МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВЕБ-САЙТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ

Глущенко Валерий Владимирович
Московский политехнический университет
профессор, доктор технических наук, доцент, профессор, Российский государственный университет социальных технологий

Аннотация
Предмет работы-методика концептуального проектирования веб-сайтов организаций; объектом работы выступает веб-сайт организации; актуальность работы определяется необходимостью развития методологии концептуального проектирования сайтов организаций; целью работы является повышение эффективности проектов создания веб-сайтов организаций путем развития методологии концептуального проектирования сайтов; для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: изучения сущности веб-сайтов; развития методики концептуального проектирования сайтов организаций; обсуждения методов концептуального проектирования веб-сайтов организаций; научными методами являются: системная инженерия, прогнозирование, теория коммуникаций, анализ работ, системный подход, структурный анализ, онтологический анализ, анализ эффективности; научная новизна работы заключается в разработке алгоритма и методики концептуального проектирования веб-сайтов организаций.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Глущенко В.В. Методические аспекты концептуального проектирования веб-сайтов организаций // Современные научные исследования и инновации. 2025. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2025/03/103101 (дата обращения: 23.04.2025).

Актуальность работы определяется необходимостью повышения эффективности методов концептуального проектирования веб-сайтов организаций на основе развития и практического применения концептуального подхода при таком проектировании.

Проблемой работы выступает повышение эффективности коммуникаций между организацией и ее клиентами на основе развития методологии концептуального проектирования сайтов организаций.

Гипотезой работы выступает предположение о том, что для повышения экономической эффективных сайтов организаций требуется развивать методологию концептуального проектирования веб-сайтов в интересах гармонизации облика и характеристики таких сайтов.

Целью работы является повышение эффективности проектов создания веб-сайтов организаций путем развития методологии концептуального проектирования сайтов.

Для достижения поставленной цели в этой статье решаются следующие задачи:

-изучения сущности (функций и ролей) веб-сайтов в процессе коммуникаций организации с ее внутренней и внешней средой;

-развития методики концептуального проектирования сайтов организаций;

-обсуждения методов концептуального проектирования веб-сайтов организаций.

Объектом работы выступает веб-сайт организации.

Предметом работы является методика концептуального проектирования веб-сайтов организаций.

Анализ публикаций показал, что концептуальный подход используют при проектировании в различных областях проектной деятельности: при создании программ анализа текстов; при концептуальном проектировании большегрузных автомобилей; при разработке программного обеспечения, проектировании АСУ [1,с. 122-137; 2,с.9-20; 3,с. 822-826; 4,с.2]. Для достижения роста эффективности сайтов организаций предлагают развивать концептуальный подход [4,с.2]. Алан Купер рекомендует осуществлять проектирование взаимодействия при разработке интерфейсов [5, с.2]. Концептуальное проектирование сайтов организаций является начальным этапом их проектирования [6, с. 166-169]. Деловые коммуникации очень важны для обеспечения экономической эффективности работы организации [7, с. 87-89]. Ученные создают алгоритмы проектирования веб-сайтов [8, с. 44-54]. Эксперты считают, что терминология и принципы проектирования имеют большое значение при проектировании сайтов [9, с. 65-67]. Аналитики считают, что при проектировании сайтов необходимо опираться на опыт пользователей сайтов [10, с. 229-235]. Исследователи рекомендуют выполнять сегментацию пользователей сайта в процессе проектирования сайта организации [11, с. 23-26]. Эксперты отмечают, что необходимо осуществлять проектирование архитектуры сайтов [12, с. 289-295]. Эксперты отмечают, что анализ организационного поведения пользователей сайтом может дать важную информацию [13, с. 453-468]. Описание структуры и содержания фирменного стиля компании дано в работе [14, с. 2].  В целом анализ публикаций по теме настоящей работы подтвердил ее актуальность.

Метод. Концепцией сайта организации условимся называть модель этого сайта, которая отражает взгляд на этот сайт как на элемент процесса деловых коммуникаций организации с ее клиентами. Чаще всего сайт организации определяют как информационный, коммерческий или развлекательный ресурс этой организации в интернете. Сайт организации состоит из разделов (элементов), страничек с разнообразным контентом. Для того, чтобы создать веб-сайт организации нужно зарегистрировать доменное имя, привязать его к хостингу – сервису, который размещает страницы этого сайта в сети и другое.

Парадигмой концептуального проектирования сайтов организаций условимся называть системное объединение: философии концептуального проектирования; идеологии концептуального проектирования; политики концептуального проектирования; организационной культуры концептуального проектирования.

Философия концептуального проектирования отражает наиболее общий и мудрый взгляд на сайт организации, как структурный элемент системы и процесса коммуникаций организации с ее клиентами и стейкхолдерами.

Идеология концептуального проектирования сайтов организаций имеет два аспекта: во-первых, она отражает главную идею создания сайта (увеличить продажи на основе расширения и повышения качества коммуникаций с клиентами); во-вторых, она отражает способ распределения власти в процессе коммуникаций организации с ее клиентами.

Политику концептуального проектирования станем определять как набор взаимосвязанных мероприятий, направленных на осуществление такого концептуального проектирования сайта.

Организационной культурой концептуального проектирования сайтов организаций станем называть совокупность: ценностей сотрудников организации; стереотипов поведения сотрудников организации при создании и эксплуатации сайта организации.

Анализ показывает, что сайт организации может рассматриваться и как интерфейс организации. Под интерфейсом принято понимать: место стыковки двух независимых объектов (в данном случае, место информационного контакта  клиентов и организации), средство объединения систем; совокупность средств, обеспечивающих взаимодействие функциональных устройств и/или программ в вычислительной системе (компьютере) или в сложной системе, а также устройство для взаимодействия систем с их пользователями. При рассмотрении сайта организации как интерфейса во взаимоотношениях организации с ее внешней средой могут быть полезны рекомендации работы [5, с.2].

При концептуальном проектировании сайта организации могут быть использованы результаты работы [4, с.14]. Результатом концептуального проектирования сайта организации можно считать концептуальную модель сайта организации. Это модель сайта организации может быть представлена в виде: совокупности понятий (концептов), определяющих моделируемый сайт; описания отношений между понятиями (концептами) определяющими элементы сайта. Концептуальные модели сайта должны составлять граф-дерево концепций проектирования и функционирования сайта.

В настоящей работе станем исходить из того, что объединение информационных элементов сайта в единый сайт (как информационную систему) связано с формированием определенной (явной или неявной) философской концепции этого сайта. Философская концепция сайта организации может быть определена как наиболее общий взгляд на этот сайт как на единую информационную систему, обеспечивающую процессы взаимодействия организации с ее стейкхолдерами (клиентами, поставщиками, посредниками, регулирующими органами). При формировании такой концепции рекомендуется учитывать то, что часто под концепцией понимают системный взгляд на определенный объект. Поэтому концептуальное проектированием сайта организации можно определить как синтез сайта как единой информационной системы, состоящей из элементов.

При таком подходе содержанием этапа концептуального проектирования можно считать создание веб-сайта как единого целого, которое состоит из отдельных элементов. Исходя из этого можно сказать, что в состав  концептуального проектирования сайта организации можно включить такие этапы: сегментацию пользователей сайта; описание организационного поведения пользователей сайта; описание функций и ролей сайта; описание философии сайта организации; описание идеологии сайта организации; формирование архитектуры сайта; оптимизацию размещения и связей элементов сайта; определение облика сайта организации (структуры и ключевых характеристик); выбор цветового исполнения сайта; построение бизнес-модели эксплуатации сайта организации; эргодизайн сайта организации; формирование организационной культуры проекта создания сайта организации; анализ экономической эффективности сайта и другое. Эта последовательность этапов может считаться алгоритмом концептуального проектирования веб-сайта организации.

Важным моментом в концептуальном проектировании может считаться определение целевой аудитории и целей создания веб-сайта организации.

Сущность сайта как структурного элемента системы деловых коммуникаций с внешней средой организации с ее клиентами отражают функции и роли такого сайта.

Анализ показывает, что функциями сайта организации можно назвать:

-типовое представление организации ее клиентам, поставщикам, посредникам, стейкхолдерам;

-специализированная форма представления информации об организации ее клиентам, поставщикам, посредникам, стейкхолдерам;

-способ формирования имиджа организации в восприятии ее клиентами, поставщиками, посредниками, стейкхолдерами;

- инструмент формирования и управления брендом организации;

-инструмент снижения затрат организации на обеспечение коммуникации организации в ее внешней средой прямого и косвенного воздействия;

-инструмент расширения контактов и ускорения процессов коммуникации организации с внешней средой;

-формирование определенных стиля общения и морально-нравственной атмосферы коммуникаций организации и другое.

Ролями веб-сайта организации можно назвать:

-обеспечение устойчивой круглосуточной коммуникации организации с ее клиентам, поставщикам, посредникам, стейкхолдерам;

-расширение географии местонахождения клиентов, поставщиков, посредников, стейкхолдеров;

-снижение рисков конфликтов организации с ее внешней средой за счет большей информированности участников коммуникации и другое.

Если рассматривать сайт как интерфейс между организацией и ее внешней средой, то рекомендуется учитывать следующее.

Известно, что Купер Алан начал свою работу над первым изданием его книги «Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия» около 20 лет назад. В своей работе А.Купер убеждал программистов в том, что необходимо и пришла пора шагнуть навстречу пользователям. Для этого нужно писать программы, которые будут  нравиться этим пользователям. В начале 2024 году реально сложилась совершенно иная ситуация: оцифровка всех видов информации вынуждает пользователей с головой окунуться в новые ИТ-технологии. В рассматриваемой работе развиваются методы проектирования взаимодействия. Под проектированием взаимодействия понимается  метод проектирования интерактивных цифровых сред, систем, продуктов, сервисов ориентированный на человека. При этом большое внимание должно уделяться проектированию поведения: аспекту, которым традиционные дисциплины ИТ-проектирования нередко пренебрегают. При проектировании взаимодействия во главу угла ставится целенаправленный (целеориентированный) подход, при котором основное внимание проектировщиков сосредоточено на целях пользователей. В рамках этого подхода рекомендуется изучать: причины, по которым пользователь нуждаются в данном продукте; ожидания пользователей от использования продукта; мировоззрение и склонности пользователей. Именно по этим причинам метод «проектирования взаимодействия» позволяет создавать мощные решения, с которыми клиентам приятно работать [5, с. 2].

При концептуальном проектировании сайтов организаций дополнительно рекомендуется учитывать следующее. Ожидается, что в условиях нового технологического уклада будет иметь место интенсификация инноваций. При этом сайты могут рассматриваться и как  структурные элементы информационно-торговых и производственных систем, которые по своей сути трансформируются в киберфизические системы. Это может привести к росту системного влияния сайтов организаций как их интерфейсов и протоколов обмена данными клиент-сайт в составе киберфизических систем.

В начале 21 века под киберфизическими системами (КФС) понимают широкий класс систем, для которых характерны такие свойства: объединение разнородных элементов (склады, транспортные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы, микропроцессоры, сайты и др.); распределенный характер процессов управления; активное использование интеллектуальных технологий; вычислительные средства (как правило микропроцессорного типа) распределены по всей структуре КФС; вычислительная и управляющая подсистема КФС имеет, как минимум два иерархических уровня; вычислительная подсистема по своим характеристикам и алгоритмам функционирования тесно интегрирована с физическими элементами данной КФС; использование баз данных, технологий  цифровизации, преобразования, хранения, обработки и анализа данных и др.

Технологии цифровизации являются важной составной частью КФС, это объясняется тем, что технологии цифровизации должны обеспечить преобразование аналоговых сигналов физических элементов КФС в цифровой код, пригодный для работы с ним в вычислительной части этой самой КФС. При этом при создании КФС интегрированно используют не только ИТ-технологии, но и другие виды технологий.

По перечисленным выше причинам сайты организаций, как их интерфейсы должны рассматриваться как элементы структуры (а точней архитектуры) организаций (торгово-информационных систем, КФС). При этом одновременно протоколы обмена данными выступают как важные элементы алгоритмов функционирования организаций. На этом основании все требования к сайтам как интерфейсам организаций и протоколам обмена данными между клиентом сайта и организации должны быть разделены на две части: объективные, определяемые характеристиками процессов функционирования этой организации, в состав которых они входят; субъективные требования к сайту, которые определяются спецификой нужд, целями взаимодействия и поведением потребителей (А. Купер). Такое разделение требований к сайтам организаций может считаться довольно условным поскольку цели, задачи взаимодействия и поведение клиентов сайтов во-многом определяется функциями этой организации в социально-экономической среде. Сущность сайтов как интерфейсов организаций и формируемых протоколов обмена данными клиент-организация объективно выражают функции и роли таких сайтов в составе организации и бизнес-процессов.

Анализ позволяет говорить о том, что сайты как интерфейсы организаций могут реализовывать следующие функции: адекватного представления клиенту деятельности организации;  информационного соединения в процессе коммуникаций клиентов и организации; стандартизации типовых этапов коммуникации и представлений клиентов и организации друг другу; технического обеспечения взаимодействия человек-вычислительная машина в процессах обслуживания клиентов, контроля и диагностики состояний взаимоотношений организации с ее клиентами; преобразования действий клиентов на сайте в цифровой сигнал в информационной системе организации;  оптимизации процессов взаимодействия клиент-организация и другое.

Экспресс-анализ позволяет назвать следующие функции протоколов обмена информацией клиент-сайт (при рассмотрении сайта как интерфейса): стандартизации процедур (алгоритмов) обмена информацией между клиентом и организацией; обеспечения реализации алгоритмов функционирования бизнес-процессов организации с участием клиентов; документирования процессов и результатов информационных обменов между клиентом и организацией и др.

При таком подходе дополнительными ролями сайтов организаций как их интерфейсов можно считать: обеспечение системного единства элементов бизнес-процессов организации; оптимизация архитектуры бизнес-процессов организации; обеспечение технологичности бизнес-процессов организации (процессы получения заказов, процессов сборки заказов, технического обслуживания вычислительных средств, контроля, диагностики и др.); техническое обеспечение принципа модульности бизнес-процесса в организации и другое. Ролями протоколов обмена информацией в сайтах (как интерфейсах) можно признатьь: документарное обеспечение процессов взаимодействия клиент-организация и процессов функционирования организации; контроля правильности информационных обменов между клиентами и организацией; диагностическая роль и другое.

По этим причинам концептуальная модель сайта организации должна  отражать  и быть связана с бизнес-моделью деятельности организации. Поэтому в ходе концептуального проектирования сайта организации рекомендуется составлять и использовать бизнес-можель деятельности организации. Например, может быть использована известная бизнес-модель Александра Остервальдера и Ива Пинье.

При концептуальном проектировании сайта организации типовое представление этой организации можно определить как минимальный объем информации о данной организации, необходимое для анализа и проектирования ее деятельности и взаимодействия со стейкхолдерами. Такое типовое представление организации: предоставляет стейкхолдерам необходимую информацию об организации; уменьшает вероятность ошибок при коммуникациях с организацией и принятии управленческих решений стейкхолдерами, в ом числе решениях клиентов о покупках продуктов фирмы.

Сайт как специализированная форма представления информации об организации должен учитывать при структуризации информации психологические особенности клиентов партнеров и стейкхолдеров организации. Например, информация может быть представлена в следующем виде: миссией; видением организации; в виде граф-дерева целей организации; структурной схемы организации; гистограмм, японских свечей и другим способом.

Сайт организации отражает и формирует имидж организации (фирмы). Как известно, под имиджем организации понимают: представления о компании; характер ее продуктов (товаров, услуг); характеристику организационного поведения организации, включая конфликтные и нештатные ситуации и другое [14, с. 2].  Информация на сайте может положительно (шанс) или отрицательно (ущерб) влиять на имидж организации.

При концептуальном проектировании сайта и формировании дизайна сайта организации рекомендуется использовать элементы фирменного стиля организации. Как известно, в структуру фирменного стиля организации входят: товарный знак; логотип; фирменный цвет; фирменный комплект шрифтов; фирменный блог; фирменные константы [14, с. 2].

Товарный знак (товарная торговая марка) представляет собой официально зарегистрированное обозначение, которое помогает отличать товары одной организации от товаров конкурентов. Логотип организации -это  специально разработанное оригинальное начертание полного или сокращенного наименования организации, или группы её товаров. Фирменный блог является объединением в единую композицию товарного знака или логотипа организации с соответствующими пояснительными надписями (страна, почтовый адрес) [14, с. 2].

Фирменный комплект шрифтов используется на бланках организации. Под фирменными константами понимают формат, систему верстки текста, иллюстрации и т. д.

Фирменный цвет сайта может влиять на: остроту восприятия (контрастность) информации; стиль общения организации с контрагентами; морально-нравственную атмосферу деловой коммуникации, совместной деятельности и другое.

Все элементы фирменного стиля организации должны соблюдаться при концептуальном проектировании  сайта организации

Под архитектурой сайта может пониматься способ структурирования и топология размещения информации на сайте. При этом топология размещения информации на сайте влияет на вероятность восприятия  и адекватность восприятия информации посетителями, скорость реакции на эту информацию сайта и другое. Это связано, что острота (контрастность) восприятия связана с местонахождением этой информации на сайте, особенностями психики клиентов и др. Острота восприятия информации в зависимости от ее: местоположения на сайте; контрастности информации на определенном цветовом фоне; пазмера шрифта и других параметров размещения может быть исследована с применением методов нейромаркетинга, в частности, путем фиксации физиологических реакций референтной группы на варианты эргономического дизайна сайта организации.

Алгоритм взаимодействия организации с ее клиентами через сайт этой фирмы должен соответствовать  организационному поведению клиентов и самой организации; обычаям делового и социального оборота; организационной культуре такого рода коммуникаций (нормам поведения, ценностям организационной культуры и др.

Обсуждение. Выделение концептуальных исследований и концептуального проектирования веб-сайтов в самостоятельный этап научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при разработке сайта организации играет большую роль в обеспечении результативности такой разработки, Это объясняется тем, что такие сайты организаций  как объекты проектирования все больше усложняются. Поэтому при осуществлении проектов создания сайтов фирм повышается роль методологии концептуального проектирования таких сайтов, основанной на: теории коммуникаций; методах прогнозирования; маркетинга; теории сложных систем; методов системной инженерии; теории организационного поведения.

Научными методами концептуального проектирования сайтов можно назвать: системную инженерию; маркетинг, прогнозирование, теорию деловых коммуникаций, анализ работ, системный подход, структурный анализ, онтологический анализ, анализ эффективности.

Для гармонизации системных связей структурных элементов и архитектуры сайта организации может использоваться методология эргодизайна и онтологического анализа. Методология эргодизайна при этом будет направлена на формирование оптимальной (с точки зрения вступающих в коммуникацию сторон) архитектуры сайта (включая расположение  информации, коммуникативных кнопок и др.), выбора оптимального цвета фона сайта и других элементов этого сайта, в том числе, с применением методов нейромаркетинга (игрового подхода при испытаниях сайта, технической фиксации реальных реакций участников маркетингового эксперимента и другого).

Онтологический анализ заключается в анализе логической связи понятий, определяющих сайт и его элементы. В данном случае может использоваться совместный анализ понятий, относящихся к элементам сайта и сайту в целом.

Для оценки эффективности работы сайта можно использовать такие показатели:

-средняя скорость реакции (запаздывание реакции) представителей референтной группы на появление новой информации на сайте;

-полнота считывания информации необходимой для осуществления сделки купли-продажи или другого рода;

-вероятность правильной передачи определенного объема информации от передающей стороны принимающей стороне в процессе деловой коммуникации, включающей использование сайта организации;

-вероятность ошибок в процессе передачи информации в процессе деловой коммуникации, включающей использование сайта организации и др.

Заключение. В работе описано понятие и методические аспекты концептуального проектирования сайтов организаций, как начального и системообразующего этапа разработки таких сайтов. Отмечается двойственная природа сайта организации: сайт организации как ее информационный ресурс; сайт организации как интерфейс в человеко-машинной системе реализации бизнес-процесса организации. Были сформулированы функции и роли сайтов, предложена методика концептуального проектирования сайта организации, предложены критерии оценки эффективности сайтов. В качества направления дальнейших исследований по теме настоящей работы может быть рекомендовано продолжить разработку более детализированной методики концептуального проектирования сайтов организаций.


Библиографический список
  1. Kozhemyakina O.Yu. Conceptual design of the software system for automated complex analysis of poetic texts
    Computational Technologies. 2022. Т. 27. № 2. С. 122-137
  2. Demić M. Contribution to the development of a method for optimal dimensioning of the cardan shaft in the conceptual design phase of a heavy motor vehicle//Science Journal of Transportation. 2024. № 1 (17). С. 9-20.
  3. Свириденко А.Г., Ешенко Р.А. Разработка концептуального проектирования программного приложения для прогнозирования туристического спроса//Современные научные исследования и разработки. 2018. № 12 (29). С. 822-826.
  4. Никаноров С. П., Никитина Н. К., Теслинов А. Г. Введение в концептуальное проектирование АСУ: анализ и синтез структур.⎯ М.: РВСН, 1995.⎯ 234 с.
  5. Купер Алан Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия. 4-е изд. -СПб.: Питер, 2022,
  6. Глущенко В.В., Крылова А.А. Концептуальное проектирование сайтов организаций//Сила знаний: объединение умов и ресурсов: Сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции ( Иркутск, 15 мая 2024г.). – Стерлитамак: АМИ, 2024, с. 166-169. https://ami.im/sbornik/MNPK-604.pdf
  7. Buriak N.Yu. Business communications in the socio-cultural space of modern society//International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021. № 4-2 (55). С. 87-89.
  8. Горячкин Б.С., Мартынова А.А., Ляшков К.А., Ларин И. С.
    Алгоритм проектирования веб-сайтов на основе использования аналитических технологий//Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. 2024. № 5. С. 44-54.
  9. Терентьева Е.Ю. Терминология и базовые принципы проектирования интерфейсов веб-сайта//Теория и практика проектного образования. 2022. № 1 (21). С. 65-67.
  10. Маргиани Д.Д. Пользовательский опыт как инструмент в проектировании сайтов образовательных организаций//
    Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2020. № 3. С. 229-235.
  11. Веденская М.В., Пожарская А.А. Сегментация пользователей при проектировании веб – сайта//В сборнике: Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 23-26.
  12. Бикмаев Р.Р. Проектирование архитектуры конструктора многостраничных сайтов//В сборнике: Материалы XXVI научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов национального исследовательского мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва. Материалы конференции. В 3-х частях. Саранск, 2023. С. 289-295.
  13. Glushchenko V.V. (2022) General theory of organizational behavior: educational perspective //Indonesian Journal of Multidisciplinary Research es; Vol. 2, No. 2 (2022): JEOMR: VOL. 2, ISSUE 2, 2022, pp. 453-468. DOI: https://doi.org/10.17509/ijomr.v2i2.50332 https://ejournal.upi.edu/index.php/IJOMR/article/view/50332
  14. Кнышева Е.Н. Маркетинг. ФорумИнфра-М, 2008, -288 с.


Все статьи автора «Глущенко Валерий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: