ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГАДЖЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

Капустинская Анна Ивановна1, Яскевич Софья Максимовна1
1Белорусский государственный экономический университет, студентка 2 года обучения направления подготовки "Психолог. Преподаватель психологии"

Аннотация
Статья посвящена изучению проблемы зависимости от гаджетов, среди студентов, а также причины и последствия гаджет-зависимости.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Капустинская А.И., Яскевич С.М. Психологические аспекты гаджет-зависимости // Современные научные исследования и инновации. 2025. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2025/05/103293 (дата обращения: 19.05.2025).

Научный руководитель: Мисюк Марина Николаевна,
кандидат медицинских наук, доцент кафедры экономической социологии и психологии предпринимательской деятельности,
Белорусский государственный экономический университет

Постановка проблемы. С развитием технологий и повсеместным распространением мобильных устройств, компьютеров и других гаджетов, зависимость от них становится одной из актуальных социальных и психологических проблем современности. Основная проблема заключается в необходимости глубокого понимания природы гаджет зависимости и разработки методов, способствующих уменьшению ее от негативных последствий для общества.

Исследования и публикации. Исследование гаджет-зависимости стало предметом интереса для многих ученых, психологов и социологов. Одним из исследователей в этой области является Кимберли Янг со своей работой «Диагноз – интернет-зависимость». Особое внимание уделяется разрушительному влиянию на семью, работу и психическое здоровье. Автор призывают к созданию диагностических критериев, профилактических программ и повышению осведомленности общества о рисках. Кроме того, многие исследовательские группы и университеты по всему миру проводят исследования, посвященные гаджет-зависимости и ее влиянию на поведение и психическое состояние людей [1].

Целью данной статьи является изучение причин и последствий гаджет зависимости, а также разработать рекомендации для коррекции этого явления.

Изложение основного материала. В современном мире использование гаджетов в повседневной жизни стало общепринятой нормой. Почти у каждого человека есть возможность использовать девайсы в быту и у большинства день начинается и заканчивается с их использования. Для начала разберем основные понятие, которые будут фигурировать в нашей статье.

Л. М. Доддс определяет зависимость как компульсивно побуждаемую активность, характеризующуюся интенсивностью и неослабевающим упорством, относительной потерей автономии Эго. Само понятие было введено В. Миллером и М . Ландри. А Весмер же давал определение зависимости как любую систему или объект требующий от человека полного повиновения [3].

В современной психологии зависимость – представляет собой интенсивное, практически непреодолимое стремление к определенному человеку, объекту, явлению или деятельности. Такая зависимость может возникать как у мужчин, так и у женщин, независимо от их возраста. По своей сути, зависимости являются своего рода привычками – устойчивыми потребностями в повторении одних и тех же действий. Существует широкий спектр различных видов зависимостей, в том числе и поведенческая, которой мы уделим внимание. Поведенческая зависимость представляет собой состояние, при котором человек не может сопротивляться выполнению определенных действий, способных дать мгновенное чувство удовлетворения, но в конечном итоге приводящих к негативным последствиям в будущем. Одним из примеров такой зависимости является гаджет-зависимость. Гаджет-зависимость сопровождается чрезмерным использованием девайсов для различных целей для получения удовольствия, облегчения или уменьшения дискомфорта. Основными признаками является: неспособность контролировать время и объем использования интернета, нарушение психического и физического здоровья [6].

Причины возникновения гаджет-зависимости связаны с сочетанием психологических, социальных и технологических факторов. Вот основные из них:

1. Доступность и удобство гаджетов

- Современные устройства всегда под рукой, что делает их использование простым и привычным.

- Постоянное подключение к интернету позволяет мгновенно получать информацию, общаться и развлекаться.

2. Психологические механизмы

- Дофаминовый эффект: Получение лайков, сообщений или достижений в играх вызывает выброс дофамина – гормона удовольствия. Это создает ощущение награды, которое хочется повторять.

- Эскапизм: Гаджеты помогают отвлечься от стресса, скуки или проблем реальной жизни, создавая иллюзию комфорта и безопасности.

3. Социальные факторы

- Давление общества: Активное использование гаджетов стало социальной нормой. Люди боятся “выпасть” из информационного потока или пропустить важные события.

- Потребность в одобрении: Социальные сети создают условия для постоянного сравнения себя с другими и стремления получить одобрение через лайки и комментарии.

- Одиночество: Для многих гаджеты становятся способом компенсировать недостаток реального общения и эмоциональной поддержки.

4. Особенности работы технологий

- Приложения и платформы разрабатываются с учетом принципов поведенческой психологии, чтобы максимально удерживать внимание пользователя.

- Бесконечная лента новостей, уведомления и персонализированный контент делают использование гаджетов чрезвычайно захватывающим.

5. Особенности личности

- Люди с тревожностью или склонностью к прокрастинации более подвержены гаджет-зависимости.

- Подростки и молодежь, находящиеся в процессе формирования личности, особенно уязвимы из-за стремления к самоутверждению и поиску своего места в обществе.

6. Отсутствие альтернатив

- В условиях ограниченного доступа к другим формам досуга (спорт, творчество, живое общение) гаджеты становятся основным источником развлечений и эмоциональной разгрузки [2].

Выделяют пять стадий развития аддикции. На первой стадии человек переживает сильный эмоциональный подъем, вызванный рискованным, азартным поведением или воздействием химических веществ. На второй стадии человек начинает обращаться к объекту зависимости в ситуациях стресса или фрустрации. В это время межличностные отношения постепенно теряют свою значимость, а внутренний дискомфорт усиливается, что еще больше подталкивает к аддиктивному поведению.  На третьей стадии аддиктивное поведение становится автоматической реакцией на жизненные трудности, а потребности, связанные с зависимостью, начинают доминировать в мотивационной сфере личности. Человек перестает реагировать на критику своего поведения и игнорирует проблемы близких людей.  Четвертая стадия характеризуется полным отчуждением аддикта от общества и его прежней личности. Окружающие воспринимают его как «потерянного» человека, а сам он теряет даже способность манипулировать другими.  Пятая стадия становится катастрофой: разрушается не только психика, но и физическое здоровье. Происходит истощение всех жизненных ресурсов. Подобный исход наблюдается и при нехимических зависимостях – из-за глубокого духовного опустошения и хронического стресса, который приводит к серьезным сердечно-сосудистым заболеваниям [4].

Информационная перегрузка. Постоянное блуждание по интернету, просмотр видео и общение в сети вызывают умственное переутомление. Это приводит к снижению когнитивных способностей, ухудшению памяти и способности концентрироваться.

Компульсивное поведение в сети. Риск навязчивых действий в интернете значительно возрастает: это могут быть неконтролируемые онлайн-покупки или участие в азартных играх. Ребенок может потратить все свои сбережения, а взрослый – оказаться в долгах.

Трудности в отношениях. Виртуальные друзья и партнеры начинают занимать более важное место, чем реальные люди. У подростка ухудшаются отношения с одноклассниками, он чувствует себя изолированным. Это усиливает номофобию: комфортно ему становится только в виртуальном пространстве.

Нарушения сна. Перегруженный мозг не может расслабиться, что нарушает выработку мелатонина – гормона, отвечающего за сон. Человек с трудом засыпает, часто просыпается ночью, а утром чувствует себя уставшим и разбитым[5].

Также нами проведено исследование гаджет-зависимости с использованием опросника фаббинг-зависимости (В. Чотпитайсунонд, К. Дуглас) ) по выявлению гаджет-зависимости у студентов 2-го года обучения направления Психологии и Социологии. В результате опроса были получены следующие данные (таблица 1.).

Таблица 1. –Показывает результаты опроса студентов на фаббинг-зависимость.

Студент Баллы Студент Баллы
1 19 19 29
2 28 20 41
3 34 21 18
4 29 22 22
5 33 23 27
6 24 24 14
7 35 25 23
8 24 26 25
9 31 27 20
10 33 28 31
11 30 29 16
12 29 30 28
13 31 31 30
14 28 32 28
15 35 33 21
16 24 34 49
17 27 35 33
18 15 36 24

1-15: отличный

16-30: нормальный

31-50: неудовлетворительный

Таблица 2. Показывает результат исследования, количество испытуемых и процентный показатель по результатам опроса.

Результат

Количество

Процентный показатель, %

Отличный

2

5,5

Нормальный

23

63,9

Неудовлетворительный

11

30,6

Результаты свидетельствуют о средней выраженной зависимости студентов от гаджетов.

В общем, результаты показывают, что хотя большинство участников имеют нормальное отношение к гаджетам, наличие 30.6% людей с неудовлетворительным уровнем применения технологий является серьезным сигналом о необходимости внимательного подхода к вопросу зависимости от гаджетов. Необходимо развивать программы и инициативы, ориентированные на повышение осведомленности о проблемах, связанных с чрезмерным использованием технологий, и способствовать формированию здорового отношения к ним.

Выводы.

Гаджет-зависимость является серьезной социальной и психологической проблемой, требующей комплексного подхода, включая образовательные инициативы и поддержку здоровых альтернатив досуга. В целом, исследование подтверждает актуальность проблемы гаджет-зависимости и важность поиска путей ее коррекции для сохранения психического и физического здоровья молодежи.


Библиографический список
  1. Брюн, Е.А. Практическая психология зависимости. / Е.А. Брюн, А.В. Цветков – М.: Наука, 2014. – 324 c.
  2. Бухановский, А.О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика / А.О. Бухановский – Ростов-на-Дону. – 2002. – 60 с.
  3. Даулинга, С.М. Психология и лечение зависимого поведения / С.М. Даулинга – Независимая фирма «Класс» – 2000. – 240 с.
  4. Старшенбаум, Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей / Г.В. Старшенбаум – Москва. – 2006. – 288 с.
  5. РОСА– [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://мцпз.рф/articles/zavisimosti/.  – Дата доступа: 12.04.2006
  6. PSYCHOLOGIES – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.psychologies.ru/articles/zavisimost-ot-gadjetov-kak-ona-voznikaet-i-tak-li-strashna/.  – Дата доступа: 12.04.2006


Все статьи автора «Яскевич Софья Максимовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: