Подготовка к пересмотру китайской политики Вашингтона началась с первых дней деятельности республиканской администрации. Эта инициатива была обусловлена не только изменениями в международной обстановке, но и осознанием необходимости диалога с ключевыми игроками на мировой арене. Ещё до вступления на должность Р. Никсон выступал с необходимостью возобновить варшавские переговоры на уровне послов США и КНР, это означало что новый президент собирается внести в политику США серьезные коррективы. А во время инаугурационной речи Р. Никсон, касаясь Китая, заявил, что ни один народ в мире не должен жить в условиях изоляции. [1]
Генри Киссинджер сыграл значительную роль в продвижении двустороннего сближения между Соединенными Штатами и Китаем посредством целенаправленных и стратегических дипломатических усилий. [2, с.72] Это сближение исходит прежде всего из практических соображений, а не идеологических или моральных. С учетом меняющейся международной обстановки и растущей роли Китая на мировой арене, необходимость налаживания отношений с Пекином становилась все более очевидной. В начале февраля 1969 года президент Ричард Никсон поручил ему разработать всеобъемлющий план мероприятий, направленных на установление отношений с Китаем. В ответ сотрудники Совета национальной безопасности разработали практические рекомендации, которые включали в себя установление секретных отношений с китайским руководством и запуск целенаправленных пропагандистских мер. [2, с.75]
В ходе переговоров по тайваньскому вопросу Киссинджер сформулировал ключевой тезис формирующейся американской политики в отношении Китая, подчеркнув, что прямого столкновения из-за Тайваня нужно избегать. Остров не должен быть в центре переговоров между США и Китаем, в их центре должны быть принципы отношений. [3, с. 104-105]
Основные причины, заставившие американское руководство совершить поворот в китайской политике в условиях кризиса внешней политики США:
- Неудачи во вьетнамской войне. Осознав бесперспективность войны, правительство США решило использовать нормализацию отношений с КНР в качестве дополнительного давления на Северный Вьетнам, чтобы достойно выйти из непопулярной войны. [4, с. 349]
- Усиление советско-китайской конфронтации. По мере того, как обострялись советско-китайские отношения, Вашингтон стремился модифицировать свою политику в отношении КНР, подавая Пекину сигналы своей заинтересованности в ослаблении напряжённости между ними. [4, с.350]
- К урегулированию американо-китайских отношений Вашингтон подталкивали и экономические причины. Ещё в середине 1960-х гг. представители крупных корпораций указывали на существенные выгоды торговли с КНР и на провал политики экономической изоляции Китая.
Участие Генри Киссинджера в комиссии государственного департамента по восточной политике в разработке совместного коммюнике, которое заложило стратегическую основу для нормализации двусторонних отношений. Этот документ в конечном счете послужил основой для соглашений, подписанных во время исторического визита президента Никсона в Китай в феврале 1972 года. Основной построения отношений, закрепленные коммюнике: уважение суверенитета и территориальной целостности всех государств, ненападение против других государств, невмешательство во внутренние дела других государств, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование. [5, с.42]
Этот визит ознаменовал поворотный момент в американо-китайских отношениях и послужил стратегическим шагом в более широком контексте дипломатии времен холодной войны. Прагматичный подход Киссинджера, основанный на принципах реальной политики, делал упор на балансе сил, а не на идеологическом выравнивании. Привлекая Китай, Соединенные Штаты стремились использовать советско-китайский раскол, тем самым получая рычаги влияния на Советский Союз и изменяя глобальный стратегический ландшафт.
Шанхайское коммюнике, ставшее ключевым итогом визита 1972 года, отразило тонкую дипломатическую стратегию Киссинджера. Подтверждая политику единого Китая, оно позволило обеим странам соглашаться или нет по таким спорным вопросам, как Тайвань, что позволило наладить сотрудничество, не требуя полного идеологического сближения. Этот документ не только заложил основу для будущего дипломатического взаимодействия, но и продемонстрировал способность Киссинджера ставить долгосрочные стратегические интересы выше краткосрочных политических выгод.
Дипломатические методы Киссинджера — тайные переговоры, общение по закулисным каналам и тщательно выверенные публичные заявления — подчеркивают его веру в необходимость осмотрительности и гибкости во внешней политике. Нельзя не отметить, что, его действия внесли значительный вклад в открытие Китая, подготовив почву для его возможной интеграции в международную систему и изменив геополитический баланс на десятилетия вперед.
В заключение хотелось бы отметить, что подход Киссинджера к реальной политике коренным образом изменил внешнюю политику США в отношении Китая. Подчеркивая прагматизм, стратегическое терпение и геополитический расчет, он заложил основу для одного из самых последовательных двусторонних отношений современной эпохи. Его наследие в этой области продолжает оказывать влияние на современные дипломатические стратегии и дебаты по взаимодействию с крупными державами.
Библиографический список
- Первая Инаугурационная речь Ричарда Милхауса Никсона, 20.01.1969г.
- Дегтярёв А. В. Роль Совета национальной безопасности в дипломатической подготовке визита Р. М. Никсона в КНР в феврале 1972 г. // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 311.
- Давыдов А. С. Идеология и прагматизм в китайской политике США: Дис. канд. Ист. Наук. М., 2005.
- Косов Александр Петрович Политика США в отношении КНР в период президентства Р. Никсона // Метаморфозы истории. 2014.
- Нагорный А. А., Парканский А. Б. Указ. Соч.