Бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и иных участников. Этот процесс – важный экономический инструмент, он осуществляется по определенным правилам [1].
Бюджетный процесс является сложным, всеобъемлющем и многофакторным процессом, который отражает взаимодействие различных видов государственной власти при работе над бюджетом. В настоящее время, в экономиках стран активно происходят качественные преобразования, которые обуславливают возникновение изменений в финансовом законодательстве, а также в рамках бюджетного процесса.
Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетный процесс – деятельность государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению, исполнению бюджетов и контролю за их исполнением.
Задачи бюджетного процесса:
1. Выявление материальных и финансовых резервов страны, региона или муниципального образования.
2. Расчет доходов и расходов бюджета.
3. Обеспечение сбалансированности бюджета.
4. Согласование бюджета с федеральными, региональными или местными социально-экономическими программами.
5. Бюджетное регулирование для перераспределения источников доходов между бюджетами разных уровней или хозяйственными отраслями.
На данный момент в России существуют следующие стадии бюджетного процесса:
- составление проектов бюджета;
- рассмотрение и утверждение бюджета;
- исполнение бюджета;
- формирование и утверждение отчетности об исполнении бюджета;
- мониторинг и контроль на всех тапах.
- составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.
Бюджетное планирование, исполнение бюджета и контроль за его исполнением должны базироваться на совокупности условий и правил, единых для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Такой подход является логичным для федеративного государства, когда органы исполнительной власти регионов и муниципальных образований самостоятельно отвечают за формирование и исполнение своих бюджетов, но в рамках имеющихся полномочий и действующего бюджетного законодательства. Тем самым обеспечивается сопоставимость бюджетных данных, и унифицируются процедуры планирования, формирования и использования бюджетных средств, а так же составления бюджетной отчетности.
Для обеспечения единого подхода к осуществлению всех этапов бюджетного процесса, Бюджетным кодексом РФ [3] предусмотрен ряд принципов бюджетной системы РФ. Постоянное исследование и трансформация принципов бюджетной системы РФ с учетом существующих реалий необходимы, т.к. «изучение природы бюджетного принципа и механизма его возникновения неизбежно приводит исследователя к бюджетной практике, которая является той основой и средой, из которой принципы возникают, из которой абстрагируются, получают законодательное оформление и уже в качестве норм бюджетного права на нее же воздействуют».
С учетом последних изменений законодательства РФ в области государственных финансов и неблагоприятной внешней конъюнктуры, особую актуальность в качестве основы бюджетного процесса, представляют принцип эффективности использования бюджетных средств и принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 34 БК РФ, «Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)» [3].
В соответствии со статьей 38 БК РФ, «Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования» [3].
Рассмотрим реализацию вышеуказанных принципов в бюджетном процессе Приморского края, используя информацию об исполнении бюджета региона по расходам.
В соответствии с законом Приморского края [4], «ведомственная структура расходов краевого бюджета является распределением бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Приморского края и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов, утверждается законом Приморского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период».
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств реализуется за счет того, что «целевые статьи расходов краевого бюджета формируются в соответствии с»:
- «государственными программами Приморского края»;
- «не включенными в государственные программы Приморского края направлениями деятельности органов государственной власти Приморского края, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов краевого бюджета» (непрограммных направлений деятельности);
- «расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств краевого бюджета» [4].
Каждому публичному нормативному обязательству Приморского края, межбюджетному трансферту, обособленному направлению деятельности органов государственной власти Приморского края присваиваются уникальные коды целевых статей расходов краевого бюджета.
Перечень и коды целевых статей в отношении расходов краевого18 бюджета, а так же «расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставляемых из краевого бюджета» [4] определяются в порядке, установленном Министерством финансов Приморского края.
Принцип эффективности использования бюджетных средств находит свое отражение в положениях законодательства Приморского края [4] о межбюджетных трансфертах, об оценке результативности госпрограмм, реализуемых на территории Приморского края.
Одним из направлений повышения эффективности использования бюджетных средств является программно-целевой подход к планированию и исполнению расходных обязательств.
Социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации зависит прежде всего от качества управления имеющимися финансовыми ресурсами, от активного и широкого внедрения в практику управления финансами современных методов бюджетного планирования. Здесь основным выступает инновационный метод, который направлен на эффективное использование в бюджетном планировании и прогнозировании программно-целевого метода.
Так же стоит отметить, что наиболее показательно принципы эффективности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств проявляются именно при реализации программно-целевого подхода в бюджетном планировании, что находит выражение в планировании расходов в разрезе госпрограмм Приморского края.
В таблице 1 представлены расходы бюджета Приморского края по государственным программам и непрограммным направлениям деятельности в 2024 году, в млн. рублей.
Направления деятельности
|
Исполнение, 2023 год |
Исполнение, 2024 год |
Процент исполнения от уточненного плана в 2024 году |
Государственные программы: |
|||
Патриотическое воспитание граждан |
268,27 |
352,58 |
99,9 |
Охрана окружающей среды |
2 115,87 |
2 530,60 |
92,1 |
Развитие туризма |
998,54 |
1 093,41 |
98,3 |
Лесное хозяйство |
1 563,8 |
2 239,02 |
98,9 |
Безопасный край |
993,01 |
1 363,57 |
99,4 |
Информационное общество |
3 292,30 |
4 466,64 |
99,9 |
Здравоохранение |
30 700,81 |
36 059,01 |
97,2 |
Образование |
43 427,59 |
47 079,52 |
97,4 |
Социальная поддержка населения |
31 205,34 |
31 768,94 |
99,2 |
Транспорт |
20 895,18 |
24 431,90 |
91,8 |
Доступное жилье, услуги ЖКХ |
24 622,13 |
29 645,98 |
92,5 |
Энергоэффективность |
4 290,92 |
2 682,68 |
89,6 |
Экономическое развитие |
12 809,90 |
15 753,41 |
99,8 |
Сельское хозяйство |
7 025,14 |
5 592,27 |
99,4 |
Рыбное хозяйство |
30,6 |
43,23 |
98,4 |
Физическая культура и спорт |
5 356,87 |
6 214,92 |
94,7 |
Содействие занятости населения |
2 406,70 |
1 788,67 |
99,3 |
Развитие культуры |
3 302,39 |
3 913,48 |
99,6 |
Защита от чрезвычайных ситуаций |
3 321,73 |
4 310,71 |
99,8 |
Современная городская среда |
2 347,07 |
3 183,05 |
98,5 |
Непрограммные направления деятельности |
17 695,19 |
12 481,08 |
96,4 |
Из представленных данных следует, что в планировании бюджетных показателей за рассматриваемый период бюджет Приморского края по расходам в 2023 – 2024 годах носит программный характер,
Принцип эффективности использования бюджетных средств будет находить выражение в показателях, характеризующих исполнение госпрограмм Приморского края.
Оценка эффективности реализации государственных программ в 2024 году осуществлялась в соответствии с методикой оценки эффективности.
В соответствии с данной методикой, эффективность реализации госпрограммы признается высокой, если показатель эффективности реализации составляет не менее 90%. Если показатель эффективности реализации составляет от 80% до 89%, то эффективность реализации госпрограммы признается средней.
По итогам 2024 года эффективность всех государственных программ была признана высокой и средней. Учитывая необходимость соблюдения требований Минфина РФ об укреплении устойчивости бюджетных фондов субъектов РФ за счет повышения эффективности бюджетных расходов и их целевого использования, в среднесрочной перспективе использование принципов эффективности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств приобретает особое значение.
Библиографический список
- Сайт Российской библиотеки научных журналов и статей Академии (РАН). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://naukarus.com/ (Дата обращения: 27.10.2024 г.).
- Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. – [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://budget.gov.ru/epbs/faces/page_home?_adf.ctrlstate= vl7et6sqw_131®ionId=45 (Дата обращения: 25.10.2024 г.)
- Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №31. – Ст. 3823 – Глава 21.
- О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае (с изменениями на: 21.07.2016): Закон Приморского края от 02 августа 2005 № 271-КЗ: [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: официал. сайт. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/494218436
- Сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ / АВ 2003г. Выпуск №14 Бюджетный процесс в развитых странах. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://duma.gov.ru/ (Дата обращения: 28.10.2024 г.).