НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ СУБЪЕКТОВ РФ – ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ

Сазонова Кристина Эдуардовна1, Польская Юлия Владимировна1, Назарян Шушанна Гегамовна1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Краснодарский филиал, студент 3 курса

Аннотация
Налоговые субъекты РФ выступают ключевым компонентом доходной части региональных бюджетов и являются фундаментом их независимости. С точки зрения теории, фискальные поступления субъектов РФ представляют собой комплексную структуру финансово-экономических взаимоотношений между органами власти и плательщиками налогов, направленную на создание консолидированного денежного фонда.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сазонова К.Э., Польская Ю.В., Назарян Ш.Г. Налоговые доходы субъектов РФ – факторы формирования и способы повышения // Современные научные исследования и инновации. 2025. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2025/03/103107 (дата обращения: 23.04.2025).

Научный руководитель: Пименов Г.Г.
доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Краснодарский филиал,

Авторы:

В данной статье представлена совместная работа трех авторов, каждый из которых внес существенный вклад в исследование:

Ю. В. Польская – разработала концептуальную основу исследования, написала введение и теоретическую часть работы, определив методологические рамки и ключевые теоретические положения.

Ш. Г. Назарян – провела комплексный анализ изучаемого явления, обработала эмпирические данные и оформление источников .

К. Э. Сазонова – сформулировала выводы исследования, а также подготовила приложения с дополнительными материалами , также выполнила общее редактирование текста статьи.

В современных условиях финансово-экономической ситуации в Российской Федерации задача повышения налоговых доходов субъектов РФ является одной из ключевых для обеспечения устойчивого развития регионов. Налоговые доходы формируют значительную часть бюджета субъектов РФ и являются основным источником финансирования социальных и экономических программ. От их размера и стабильности напрямую зависит экономическая и социальная стабильность региона.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена непрерывными изменениями в налоговом законодательстве, необходимостью обеспечения сбалансированности бюджетов всех уровней, а также поиском эффективных путей для стимуляции экономической активности и расширения налоговой базы. Введение основных понятий, анализ факторов и выработка рекомендаций по повышению налоговых доходов регионов позволят глубоким образом понять и усовершенствовать механизмы формирования налоговых доходов, что в свою очередь повысит экономическое благосостояние граждан и укрепит финансовую самостоятельность субъектов РФ.

Задачи, поставленные в данном исследовании, включают:

- изучение теоретических основ формирования налоговых доходов субъектов РФ;

- анализ факторов, влияющих на их формирование;

- разработку направлений и рекомендаций по повышению налоговых доходов субъектов РФ.

Гипотеза исследования заключается в том, что улучшение экономических показателей, повышение эффективности налогового администрирования, а также совершенствование налогового законодательства и стимулирование деловой активности могут существенно повысить налоговые доходы субъектов Российской Федерации.

Данная работа призвана внести вклад в теоретическое и практическое понимание механизмов управления налоговыми доходами на региональном уровне, что является крайне важным для реализации долгосрочных стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Вопросы формирования и распределения налоговых доходов имеют важнейшее значение для финансовой стабильности субъектов Российской Федерации. Понимание этих основ позволит глубже осмыслить взаимодействие между экономической политикой государства и финансовой самостоятельностью регионов.

Налоговые доходы субъектов РФ представляют собой совокупность обязательных платежей, поступающих в региональные бюджеты в соответствии с действующим законодательством. Эти доходы включают часть поступлений от федеральных налогов, а также собственные региональные налоги и сборы. Структура налоговых доходов региональных бюджетов России включает в себя следующие основные элементы: налог на прибыль организаций, который является значительным источником поступлений; налог на доходы физических лиц (НДФЛ), удерживаемый с доходов граждан и также формирующий существенную часть доходов бюджета; акцизы, включенные в стоимость определенных товаров, таких как алкоголь, табачные изделия и нефтепродукты; налоги на имущество, которые собираются с недвижимости, транспортных средств и другого имущества организаций и граждан; а также региональные сборы и пошлины, устанавливаемые субъектами федерации в рамках их полномочий, например, торговый сбор. Эти налоги обеспечивают стабильность региональных бюджетов и финансовую возможность реализовывать меры социальной и экономической политики.

Нормативно-правовое регулирование налоговых доходов субъектов Российской Федерации основывается на нескольких ключевых документах и актах. В первую очередь это Конституция РФ, которая устанавливает основы распределения полномочий между федеральными, региональными и местными властями в области налогообложения. Основным документом, регулирующим все аспекты налогообложения, является Налоговый кодекс РФ, определяющий виды налогов и сборов, которые могут устанавливаться на региональном уровне, и принципы их администрирования. Бюджетный кодекс РФ определяет порядок формирования и исполнения региональных бюджетов, включая распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы. Также федеральные законы и указы Президента РФ могут вводить или корректировать определенные налоговые обязательства, что оказывает влияние на региональные бюджеты. Субъекты РФ обладают правом вводить свои налоговые льготы, определять ставки по налогам в пределах, разрешенных федеральным законодательством, и устанавливать местные налоги и сборы, что осуществляется через региональные законы и нормативные акты. К этому добавляются правительственные постановления и инструкции Министерства финансов РФ, которые определяют порядок применения налогового законодательства и дают разъяснения по вопросам, связанным с налоговыми начислениями и отчетностью. Эти элементы обеспечивают комплексное и детальное регулирование налоговых доходов субъектов РФ, позволяя учитывать как федеральные, так и региональные особенности в налоговом администрировании.

Система региональных налогов включает в себя как собственно региональные налоги, так и отчисления от федеральных налогов, которые зачисляются в бюджеты субъектов РФ. Такой подход позволяет обеспечить базовый уровень финансирования для выполнения региональных функций и обязательств. Изучение системы распределения налоговых поступлений выявляет аспекты, требующие совершенствования для более равномерного и эффективного развития регионов.

Анализ факторов, влияющих на формирование налоговых доходов субъектов РФ:

Налоговые доходы субъектов РФ выступают как ключевым компонентом доходной части региональных бюджетов и фундамент их экономической независимости.  Формирование этих поступлений происходит посредством регламентированных законом обязательных взносов, отличительными чертами которых являются безвозвратность и систематичность перечислений. С точки зрения теории, фискальные поступления субъектов РФ представляют собой комплексную структуру финансово-экономических взаимоотношений между органами власти и плательщиками налогов, направленную на создание консолидированного денежного фонда. Основные экономические факторы которые влияют на доход субъектов являются следующие показатели.

Валовой региональный продукт (ВРП):Существует прямая зависимость между уровнем ВРП и размером налоговой базы: чем выше показатель валового регионального продукта, тем больше налоговая база региона. ВРП оказывает существенное влияние на поступления различных видов налогов, включая НДС, налог на прибыль и НДФЛ. Исследования показывают, что рост ВРП на один процент может привести к увеличению налоговых доходов региона в диапазоне от 0,8 до 1,2 процентов Уровень занятости в первую очередь определяет объем поступлений налога на доходы физических лиц (НДФЛ), поскольку чем больше людей официально трудоустроено, тем выше налоговые отчисления. Кроме того, занятость населения существенно влияет на потребительскую активность, что в свою очередь отражается на налогах с продаж – работающие люди имеют стабильный доход и больше тратят на товары и услуги. При этом высокий уровень безработицы негативно сказывается на налоговых поступлениях, так как безработные граждане не только не платят НДФЛ, но и сокращают свои расходы. И еще отдельная проблема теневая занятность, которая существенно уменьшает налоговую базу, поскольку доходы работников в неформальном секторе не облагаются налогами.

Отраслевая структура экономики существенно влияет на налоговые поступления, поскольку разные отрасли имеют различную налоговую нагрузку. Добывающие отрасли традиционно генерируют больше налогов, однако диверсификация экономики обеспечивает устойчивость налоговых поступлений, а развитие высокотехнологичных отраслей создает потенциал роста.

Инвестиционная активность играет ключевую роль в формировании налоговой базы. Привлечение инвестиций создает новые рабочие места, развитие производства расширяет налоговую базу, а модернизация повышает производительность и прибыль. Новые предприятия генерируют дополнительные налоговые поступления.

Уровень доходов населения напрямую определяет объем потребления и, соответственно, налогов с продаж, а также влияет на поступления НДФЛ. Доходы граждан воздействуют на их платежеспособность по имущественным налогам, при этом социальное расслоение может негативно сказываться на налоговой базе.

Еще один из факторов являющейся фундаментом налоговых доходов  демографические факторы, такие как:  Численность населения напрямую определяет количество потенциальных налогоплательщиков и объем поступлений от НДФЛ, который является основным источником региональных доходов. При этом важна не только общая численность, но и доля трудоспособного населения.

Структура занятости населения влияет на уровень и стабильность налоговых поступлений. Регионы с высокой долей занятых в официальном секторе экономики и развитым корпоративным сектором имеют более надежную налоговую базу. Преобладание неформальной занятости, напротив, снижает налоговый потенциал территории.

Миграционные процессы существенно воздействуют на налоговые доходы через изменение численности налогоплательщиков. Регионы с положительным миграционным сальдо получают дополнительные налоговые поступления за счет притока трудоспособного населения. Отток населения ведет к сокращению налоговой базы и снижению доходов бюджета.

Еще из ключевых инструментов оптимизации налоговых доходов субъектов РФ являются административные факторы. Эффективность налогового администрирования, выступая “дирижером” налоговых процессов, обеспечивает своевременность и полноту сбора налогов через цифровизацию процессов, автоматизацию контроля и совершенствование сервисов для налогоплательщиков. Качество налогового контроля служит “иммунной системой” налоговых поступлений, предотвращая уклонение от уплаты налогов и минимизируя теневой сектор экономики. Современные аналитические инструменты и риск-ориентированный подход позволяют точечно выявлять нарушения и повышать собираемость налогов. Уровень налоговой дисциплины отражает “культурный код” взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами. Высокая налоговая культура и добросовестность плательщиков способствуют стабильности налоговых поступлений и снижают издержки администрирования. Таким образом, административные факторы формируют эффективную экосистему налоговых отношений, где каждый элемент усиливает общую результативность налоговой системы региона.

В современных экономических реалиях регионы сталкиваются с необходимостью увеличения собственных доходных источников, чтобы обеспечить выполнение социальных обязательств, развитие инфраструктуры и реализацию инвестиционных проектов. Одним из ключевых путей решения этой задачи становится совершенствование налоговой политики, направленной на повышение эффективности сбора налогов и создание благоприятной среды для бизнеса.

Для повышения налоговых поступлений субъекты РФ могут рассмотреть несколько стратегий. Во-первых, важно провести детальную оценку текущего налогового потенциала региона, включая анализ структуры экономики, выявление основных налогоплательщиков и определение сфер, где возможно увеличение сборов. Это позволит сосредоточить усилия на наиболее перспективных направлениях. Во-вторых, стоит уделить внимание развитию малого и среднего предпринимательства, которое зачастую является основным источником налоговых поступлений. Поддержка МСП через налоговые льготы, упрощение административных процедур и предоставление доступа к кредитным ресурсам способствует созданию новых рабочих мест и увеличению налоговых платежей. Кроме того, важную роль играет внедрение цифровых технологий в налоговую систему. Автоматизация процессов учета и контроля позволяет сократить издержки на администрирование налогов, повысить прозрачность и снизить уровень уклонения от уплаты налогов. Применение современных информационных систем также помогает оперативно выявлять налоговые риски и своевременно реагировать на изменения в экономике. Еще одним направлением является оптимизация налогообложения недвижимости и имущества. Переход на кадастровую стоимость объектов недвижимости, внедрение прогрессивных ставок налога на имущество, а также использование механизмов стимулирования владельцев недвижимости к легализации и регистрации своего имущества могут существенно увеличить поступления в региональные бюджеты. Также рекомендуется пересмотреть подходы к налогообложению природопользования и добычи природных ресурсов. Региональные власти могут установить дифференцированные ставки налогов на добычу полезных ископаемых в зависимости от уровня освоения месторождений, что будет способствовать рациональному использованию природных богатств и увеличит доходы бюджета. Наконец, важным аспектом является взаимодействие между федеральными и региональными органами власти. Координация усилий в области налоговой политики, обмен опытом и лучшими практиками помогут субъектам РФ эффективно использовать имеющиеся ресурсы и развивать собственные налоговые системы.

Подведя итоги, можно сказать, что комплексный подход к разработке направлений и рекомендаций по повышению налоговых доходов включает в себя анализ текущей ситуации, поддержку бизнеса, цифровизацию налоговых процессов, оптимизацию налогообложения недвижимости и природных ресурсов, а также тесное сотрудничество между различными уровнями власти. Реализация этих мер позволит субъектам РФ укрепить свою финансовую базу и обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие.


Библиографический список
  1. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. – М.: Юрайт, 2019.
  2. Мишустин М.В. Факторы роста налоговых доходов: макроэкономический подход // Экономическая политика. 2020. №5.
  3. Майбуров И.А., Иванов Ю.Б. Налоговые системы. Методология развития. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018.
  4. Аналитические материалы Министерства финансов РФ (http://www.minfin.ru)
  5. Поварова А.И. Факторы формирования налоговых доходов регионов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. №2.
  6. Статистические данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) http://www.gks.ru
  7. Информационно-аналитические материалы Федеральной налоговой службы России (http://www.nalog.gov.ru)
  8. Зубаревич Н.В. Развитие российских регионов: экономические тенденции и социальные показатели. – М.: Издательский дом ВШЭ, 2019.
  9. Зубаревич Н.В. Региональное развитие и региональная политика в России // Экономика региона. 2020. №2.
  10. Пинская М.Р. Налоговый федерализм: состояние и перспективы развития. М.: Инфра-М, 2019.
  11. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021.
  12. Аналитические материалы Федеральной налоговой службы России (http://www.nalog.gov.ru)


Все статьи автора «Сазонова Кристина Эдуардовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: