Исторические документы, археологические находки и международные соглашения на протяжении веков подтверждали неразрывную связь Тайваня с Китаем. Остров в периоды колонизации и оккупации, всегда сохранял прочные связи с материком, что утверждается в исторических источниках и современных правовых актах. Тайвань никогда не был признан отдельным государством, и этот факт остается основополагающим в международных дипломатических отношениях. Под руководством Си Цзиньпина был предложен новый подход, адаптированный к современным реалиям. Его речь в 2019 г., посвященная 40-летию «Послания соотечественникам на Тайване», заложила основы для мирного развития отношений между материком и островом, предложив несколько новых направлений для укрепления политических связей, экономической интеграции и укрепления культурных связей [10].

Пекин видит в Тайване символ исторической несправедливости и стратегически важный регион, контроль над которым важен для обеспечения безопасности Китая. Вмешательство внешних игроков усиливает напряжение в отношениях через Тайваньский пролив. Несмотря на официальную поддержку политики «одного Китая», Вашингтон сохраняет активные неофициальные связи с Тайванем, включая поставки оружия и поддержку тайваньских властей. Китайское руководство видит в этом угрозу своему суверенитету и попытку использовать Тайвань как инструмент давления на Пекин. В Белой книге 2022 г. в разделе «тайваньский вопрос и воссоединение Китая в новую эпоху» указано, что «у Китая есть полное право защищать свою территориальную целостность в рамках международных норм. Попытки сепаратистов добиться независимости Тайваня не имеют под собой ни исторической, ни правовой основы. Действия подобных сил, поддерживаемых другими странами, только усиливают напряжение в регионе и препятствуют мирному решению вопроса» [9].

Итак, позиция КНР по суверенитету Тайваня строится на комплексном подходе, исторических фактах, геополитических соображений и экономических стратегии. Китай видит в Тайване символ исторического и национального возрождения. Вопрос Тайваня остаётся центральным элементом китайской внутренней и внешней политики.


Библиографический список
  1. Си Цзиньпин стал новым генсеком компартии Китая // ВВС. URL: https://www.bbc.com/russian/international/2012/11/121114_china_changes (дата обращения: 22.10.2024).
  2. Bush R. C. Uncharted Strait: The Future of China-Taiwan Relations. Washington, D.C.: Brookings Institution Press, 2023. Р. 201.
  3. Империя Суй – китайское государство, существовавшее в 581—618 годах и объединившее страну после продолжительного периода смуты.
  4. Japan’s Surrender // World War II Database. URL: https://ww2db.com/battle_spec.php?battle_id=13 (дата обращения: 22.10.2024).
  5. 中国共产党一百年大事记 (1921年7月-2021年6月) Чжунго гунчандан ибайнянь дашицзи 1921 ньен 7 юэ – 2021 ньен 6 юэ (Хроника столетней истории Коммунистической партии Китая) // 新华网 Синьхуа ван. URL: http://www.xinhuanet.com/2021-06/28/c_1127603399.htm (дата обращения: 22.10.2024).
  6. Декларация Центрального народного правительства Китая. 1 октября 1949 г. // Электронная библиотека исторических документов. URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/248573-deklaratsiya-tsentralnogo-narodnogo-pravitelstva-kitaya-1-oktyabrya-1949-g (дата обращения: 22.10.2024).
  7. Restoration of the lawful rights of the People’s Republic of China in the United Nations 1971 // United Nations digital library. URL: https://digitallibrary.un.org/record/192054?ln=ru&v=pdf (дата обращения: 22.10.2024).
  8. Пресс-конференция 24 октября 2023 г. у официального представителя МИД КНР Мао Нин // МИД Китайской Народной Республики. URL: https://www.mfa.gov.cn/rus/mtfw/ce_cegw_chn/202310/t20231026_11168936.html (дата обращения: 22.10.2024).
  9. White Paper: The Taiwan Question and China’s Reunification in the New Era // Embassy of PRC in the USA. URL: https://www.dw.com/ru (дата обращения: 22.10.2024).
  10. Highlights of Xi’s speech at gathering marking 40th anniversary of Message to Compatriots in Taiwan // New China. URL: http://www.xinhuanet.com/english/2019-01/02/c_137715300.htm (дата обращения: 22.10.2024).
  11. PRC National Security Act of 2015 // China Law Translate. URL: https://www.chinalawtranslate.com/en/2015nsl/ (дата обращения: 22.10.2024).
  12. Конституция КНР 1982 года // Законодательство Китая. URL: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution (дата обращения: 22.10.2024).
  13. The Taiwan Question and China’s Reunification in the New Era // Embassy of PRC in the USA. URL: https://www.dw.com/ru (дата обращения: 22.10.2024).


Все статьи автора «Михайлова Виктория Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: