ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ХОДЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ СТУДЕНТАМ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ТУРИЗМ»

Пятилетова Людмила Владимировна
Уральский государственный университет путей сообщения
кандидат философских наук, доцент кафедры "УСЭС, ФиИ"

Аннотация
Цель исследования состоит в демонстрации эффективности опыта использования межпредметных текстов как методического приёма, позволяющего установить прочные межпредметные связи между двумя дисциплинами – общеобразовательным курсом «Философия» и специальным курсом «Человек и его потребности», преподаваемым бакалаврам направления подготовки Туризм. При отборе (визуальных) межпредметных текстов использован прагматический метод. В исследовании обосновано и продемонстрировано применение конкретных примеров межпредметных визуальных текстов, позволяющих активировать изучаемые понятия в общедисциплинарном поле общеобразовательного курса «Философии» и специального курса «Человек и его потребности», что приводит к качественному усвоению категориального аппарата философии и формированию компетенций УК-1,УК-5, ОПК-3 и ОПК-4 у бакалавров направления подготовки Туризм.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пятилетова Л.В. Формирование межпредметных связей в ходе преподавания философии студентам направления подготовки «Туризм» // Современные научные исследования и инновации. 2025. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2025/02/103066 (дата обращения: 07.05.2025).

Введение

Выбор методики преподавания учебных дисциплин напрямую влияет на эффективность усвоения материала студентами вузов, поэтому движение в направлении поиска новых, наиболее аутентичных инструментов педагогической деятельности представляется первостепенной задачей, стоящей перед современным педагогом высшей школы, в том числе готовящим бакалавров по направлению подготовки Туризм, где у выпускников вузов на фоне чрезмерной академичности образования остро ощущается недостаток практических навыков [1, 2].

Зачастую в восприятии студентов (в особенности технических вузов) философия как необходимый для успешной профессиональной деятельности учебный предмет с его обязательным для усвоения комплексом (мета)понятий представляется чрезмерно отвлечённым, не применимым на практике, лишним.

Причина «отвлечённости» философских понятий – в их высоком уровне абстрактности, апелляции к универсальному антропологическому опыту человека (гносеологическому, экзистенциальному…), которым студент первого курса на момент обучения не обладает.

Универсальный опыт осмысления действительности (выраженный в подлежащих изучению философских понятиях) располагается вне «зоны ближайшего развития» (Л. Выготский): для понимания философский абстракций нужен опыт, в том числе жизненный, который с помощью обучения в аудитории передать невозможно, он априори – за пределами зоны ближайшего развития.

Однако поставленную в РПД задачу усвоения философских абстракций и приобретении соответствующих компетенций, необходимых для продуктивной профессиональной деятельности, никто не отменял.

Этим обусловлена основная проблема, с которой сталкиваются преподаватели философии: перманентный «когнитивный диссонанс» (Л. Фестингер) у изучающих философию студентов; он обнажает зияющую пропасть несоответствия подлежащего усвоению (познавательного, онтологического, антропологического) опыта относительно настоящей ситуации наличного опыта студента.

Поскольку объект и субъект изучения в философии совпадают (то есть молодой человек может мыслить, прибегая в первую очередь к тому опыту, который имеет на данный момент жизни, а «нарастить» его мгновенно не представляется никакой возможности), выбраться так просто из данной «когнитивной ловушки» непросто.

Один из результативных способов преодоления этой проблемы средствами педагогики – обращение в педагогической деятельности к по-прежнему высокоресурсному методическому принципу формирования межпредметных связей, предполагающему увеличение объёмности изучаемого понятийного аппарата и расширение спектра его «органичного» практического применения за счёт объединения предметной области изучения нескольких логически связанных областей знания.

Соединить философские когниции с опытом, переводя их в практическую (профессиональную) область применения, позволяет, в первую очередь, выход в дисциплинарную область «узкой» профессиональной дисциплины (в данном случае, какой-либо спецкурс для бакалавров направления Туризм), где: а) есть зримые (буквально – имеющие материально-вещественную форму) объекты для демонстрации работы философских абстракций; б) абстракция воплощается в более узких (также – имеющих уже более зримую форму) понятиях (например, философские (мета)понятия «человек», «массовый человек» имеют свои «предметные проекции» в таких понятиях спецкурса «Человек и его потребности», как «турист», «массовый туризм», массовый туристический продукт»); в) может быть задействован уже имеющийся «стихийный» профессиональный опыт представителя туриндустрии: бакалавры направления подготовки Туризм имеют опыт путешествий, были туристами (кроме того, многие имеют опыт работы в качестве экскурсоводов, прошли школу обучения на детской железной дороге…), поэтому ювелирное движение от одной части опыта к другой – более абстрактной/философской – помогает медленно, но необратимо преодолевать препятствия «когнитивного диссонанса» в усвоении категориального аппарата философского знания («Когда какой-нибудь элемент опыта… внушает нам истинную мысль, то это означает…что мы позже или раньше сумеем с помощью этой мысли войти в конкретную обстановку опыта и завязать с ней выгодные связи» [3, с. 286]).

Цель исследования. Показать эффективность использования межпредметных (визуальных) текстов как методического приёма, позволяющего установить прочные межпредметные связи между двумя дисциплинами – общеобразовательным курсом «Философия» и (как пример) специальным курсом «Человек и его потребности» (преподаваемыми на протяжении нескольких лет бакалаврам направления подготовки Туризм на базе Уральского государственного университета путей сообщения), что даёт возможность студентам как будущим специалистам в сфере туризма на более ранних этапах погружаться в сферу туриндустрии (создания востребованного турпродукта), осознанно используя формируемые в философии (мета)понятия.

Метод исследования. При отборе визуальных межпредметных текстов использован прагматический метод [3, 4], позволяющий студентам приобретать опыт рефлексии философских понятий в предметной области туризма, уже во время изучения курса философии делая этот опыт рабочим инструментом будущей профессиональной деятельности.

Результаты исследования

В контексте компетентностного подхода  для задачи бесшовной состыковки двух учебных предметов выбраны четыре компетенции: со стороны философии – УК-1 («способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач») и УК-5 («способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах»), со стороны «Человека и его потребностей» – ОПК-3 («способность обеспечивать требуемое качество процессов оказания услуг в избранной сфере профессиональной деятельности» и ОПК-4 («способность осуществлять исследование туристского рынка, организовывать продажи и продвижение туристского продукта») [5].

Овладение данными компетенциями позволяет выпускнику-бакалавру успешно функционировать с сфере туристско-экскурсионной деятельности в качестве профессионала, умеющего создавать и реализовывать востребованный туристический продукт [6].

Общими понятиями для дисциплин «Философия» и «Человек и его потребности» являются «человек» («массовый человек», «турист»), «природа и сущность человека», «потребности» («иерархия потребностей»), «экзистенциальные потребности»), «опыт» («переживание», «катарсис») «общество» («массовое общество», «общество впечатлений», «постиндустриальное общество»), «культура» (религия, «культура потребления»), «искусство» (храм, парк, архитектура).

Таким образом, в плане установления межпредметных связей между дисциплинами «Философия» и «Человек и его потребности» ключевыми становятся три раздела из РПД общеобразовательного курса философии в вузе: философская антропология, социальная философия, философия культуры, примерами из которых далее будет продемонстрировано применение межпредметных (визуальных) текстов как метода установления межпредметных связей.

Среди наиболее эффективных методов межпредметных связей выделяют вопросы межпредметного содержания, межпредметные проблемные ситуации, а также использование межпредметных текстов. В контексте установления связи между «Философией» и с/к «Человек и его потребности» задействованы межпредметные тексты, где латентно присутствуют и межпредметные вопросы, и межпредметные проблемные ситуации [7].

Межпредметными текстами являются примеры (именно им отводится несущая роль), отбор которых осуществляется с помощью прагматического метода [3, 4] по следующим критериям: а) примеры должны иллюстрировать философские абстракции в практическом поле туриндустрии под углом зрения потребностей туриста, то есть в дисциплинарном поле с/к «Человек и его потребности»; б) примеры должны заставить работать философские понятия в потоке профессионального опыта представителя туриндустрии; в) примеры должны актуализировать наличный, уже имеющийся (в том числе туристический), опыт переживаний, устанавливая с этим опытом чувственно-эмоциональную связь. Кроме того, необходимо учитывать специфику современного студенчества, принадлежащему к сензитивному к визуальной культуре поколению Z, поэтому для наиболее мощного воздействия обращение к межпредметным «визуальным текстам» целесообразно [8].

В качестве (краткой) иллюстрации задействования межпредметных визуальных текстов взяты прагматически отобранные архитектурные сооружения (одно изображение и два культурных объекта «в шаговой доступности»), поскольку памятники архитектуры соответствуют всем обозначенным выше критериям в выборе примеров как эффективно воздействующих визуальных межпредметных текстов (они вещественно представлены, их можно познавать с помощью ресурсов конкретно-образного мышления, эти объекты «буквально переживаемы и познаваемы» здесь-и-сейчас во время посещения, таким образом, опыт конкретного восприятия работает как инструмент наращивания объёма изучаемых абстрактных философских понятий):

а) тема «Введение в философию» и тема с/к «Потребности человека. Иерархия потребностей. Производство турпродукта в обществе впечатлений».

В качестве связующего межпредметного визуального текста используется изображение гробницы римского императора Адриана в Риме, или Замок Святого Ангела (правый берег Тибра, 134 – 139 г. н.э.). В настоящее время это музей (внутри замка – Национальный музей с сокровищами католической церкви, библиотека, оружейную палата и Музей военной истории Рима). Подлинный смысл здания – это воплощение идеи Платона о философии – одного из наиболее глубоких определений философии: философия – это упражнение в смерти («жизнь философа есть упражнение в смерти» [9]). Смысл архитектурного сооружения – в работе этой идеи. Таким образом, в данном случае можно говорить о визуальном воплощении философии и возможности создания нетипичного турпродукта – «экзистенциальной/философской экскурсии», где требуются специфические компетенции в «производстве впечатлений» (не массовых, но элитарных, и  в то же время – универсальных, общечеловеческих) (УК-1,УК-5, ОПК-3,ОПК-4), когда Тибр превращается в Лету, отделяющую мир живых от мира мёртвых, где каждое движение по мосту, переход по внешним и внутреннему пандусам от яруса к ярусу – это перемещение по ту сторону смерти, то есть «упражнение в переходе в другой мир» – буквально  «упражнение в смерти». – Переживание (катарсис) смерти посредством архитектуры с возможностью возвращения в мир живых.

Гробница императора Адриана в Риме в качестве примера межпредметного визуального текста – яркий образчик работы философской идеи посредством памятника культуры, в полной мере активирующего онтологию человеческого бытия во всём многообразии его потребностей, что позволяет при должном понимании создавать многослойный (экскурсионный) туристический продукт;

б) тема «Социальная философия. Типы общества» и тема с/к «Потребности человека. Иерархия потребностей. Производство турпродукта в обществе впечатлений».

В качестве примера установления межпредметных связей выступает расположенная на территории ЦПКиО г. Екатеринбурга Детская железная дорога (во всей полноте её инфраструктуры) как социально-культурный объект, режимное функционирование которого пытаются перевести из общества индустриального типа в общество постиндустриальное (общество впечатлений), то есть поставлена задача перевода объекта на самоокупаемость. Сам культурный объект – один из ярких образчиков лучшего из индустриальной эпохи (СССР), в полной мере выполнявший свою задачу подготовки кадрового состава для РЖД и страны (воспитание профессионала, человека, гражданина). Вся наличная инфраструктура заточена под выполнение этой задачи.

Перед бакалаврами в рамках философии ставится открытый проблемный вопрос – «Почему не удаётся в полном объёме переформатировать данный объект в туристско-экскурсионный?», – ответ на который студенты получают уже в рамках с/к «Человек и его потребности» с выездом к самому объекту и рассмотрением его в более широком ландшафте советской парковой культуры (в том числе в сравнении с другими объектами в зоне ЦПКиО, которые уже в эпоху индустриального общества функционировали как объекты постиндустриальной эпохи, заточенной исключительно на производство впечатлений) [10];

в) темы «Философская антропология», «Философия культуры» и тема с/к «Потребности человека. Иерархия потребностей. Производство турпродукта в обществе впечатлений».

Объект для изучения – любой ТЦ (например, «Гринвич», г. Екатеринбург). ТЦ рассматривается как храм потребительской культуры, изучается специфика внутреннего пространства и «фасадной архитектуры», проводятся параллели с храмовыми церковными строениями [11]. Подробно рассматривается носитель религии потребления – человек массового общества, общества, со временем трансформирующегося в общество впечатлений. Подробно изучается основанная на онтологии массового человека культура потребления, специфика аксиологии востребованного турпродукта, а также режимы и технологии его производства и дифференциации: как создавать развивающий продукт, «улучшающий» человеческую природу (так, чтобы турпродукт активировал весь спектр иерархии потребностей, в том числе эстетических, гносеологических, экзистенциальных) [6].

Выводы

Таким образом, используемый в вузах в практике преподавания философии компетентностный подход и межпредметные визуальные тексты как методический приём реализации межпредметных связей позволяют: а) проанализировать подлежащие формированию компетенции в ходе изучения философии и дисциплины специального цикла; б) установить зоны пересечения формируемых знаний, умений и навыков; в) с помощью прагматического метода найти наиболее эффективные межпредметные (визуальные) тексты, позволяющие сформировать компетенции одновременно в дисциплинарном поле как «Философии», так и курса «Человек и его потребности».

Благодаря данной методике повышается эффективность преподавания философии бакалаврам направления подготовки Туризм: философия уже не воспринимается ими как отстранённый, слишком абстрактный предмет, но работает как инструмент в общем «ландшафте» задач, стоящих перед профессионалами туриндустрии. Кроме того, изучение соответствующих тем в рамках с/к «Человек и его потребности» становится продолженным обучением: базовые понятия в курсе философии уже освоены, это даёт возможность бакалаврам по направлению подготовки Туризм углубляться в детали практического применения понятий в сфере производства туристических услуг.


Библиографический список
  1. Малышенко К. М. Современные проблемы подготовки кадров для речного круизного туризма // Молодой ученый, 2011. № 9. С. 221 – 224.
  2. Трусова Н. М., Трусов А.Н. Образование в сфере туризма: проблемы и пути решения Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 33-2. С. 177 – 186.
  3. Джеймс У. Воля к вере. Москва: Республика, 1997. 431 с.
  4. Пирс Ч. С. Как сделать наши идеи ясными // Избранные философские произведения. Москва: Логос, 2000. С. 266 – 295.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм [Электронный ресурс].  URL: https://base.garant.ru/71708716/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения 15. 10. 2024).
  6. Пятилетова Л.В. Формирование навыков менеджмента потребностей и производства турпродукта у специалистов в области туризма: современные вызовы и ответы // Alma Mater, 2023. № 1. С. 85 – 90.
  7. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. Москва: Просвещение, 1981. 96 с.
  8. Глизбург В. И., Зыкова И. Ф. Визуализация как средство формирования метапредметных знаний // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология, 2016. № 3 (37). С. 65 – 73.
  9. Платон Пир. Москва: РИПОЛ классик, 2020. 314 с.
  10. Пятилетова Л.В. Использование интерактивных методов обучения при изучении спецкурса «Человек и его потребности» (на примере семинарского занятия «Дизайн потребностей в туризме: Свердловская детская железная дорога как туристический объект») // Тенденции развития науки и образования, 2023. № 99-1. С. 168 – 171.
  11. Ланкинен Ю.А. Торгово-развлекательные комплексы в социокультурном пространстве крупного города // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2009. №2 (42). С. 160 – 167.


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: