ОАО «Российские железные дороги» было учреждено 1 октября 2003 года на основании постановления Правительства РФ № 585 от 18 сентября 2003 года. Все акции компании находятся в собственности Российской Федерации. На 1 мая 2023 года уставный капитал организации составил 3 трлн. 212,18 млрд. рублей.
ОАО «РЖД» является одной из крупнейших транспортных компаний в мире, занимающейся грузовыми и пассажирскими перевозками по всей России. Компания активно участвует в реализации масштабных инфраструктурных проектов, включая строительство высокоскоростных магистралей и обновление действующих железнодорожных путей.
Согласно данным официального сайта РЖД, уставный капитал компании на 1 мая 2023 года был разделён на 2 млрд. 576 млн. 882 тыс. 181 обыкновенных акций, 150 млн. привилегированных акций, 250 млн. акций типа «А», 18,3 млн. акций типа «Б» и 217 млн. акций типа «В», номинальной стоимостью 1 тыс. рублей каждая.[1. Устав ОАО «РЖД»: Распоряжение Правительства РФ №1838 от 27.10.2021г. (в ред. от 14.04.2022г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://company.rzd.ru/ru/9353/page/105104?id=1792 ]
По итогам 2023 года холдинг РЖД продемонстрировал рост как в грузовых, так и в пассажирских перевозках, достигнув рекордного дохода в три триллиона рублей. Показатели ОАО «РЖД», включающие данные более чем 50 филиалов и представительств, во многом отражают состояние российской экономики и промышленности. Это связано с тесным взаимодействием компании с крупнейшими производителями товаров и продукции в стране.
Грузооборот на железнодорожной сети в 2023 году составил 3,3 триллиона тонно-километров.
На Восточном полигоне ОАО РЖД был зафиксирован исторический максимум по тарифному грузообороту. Перевозки контейнеров достигли рекордного уровня в 7,4 миллиона ДФЭ, что на 14,1% выше показателей 2022 года. Пассажирские перевозки также показали значительный рост: объем составил 136,3 миллиарда пассажиро-километров (+11,0% к 2022 году), а количество отправленных пассажиров достигло 1 199,6 миллиона человек (+5,7% к 2022 году).
Суммарные доходы ОАО «РЖД» за 2023 год составили 2 609,7 млрд. рублей, что выше уровня 2022 года на 16,4%.
Показатель Ebitda и чистая прибыль в 2023 году составили 736,9 млрд. рублей (+38,5% к 2022 году) и 118,3 млрд. рублей (+150,1% к 2022 году) соответственно.
ОАО «РЖД» подтвердило свою репутацию социально ориентированного работодателя, выполнив все обязательства по коллективному соглашению за отчетный период. Заработная плата сотрудников была повышена трижды, общий уровень индексации достиг 7,95%, включая корректировку за 2022 год. Также был увеличен минимальный размер оплаты труда. [Газета Коммерсантъ от 30.03.2024, стр. 1]
В 2023 году компания продолжила внедрение проектов, направленных на модернизацию локомотивного парка, увеличение пропускной способности и обеспечение безопасности железнодорожной инфраструктуры. Особое внимание уделялось реализации ключевых инфраструктурных инициатив в рамках государственных программ развития транспортной системы. Инвестиционная программа выполнена на сумму свыше 1,2 трлн. рублей, что стало максимальным объемом вложений в обновление и развитие основных фондов компании за всю ее историю.
ОАО «РЖД» полностью выполнило свои обязательства перед бюджетами всех уровней — федеральным, региональными и муниципальными, а также перед внебюджетными фондами, уплатив все налоги, сборы и страховые взносы за 2023 год.
По итогам 2023 года совокупные активы компании увеличились на 13,1% по сравнению с предыдущим годом, и достигли 8 991,6 млрд. рублей по состоянию на 31 декабря 2023 года.
За первые девять месяцев 2023 года объем перевозок грузов, включая все виды сообщений, вырос по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. [3]
Таблица 1. Объем грузоперевозок за период 2022-2023гг.
Перевезено за 9 мес. 2022 г., млн тонн | Перевезено за 9 мес. 2023 г., млн тонн |
2023 к 2022, % |
|
Всего перевезено |
1013,1 |
1031,4 |
101,8% |
Внутрироссийское |
612,8 |
618,0 |
100,8% |
Экспорт |
320,5 |
324,0 |
101,1% |
Импорт |
53,2 |
57,9 |
108,9% |
Транзит |
26,6 |
31,6 |
118,9% |
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о положительной динамике объема грузоперевозок за период 2022 -2023 года.[3]
Вместе с тем необходимо указать, что для укрепления финансового состояния организации требуется реализовать шаги, направленные на рост доходности активов, наращивание собственных средств и оптимизацию коэффициентов ликвидности. Исходя из Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года, «внедрения принципа «бери или плати», в том числе в отношении железнодорожных перевозок (в первую очередь для низкомаржинальных грузов), в целях недопущения создания избыточной, невостребованной инфраструктуры, а также обоснованного принятия решений при планировании использования существующей транспортной инфраструктуры, включая подвижной состав», это будет способствовать дальнейшему успешному развитию объема грузоперевозок [4]
Библиографический список
- Устав ОАО «РЖД»: Распоряжение Правительства РФ №1838 от 27.10.2021г. (в ред. от 14.04.2022г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://company.rzd.ru/ru/9353/page/105104?id=1792
- Газета Коммерсантъ от 30.03.2024, стр. 1.
- Справка Росстата «О промышленном производстве в 2023 году» (https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/10_31-01-2024.html).
- Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2024 N 4146-р Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года.