Научный руководитель: Мисюк Марина Николаевна,
кандидат медицинских наук, доцент кафедры экономической социологии и психологии предпринимательской деятельности,
Белорусский государственный экономический университет
Постановка проблемы. С развитием технологий и повсеместным распространением мобильных устройств, компьютеров и других гаджетов, зависимость от них становится одной из актуальных социальных и психологических проблем современности. Основная проблема заключается в необходимости глубокого понимания природы гаджет зависимости и разработки методов, способствующих уменьшению ее от негативных последствий для общества.
Исследования и публикации. Исследование гаджет-зависимости стало предметом интереса для многих ученых, психологов и социологов. Одним из исследователей в этой области является Кимберли Янг со своей работой «Диагноз – интернет-зависимость». Особое внимание уделяется разрушительному влиянию на семью, работу и психическое здоровье. Автор призывают к созданию диагностических критериев, профилактических программ и повышению осведомленности общества о рисках. Кроме того, многие исследовательские группы и университеты по всему миру проводят исследования, посвященные гаджет-зависимости и ее влиянию на поведение и психическое состояние людей [1].
Целью данной статьи является изучение причин и последствий гаджет зависимости, а также разработать рекомендации для коррекции этого явления.
Изложение основного материала. В современном мире использование гаджетов в повседневной жизни стало общепринятой нормой. Почти у каждого человека есть возможность использовать девайсы в быту и у большинства день начинается и заканчивается с их использования. Для начала разберем основные понятие, которые будут фигурировать в нашей статье.
Л. М. Доддс определяет зависимость как компульсивно побуждаемую активность, характеризующуюся интенсивностью и неослабевающим упорством, относительной потерей автономии Эго. Само понятие было введено В. Миллером и М . Ландри. А Весмер же давал определение зависимости как любую систему или объект требующий от человека полного повиновения [3].
В современной психологии зависимость – представляет собой интенсивное, практически непреодолимое стремление к определенному человеку, объекту, явлению или деятельности. Такая зависимость может возникать как у мужчин, так и у женщин, независимо от их возраста. По своей сути, зависимости являются своего рода привычками – устойчивыми потребностями в повторении одних и тех же действий. Существует широкий спектр различных видов зависимостей, в том числе и поведенческая, которой мы уделим внимание. Поведенческая зависимость представляет собой состояние, при котором человек не может сопротивляться выполнению определенных действий, способных дать мгновенное чувство удовлетворения, но в конечном итоге приводящих к негативным последствиям в будущем. Одним из примеров такой зависимости является гаджет-зависимость. Гаджет-зависимость сопровождается чрезмерным использованием девайсов для различных целей для получения удовольствия, облегчения или уменьшения дискомфорта. Основными признаками является: неспособность контролировать время и объем использования интернета, нарушение психического и физического здоровья [6].
Причины возникновения гаджет-зависимости связаны с сочетанием психологических, социальных и технологических факторов. Вот основные из них:
1. Доступность и удобство гаджетов
- Современные устройства всегда под рукой, что делает их использование простым и привычным.
- Постоянное подключение к интернету позволяет мгновенно получать информацию, общаться и развлекаться.
2. Психологические механизмы
- Дофаминовый эффект: Получение лайков, сообщений или достижений в играх вызывает выброс дофамина – гормона удовольствия. Это создает ощущение награды, которое хочется повторять.
- Эскапизм: Гаджеты помогают отвлечься от стресса, скуки или проблем реальной жизни, создавая иллюзию комфорта и безопасности.
3. Социальные факторы
- Давление общества: Активное использование гаджетов стало социальной нормой. Люди боятся “выпасть” из информационного потока или пропустить важные события.
- Потребность в одобрении: Социальные сети создают условия для постоянного сравнения себя с другими и стремления получить одобрение через лайки и комментарии.
- Одиночество: Для многих гаджеты становятся способом компенсировать недостаток реального общения и эмоциональной поддержки.
4. Особенности работы технологий
- Приложения и платформы разрабатываются с учетом принципов поведенческой психологии, чтобы максимально удерживать внимание пользователя.
- Бесконечная лента новостей, уведомления и персонализированный контент делают использование гаджетов чрезвычайно захватывающим.
5. Особенности личности
- Люди с тревожностью или склонностью к прокрастинации более подвержены гаджет-зависимости.
- Подростки и молодежь, находящиеся в процессе формирования личности, особенно уязвимы из-за стремления к самоутверждению и поиску своего места в обществе.
6. Отсутствие альтернатив
- В условиях ограниченного доступа к другим формам досуга (спорт, творчество, живое общение) гаджеты становятся основным источником развлечений и эмоциональной разгрузки [2].
Выделяют пять стадий развития аддикции. На первой стадии человек переживает сильный эмоциональный подъем, вызванный рискованным, азартным поведением или воздействием химических веществ. На второй стадии человек начинает обращаться к объекту зависимости в ситуациях стресса или фрустрации. В это время межличностные отношения постепенно теряют свою значимость, а внутренний дискомфорт усиливается, что еще больше подталкивает к аддиктивному поведению. На третьей стадии аддиктивное поведение становится автоматической реакцией на жизненные трудности, а потребности, связанные с зависимостью, начинают доминировать в мотивационной сфере личности. Человек перестает реагировать на критику своего поведения и игнорирует проблемы близких людей. Четвертая стадия характеризуется полным отчуждением аддикта от общества и его прежней личности. Окружающие воспринимают его как «потерянного» человека, а сам он теряет даже способность манипулировать другими. Пятая стадия становится катастрофой: разрушается не только психика, но и физическое здоровье. Происходит истощение всех жизненных ресурсов. Подобный исход наблюдается и при нехимических зависимостях – из-за глубокого духовного опустошения и хронического стресса, который приводит к серьезным сердечно-сосудистым заболеваниям [4].
Информационная перегрузка. Постоянное блуждание по интернету, просмотр видео и общение в сети вызывают умственное переутомление. Это приводит к снижению когнитивных способностей, ухудшению памяти и способности концентрироваться.
Компульсивное поведение в сети. Риск навязчивых действий в интернете значительно возрастает: это могут быть неконтролируемые онлайн-покупки или участие в азартных играх. Ребенок может потратить все свои сбережения, а взрослый – оказаться в долгах.
Трудности в отношениях. Виртуальные друзья и партнеры начинают занимать более важное место, чем реальные люди. У подростка ухудшаются отношения с одноклассниками, он чувствует себя изолированным. Это усиливает номофобию: комфортно ему становится только в виртуальном пространстве.
Нарушения сна. Перегруженный мозг не может расслабиться, что нарушает выработку мелатонина – гормона, отвечающего за сон. Человек с трудом засыпает, часто просыпается ночью, а утром чувствует себя уставшим и разбитым[5].
Также нами проведено исследование гаджет-зависимости с использованием опросника фаббинг-зависимости (В. Чотпитайсунонд, К. Дуглас) ) по выявлению гаджет-зависимости у студентов 2-го года обучения направления Психологии и Социологии. В результате опроса были получены следующие данные (таблица 1.).
Таблица 1. –Показывает результаты опроса студентов на фаббинг-зависимость.
Студент | Баллы | Студент | Баллы |
1 | 19 | 19 | 29 |
2 | 28 | 20 | 41 |
3 | 34 | 21 | 18 |
4 | 29 | 22 | 22 |
5 | 33 | 23 | 27 |
6 | 24 | 24 | 14 |
7 | 35 | 25 | 23 |
8 | 24 | 26 | 25 |
9 | 31 | 27 | 20 |
10 | 33 | 28 | 31 |
11 | 30 | 29 | 16 |
12 | 29 | 30 | 28 |
13 | 31 | 31 | 30 |
14 | 28 | 32 | 28 |
15 | 35 | 33 | 21 |
16 | 24 | 34 | 49 |
17 | 27 | 35 | 33 |
18 | 15 | 36 | 24 |
1-15: отличный
16-30: нормальный
31-50: неудовлетворительный
Таблица 2. Показывает результат исследования, количество испытуемых и процентный показатель по результатам опроса.
Результат |
Количество |
Процентный показатель, % |
Отличный |
2 |
5,5 |
Нормальный |
23 |
63,9 |
Неудовлетворительный |
11 |
30,6 |
Результаты свидетельствуют о средней выраженной зависимости студентов от гаджетов.
В общем, результаты показывают, что хотя большинство участников имеют нормальное отношение к гаджетам, наличие 30.6% людей с неудовлетворительным уровнем применения технологий является серьезным сигналом о необходимости внимательного подхода к вопросу зависимости от гаджетов. Необходимо развивать программы и инициативы, ориентированные на повышение осведомленности о проблемах, связанных с чрезмерным использованием технологий, и способствовать формированию здорового отношения к ним.
Выводы.
Гаджет-зависимость является серьезной социальной и психологической проблемой, требующей комплексного подхода, включая образовательные инициативы и поддержку здоровых альтернатив досуга. В целом, исследование подтверждает актуальность проблемы гаджет-зависимости и важность поиска путей ее коррекции для сохранения психического и физического здоровья молодежи.
Библиографический список
- Брюн, Е.А. Практическая психология зависимости. / Е.А. Брюн, А.В. Цветков – М.: Наука, 2014. – 324 c.
- Бухановский, А.О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика / А.О. Бухановский – Ростов-на-Дону. – 2002. – 60 с.
- Даулинга, С.М. Психология и лечение зависимого поведения / С.М. Даулинга – Независимая фирма «Класс» – 2000. – 240 с.
- Старшенбаум, Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей / Г.В. Старшенбаум – Москва. – 2006. – 288 с.
- РОСА– [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://мцпз.рф/articles/zavisimosti/. – Дата доступа: 12.04.2006
- PSYCHOLOGIES – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.psychologies.ru/articles/zavisimost-ot-gadjetov-kak-ona-voznikaet-i-tak-li-strashna/. – Дата доступа: 12.04.2006