В соответствии с требованиями ФГОС ООО развитие метапредметных навыков учащихся среднего звена является одной из первоочередных задач школы. В свою очередь на качество развития метапредметных навыков оказывает существенное влияние то, с помощью каких педагогических технологий и инструментов осуществляется данный образовательный процесс. Ключевым объектом оценки метапредметных результатов служит степень развития критического мышления, коммуникационных и относящихся к переработке информации навыков. Ключевое содержание оценки метапредметных навыков на ступени основного общего образования базируются на оценке степени сформированности действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний и их применение обучающимися.
Критерии оценки основываются на перечне метапредметных результатов, сформированных во ФГОС СОО. Основой данного оценивания являются уровневый и системно-деятельностный подходы. В концепции уровнего подхода выделяют три уровня – низкий, средний, высокий. Формирование метапредметных умений осуществляется постепенно, поэтому важно предположить, что все метапредметные результаты могут быть оценены на разных уровнях.
Так как метапредметные навыки – это усвоенные способы деятельности, то их оценивание предполагает в основе системно-деятельностный подход. Через призму данного подхода степень развития метапредметных навыков определяется как способность к решению учебно-практических и познавательных задач. Вследствие этого параллельно с письменными контрольными работами применялся еще один метод оценивания – педагогическое наблюдение.
Как уже упомянуто ранее, ключевыми субъектами процесса развития метапредметных навыков являются ученики и учителя. Следовательно, своевременное получение объективной информации о степени знакомства учителей с методикой командного преподавания и результатах в ходе ее применения на своих уроках позволяет вносить необходимые коррективы в процесс развития метапредметных навыков учащихся 7-9 классов на уроках математики, и, как следствие, влиять на качество результатов – уровень сформированности метапредметных умений у ученика.
Таким образом, я бы выделила ключевые методы, позволяющие определить уровень развития матемапредметных навыков, а именно, опросные методы, такие как анкетирование и фокус-групповое интервью с целью получения обратной связи от заинтересованных сторон.
На начальном этапе исследования важно использование письменного опроса сетевого формата, т.к. с его помощью возможно выявить некие усредненные тенденции, оценить разброс мнений учителей о методике командного преподавания, определить сильные ориентиры и проблемные области для большей части преподавательского состава образовательной организации.
Форму устного опроса в рамках оценки уровня развития метапредметных навыков учащихся 7-9 классов на уроках математики более рационально выделить групповое интервью, потому как персональное интервьюирование и личные беседы занимают значительную часть времени и поэтому могут быть заменены опросом в письменной форме.
В ходе фокус-группового интервью необходимо сохранять свою независимую точку зрения и в то же время и представлять позиции заинтересованных сторон образовательного процесса, не принимающих участие в обсуждении.
Таким образом, рассмотренные методы оценки развития метапредметных навыков учащихся на уроках математики позволяют своевременно выявлять проблемные области и принимать необходимые решения для их совершенствования.
Наиболее эффективным методом мониторинга знакомства учителей с такой методикой, как командное преподавание выделяем анкетирование, предъявляемое в сетевом формате, а именно в виде анкеты Google-формы.
Рассмотрим подробнее специфические особенности данного диагностического инструментария.
Во-первых, анкетный опрос отличается высокой степенью формализации. Обуславливается это письменной формой речевого общения исследователя с респондентом. Заранее при разработке анкеты строго определены последовательность и формулировка вопросов, что не дает возможности по ходу опроса изменить их содержание и порядок.
Вторая характерная черта анкетирования – его анонимность, возможность выразить искреннюю позицию не опасаясь последствий. Практически все анкетные опросы, проводимые с научно-исследовательскими целями, безымянны.
Третья специфическая черта анкетирования – это определенная свобода респондента: возможность самому выбрать темп анализа и заполнения анкеты. Вместе с этим в ходе заполнения анкеты фигурируют еще две особенности. Первая из них заключается в возможности респондента ознакомления сразу со всей совокупностью предлагаемых вопросов, что может повлечь выработку у него целостной установки на опрос. Второй особенностью является возможность респондента отвечать не по порядку, предусмотренному анкетой, а в любой удобной для него последовательности, что позволяет вернуться к предыдущим ответам и сознательно согласовать с ними последующие ответы.
Ключевой специфической чертой анкетного опроса является высокий уровень требований к качеству опросника, что обуславливает организацию серьезной предварительной работы по разработке анкеты.
Заключительная особенность заключается именно в удобстве разработки и проведения опроса в формате Google-формы. Для исследователя удобство заключается в автоматическом конструировании анкеты и удобных возможностях хранения и обработки собранных данных. Для респондента это, прежде всего доступность и мобильность участия в данном опросе.
Таким образом, учитывая специфические особенности диагностического инструментария, можно компетентно оценить развитие метапредметных навыков учащихся через командное преподавание.