Транспортное законодательство Российской Федерации регулирует отношения, возникающие в рамках договора воздушной перевозки, особым образом. Такая перевозка осуществляется на основании договора, заключаемого между перевозчиком и контрагентом, и представляет из себя услугу. Признаки договора перевозки распространяются также на сферу воздушных перевозок. Обособленность воздушных перевозок от иных видов обусловлена особенностями транспорта, задействованного с целью осуществления такой перевозки.
Очевидно, что нормы публичного права преобладают в воздушном законодательстве Российской Федерации. Данный факт может объясняться не только тем, что федеральный транспорт и пути сообщения находятся в ведении Российской Федерации, но и так называемым «наследием» советского права и политического строя тех времен. Тем не менее, такое законодательство содержит нормы частного права, например осуществление перевозки на основании договора. Так, договор воздушной перевозки, как правило, предполагает эквивалентно-возмездный характер и является взаимным волеизъявлением субъектов заключить сделку.
Общее понятие для всех видов перевозок содержится в статье 784 ГК РФ. Согласно смыслу указанной статьи перевозка представляет собой действия по перемещению грузов, пассажиров и багажа с помощью использования транспортных средств [2].
Договор перевозки воздушным транспортом относится к публичным договорам. Согласно п. 1 ст. 426 и ст. 789 ГК РФ перевозка пассажиров воздушным транспортом гражданской авиации признается перевозкой транспортом общего пользования, поскольку по своему характеру она должна осуществляться по желанию любого лица. Это означает, что авиакомпания –перевозчик, который не вправе отказывать какому-либо лицу, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами [10].
Договор воздушной перевозки подразумевает под собой соглашение на произведение деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей, полезный эффект которой оплачивается ее получателем [7].
Из ч. 1 ст. 103 ВК РФ вытекает, что договор воздушной перевозки классифицируется по объекту перевозки: договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки багажа, договор воздушной перевозки груза, договор воздушной перевозки почты. Каждый из указанных договоров специфичен и выделен в Воздушном кодексе Российской Федерации [1], а также ФАП [3]. Одновременно он сочетает в себе императивные нормы, направленные, например, на регулирование порядка заключения, изменения и расторжения договора, и диспозитивные. При этом договор является двусторонним, возмездным и консенсуальным (если говорить о перевозке пассажиров) или реальным (если говорить о перевозке грузов, багажа).
Следует рассмотреть подробнее правовую природу отдельных видов договоров воздушной перевозки, для устранения определенных трудностей при выстраивании их точной классификации.
1. Договор воздушной перевозки пассажиров.
Договор воздушной перевозки пассажира представляет собой соглашение, в рамках которого перевозчик берет на себя обязательство транспортировать пассажира на воздушном судне до указанного в билете пункта назначения, при этом предоставляя ему место на борту.
Сторонами данного соглашения являются пассажир и перевозчик. Пассажиром воздушного судна считается физическое лицо, которое заключает договор воздушной перевозки (ч. 2 ст. 100 ВК РФ) [1]. Перевозчиком, в свою очередь, является оператор, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров (ч. 1 ст. 100 ВК РФ) [1].
Перевозчик обязуется: осуществить перевозку пассажира в соответствии с оговорённым порядком; предоставить пассажиру отдельное место в воздушном судне; обеспечить комфортные условия перелёта; осуществить перевозку пассажира в установленные сроки; информировать пассажира о всех изменениях, связанных с перелётом; обеспечить безопасность перелёта; соблюдать правила законодательства, связанные с заключением договора; понести ответственность в случае несоответствия исполнения обязательств заявленным в договоре условиям.
Пассажир обязуется: предоставить перевозчику документацию, связанную с осуществлением авиаперевозки; соблюдать правила законодательства, связанные с заключением договора; понести ответственность в случае несоответствия исполнения обязательств заявленным в договоре условиям.
Исполнение договора воздушной перевозки пассажиров заключается в том, что перевозчик осуществляет транспортировку пассажира до указанного в билете пункта назначения, предоставляя ему место на борту самолета, выполняющего рейс.
Пассажир обязан оплатить стоимость воздушной перевозки, а если у него есть багаж, превышающий допустимые нормы бесплатного провоза, то также и стоимость за его транспортировку. Документом, подтверждающим факт оплаты, служит платёжный документ, удостоверяющий совершение оплаты за услугу перевозки. Договор воздушной перевозки считается заключенным с момента полной и своевременной оплаты.
Говоря об ответственности сторон, интересным представляется отметить, что, нормы права, регулирующие ответственность перевозчика, представляют из себя перечень нарушений, за которые перевозчик несет гражданско-правовую ответственность, но размер этой ответственности в рамках воздушного кодекса определен исключительно за утрату, недостачу или повреждение багажа, ручной клади или груза. При этом представляется интересным, что ответственность перевозчика носит ограничительный характер: перевозчиком возмещается либо реальный ущерб, либо с него взыскивается неустойка как за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, например, по договору воздушной перевозки груза [8].
Отдельно следует выделить такую форму договора воздушной перевозки, как электронный билет. Заключение пассажиром договора в такой форме порождает составное обязательство. Пассажир сначала заключает договор, оплачивает услугу и только потом пассажир при регистрации предъявляет паспорт, что можно назвать конклюдентным действием, которое подтверждает заключение договора [5]. Однако, В.Р. Авхадеев придерживается иной точки зрения и приходит к выводу о том, что сам по себе договор не может являться составным обязательством, поскольку указанный договор не может порождать возникновение дополнительных прав и обязанностей, способствующих основным целям заключения договора, а непосредственная регистрация пассажира является исключительно юридическим фактом, подтверждающим право, и указывает на предшествующее заключение договора [4].
В процессе выполнения договора не редки юридические споры, которые могут возникнуть, например, из-за неправильного понимания условий соглашения. Это часто происходит, когда пассажир покупает билет на сайте авиаперевозчика и соглашается с условиями, не ознакомившись с ними заранее.
Темой юридических споров также является устаревшая ответственность перевозчика. К примеру, в ситуации отказа в посадке на рейс из-за овербукинга авиакомпании не несут ответственности, несмотря на то что по вине перевозчика пассажир не смог пройти на рейс. Овербукинг представляет собой ситуацию, когда на рейс приходит больше людей, чем имеется мест на борту самолета. Некоторые авиакомпании намеренно продают больше билетов, чем предусмотрено, чтобы обеспечить максимальную заполненность и предотвратить убытки от неявок, что может привести к тому, что пассажиров окажется больше, чем мест.
Наиболее распространенными случаями являются неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств со стороны перевозчика: случаи, когда пассажир получает вред здоровью в результате авиакатастрофы, утрата или повреждение его багажа, а также задержка доставки пассажира в пункт назначения по вине перевозчика.
2. Договор воздушной перевозки багажа.
Договор воздушной перевозки багажа представляет собой соглашение, в соответствии с которым перевозчик обязуется доставить багаж пассажира в указанный пункт назначения и передать его либо напрямую пассажиру, либо лицу, уполномоченному на его получение.
Стороны, участвующие в данном договоре, — это перевозчик и пассажир.
Перевозчик — это компания или индивидуальный предприниматель, осуществляющий воздушные перевозки багажа и обладающий лицензией на соответствующую деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Пассажир — это исключительно физическое лицо, перевозка багажа которого осуществляется с использованием воздушного транспорта на основе договора перевозки.
Обязанности перевозчика: перевезти багаж в пункт назначения на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете; доставить багаж в пункт назначения и выдать его пассажиру или уполномоченному на получение багажа лицу; принять все зависящие от него меры, чтобы перевезти багаж в разумные сроки.
Обязанности пассажира: оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа, оплатить провоз этого багажа; в случае повреждения (порчи) багажа при международных воздушных перевозках заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через семь дней со дня получения багажа и не позднее чем через четырнадцать дней со дня получения груза.
Исполнение договора воздушной перевозки багажа заключается в том, что перевозчик берет на себя обязательство доставить багаж к назначенному месту и передать его либо пассажиру, либо лицу, которому пассажир доверил его получение.
Данное соглашение подтверждается билетом и багажной квитанцией в случае, если пассажир перевозит свой багаж. Багаж должен быть зарегистрирован до указанного в билете пункта назначения. Ручную кладь пассажиры доставляют на борт самолета самостоятельно.
После регистрации пассажиров и оформления багажа ответственность за сохранность зарегистрированного багажа переходит к перевозчику. Перевозка багажа между местом его обработки и воздушным судном, а также погрузка на самолет в аэропорту отправления, выгрузка в аэропорту назначения и доставка к месту выдачи осуществляются персоналом аэропортов, а в случаях, когда это невозможно, — силами авиационной компании.
Юридические споры при наличии договора воздушной перевозки багажа могут возникать из-за утраты или повреждения багажа. Если при передаче багажа перевозчику пассажиром была объявлена ценность, то в случае утраты или порчи багажа перевозчиком компенсируется соответствующая объявленная стоимость. Если же в процессе перевозки утерян, испорчен или выдан не в полном объёме багаж, принятый к перевозке без объявленной ценности, то пассажир имеет право на компенсацию в размере стоимости багажа, но с учётом установленных законом и международными актами ограничений.
Нередко происходит и задержка доставки багажа, что причиняет ущерб пассажиру, в связи с чем последний может потребовать от авиаперевозчика возмещения убытков и уплату штрафа (неустойки).
3. Договор воздушной перевозки почты.
Договор воздушной перевозки почты — это соглашение между грузоотправителем и перевозчиком, по которому перевозчик обязуется доставить вверенную ему почту в пункт назначения и выдать её грузополучателю, а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку почты [6].
В качестве сторон в рамках заключаемого соглашения выступают:
Грузоотправитель – лицо, вверяющее другому лицу определенный груз, который впоследствии будет перевезен в определенную договором точку прибытия.
Перевозчик – лицо, которое принимает какой-либо груз и осуществляет его перевозку посредством воздушной транспортировки.
Обязательства перевозчика по договору воздушной перевозки почты: организовать предварительное выделение гарантированных лимитов почтовой загрузки на авиарейсах; оперативно корректировать лимиты в случае отмены или переноса рейса, уменьшения предельной коммерческой загрузки ВС или возврата почты с ВС по указаниям командира ВС; организовать приём почты уполномоченным представителем не позднее, чем за 6 часов до вылета ВС; обеспечить своевременную проверку принятой почты службой авиационной безопасности аэропорта; обеспечить своевременную доставку и погрузку почты на борт ВС; организовать оформление всех необходимых документов на перевозку почты в соответствии с действующим законодательством РФ; обеспечить наземное обслуживание почты в аэропортах места приёма и места доставки; обеспечить перевозку почты ВС и её транспортировку от ВС до места доставки; обеспечить сдачу почты в месте доставки уполномоченному представителю заказчика не позднее 3 часов с момента прилета ВС.
Обязательства грузоотправителя по договору воздушной перевозки почты: оформлять и передавать уполномоченному представителю перевозчика все необходимые для организации перевозки почты сопроводительные документы; заявлять исполнителю для отправки фактический объём почты не менее чем за 10 часов до вылета ВС по расписанию; передать почту, скомплектованную по рейсам, уполномоченному представителю перевозчика не позднее, чем за 6 часов до вылета ВС.
Заключение договора подтверждается почтовой накладной. Также возможна его регистрация в электронном формате, с размещением сведений об условиях договора в автоматизированной системе оформления воздушных перевозок.
Договор начинает действовать с момента подписания почтовой накладной обеими сторонами и будет актуален до полного выполнения всеми сторонами своих обязательств.
Если применяется электронный транспортный документ для пересылки почты, перевозчик обязан по запросу грузоотправителя предоставить квитанцию на перевозку почты. Эта квитанция должна содержать данные, позволяющие идентифицировать почту, а также информацию из электронного перевозочного документа.
Таким образом, договор воздушной перевозки представляет собой общее наименование ряда договоров, описанных в статье 103 Воздушного кодекса Российской Федерации [1]. Иными словами, это договор, целью которого является предоставление услуг по перевозке пассажиров, багажа или грузов (почты) в определенное место назначения.
Когда речь идет о перевозке груза, такой договор носит реальный характер, подразумевающий под собой то, что перевозчик берет на себя обязательства по доставке груза, переданного ему отправителем, в заранее согласованный пункт назначения. Договор на перевозку пассажиров имеет консенсуальный характер, поскольку считается заключенным с момента, когда оформлены обязательства сторон, то есть при покупке билета.
В рамках договора воздушной перевозки груза или почты, перевозчик обязуется доставить предоставленный ему груз или почту в указанный пункт назначения и передать лицу, уполномоченному на получение (грузополучателю). При этом грузоотправитель должен оплатить услуги воздушной перевозки.
Названные договоры имеют определенную частноправовую природу, однако область их применения регулируется нормами публичного права. Частные нормы, например, регулируют процесс осуществления перевозки на основании договора. Договор воздушной перевозки, как правило, предполагает эквивалентный характер и основывается на взаимном согласии сторон о заключении сделки.
Публичные нормы преобладают в сфере заключения договора воздушной перевозки. Это проявляется, в частности, в наличии правил, касающихся порядка заключения, изменения и расторжения договора, а также ответственности пассажира за нарушение авиационных норм и ответственности воздушного перевозчика как владельца источника повышенной опасности.
Библиографический список
- Воздушный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон №60-ФЗ: от 19 марта 1997 г. // Собрание законодательства РФ. 24.03.1997. № 12. Ст. 1383.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. №5. С. 410.
- Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»: приказ Минтранса России №82: от 28 июня 2007 г. // Российская газета. № 225. 10.10.2007.
- Авхадеев В.Р. Договор как общеправовая ценность: монография / В.Р. Авхадеев, В.С. Асташова, Л.В. Андриченко. – М.: Статут, 2021. – 381 с.
- Бажина М.А. Заключение договора перевозки пассажира воздушным транспортом через уполномоченного агента перевозчика / М.А. Бажина // Гражданское право. – 2023. – № 4. – С. 17-19.
- Гришаев С. П. Гражданское право/ С. П. Гришаев– Москва:Норма, 2018 г. –688 с.
- Иванова С. Г. Договор перевозки как разновидность договора возмездного оказания услуг // Российское государствоведение. 2016. № 9. С. 6–10.
- Сарбаев Г. М. Вопросы судебной практики по спорам, связанным с возмещением ущерба, причиненного повреждением и утратой багажа при воздушной перевозке / Г. М. Сарбаев, Е. С. Рогачев, Н. Д. Эриашвили // Образование и право. — 2021. — № 8. — С. 138–141.
- Стёпкин С.П. Проблемы свободы договора при авиаперевозке багажом животных на примере ПАО «Аэрофлот» / С.П. Стёпкин // Вестник Костромского государственного университета. – 2023. – Т. 24. – № 2. – С. 315-318.
- Шапиро И. М. Ограничение свободы договора и прав на заключение публичного договора перевозки пассажиров воздушным транспортом // Общество, право, личность: вопросы взаимодействия в современном мире: сборник статей Международной научно-практической заочной конференции. М., 2017. С. 48–52.