ОТРАЖЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ В ОБРАЗАХ РЫЦАРЕЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖАНРА РЫЦАРСКОГО РОМАНА)

Григорян Милена Артуровна
Южный федеральный университет
г. Таганрог, студент кафедры лингвистического образования

Аннотация
Статья посвящена изучению влияния христианской этики на формирование принципов рыцарства в эпоху Средневековья, в частности, в произведениях «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» и «Песнь о Роланде». Особое внимание уделяется тому, как ключевые христианские добродетели проявляются в поступках и решениях героев рыцарских романов. Анализ конкретных примеров позволяет проследить тесную связь рыцарских идеалов с христианскими ценностями.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Григорян М.А. Отражение христианских добродетелей в образах рыцарей средневековья (на примере произведений жанра рыцарского романа) // Современные научные исследования и инновации. 2025. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2025/04/103181 (дата обращения: 01.05.2025).

Рыцарство средневековья оставило неповторимое наследие в виде уникальной культуры, присущей только этой эпохе. У современного человека есть чётко-сформированное представление о том, какими качествами должен обладать рыцарь: доблесть, честь и отвага. Несмотря на то, что рыцарство как военный класс уже исчезло, его этические принципы по-прежнему актуальны. Благодаря исследованию рыцарских образов и их роли в исторических и художественных произведениях средневековья, стало явным, что многие нравственные ценности рыцарского сословия, особенно актуальны в современном мире, где искажены многие нормы морали.

В наши дни среди молодежи наблюдается рост интереса к рыцарской тематике, что является хорошей возможностью для развития у современного поколения таких ценностей рыцарства, как стремление к справедливости, защита слабых, понятия мужества и чести, основанных на христианских добродетелях.

Следуя нормам нравственного кодекса, рыцарю обычно присущи две роли. Одна из них – роль ревностного христианина, олицетворяющего милосердие и христианскую любовь, другая – роль воина Христова, готового встать на защиту своей веры.

Христианство оказало глубокое влияние на формирование рыцарских идеалов. Церковь пропагандировала добродетели как основу для праведной жизни, что нашло отражение в литературе. Под влиянием церкви рыцарский кодекс стал причиной более человечного отношения к противникам во время военных действий, более того, чересчур жестокое отношение к соперникам считалось для рыцаря унизительным.

Рыцарские романы Средневековья представляют собой уникальный жанр литературы, который не только развлекал читателей, но и отражал важнейшие моральные и этические ценности своего времени. Среди этих ценностей особенно выделяются христианские добродетели. В данной работе мы рассмотрим, как эти добродетели отражены в образах рыцарей в средневековых поэмах и романах.

Олесницкий М.А. писал о добродетели следующее: «В нравственном богословии под добродетелью понимаются проявления человеческой воли, согласные с нравственным законом или божественною волею и проистекающие из любви к Богу и ближним. Слово ‘добродетель’ соотносится со словом ‘нравственность’, а слово ‘грех’ – со словом ‘безнравственность’» [1, с. 83].

Когда речь идёт о добродетели, то, в первую очередь, мы говорим именно о качествах характера, а не об отдельном поступке. Добрые поступки, совершённые не из добрых побуждений, не способствуют тому качеству характера, имя которому добродетель.

Абдрахманова Ф.В. отмечает, что с философской точки зрения, добродетель — фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твёрдо следовать добру; совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных, качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве [2, с. 2].

Всего принято выделять 7 основных христианских добродетелей, 4 из них называются главными (кардинальными), три – богословскими. Разница их в том, что главные признают все цивилизованные люди, а богословских придерживаются, в основе своей, только христиане.

Итак, в предлагаемой работе мы проанализируем основные четыре добродетели, среди которых выделяют: мужество, воздержание, мудрость и верность. Рассмотрим подробнее каждую из них с точки зрения их влияния на образ рыцарей в произведениях средневековой литературы.

Добродетель мужества, согласно Рамону Льюлю [3, c. 121] способна защитить сердце рыцаря от семи смертных грехов: чревоугодие, сладострастие, гордыня, уныние, скупость, зависть, гнев. В моменты искушений именно мужество заставляет нас вспомнить о Божьей благости и не предаться греху.

Понятие мужества в христианстве имеет свою особенность. Как и в общепринятом понимании, христианская добродетель мужества – готовность встретить любые испытания, опасности, беды, но отличает её упование на помощь Господа, эта непоколебимая вера и есть движущая сила проявления мужества.

Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Мужество не испытывает недостатка в храбрости, поскольку только оно защищает честь добродетелей и стоит на страже их предписаний. Оно есть то, что непреклонно воюет со всеми пороками, не боится тяжких трудов, не дрогнет перед лицом опасности, заставит забыть об удовольствиях, устоит перед похотью, избежит жадности как ослабляющей добродетель порчи» [4, с. 7]

Основа мужества – бесстрашие, исходящее из упования на Господа. И целью этой добродетели есть, в первую очередь, жертва ради ближнего. Именно такое проявление мужества описано в поэме «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь». Сам Гавейн был готов пойти на жертву, чтобы обезопасить своего дядю от участи, которая могла его постичь, говоря:

«И самая малая будет потеря

Для Круглого стола и вашего королевства —

Моя жизнь: меня многие уважают,

Лишь поскольку племянником вам прихожусь я.

Ну какие во мне другие достоинства?

Раз уж такая дурацкая история

Вышла — не вам в нее, видно, ввязываться,

И поскольку я первый о том прошу,

Разрешите подменить вас в нелепейшем приключении» [5, c.16].

Гавейн отважно решается на подвиг, который влечёт за собой ещё большие трудности. Не раздумывая ни минуты, он обезглавливает Зелёного Рыцаря, что свидетельствует о его мужестве и отваге.

С верой Сэр Гавейн отправляется в путь, будучи готов к испытаниям, ожидавшим его в дороге. Добродетель мужества в этих строчках отражена наилучшим образом: рыцарь готов отправиться в путь, зная, что живым он может уже не вернуться, но даже это его не остановило. С упованием на Божью милость он готов перенести эти испытания.

Перейдём к следующей добродетели – добродетели воздержания. Она подразумевает под собой не полный отказ от удовольствий, но способность чувствовать меру, знать золотую середину. Воздержание рассматривается как одна из важных добродетелей рыцарского кодекса. Рыцарь должен быть умеренным во всем, контролировать свои желания и эмоции, чтобы быть готовым к выполнению своего долга.

Согласно святителю Василию Великому, общая мера воздержания – это «совершенное отчуждение от всего, что ведет к пагубному удовольствию»[6, с. 183]. При этом во всем должна быть умеренность и постепенность, которые определяются исходя из индивидуальных особенностей человека и обстоятельств.

В поэме «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» проявление добродетели воздержания Гавейна не сводится к одному конкретному моменту, а растянуто на весь эпизод его пребывания в замке. Будучи искушаем чрезмерной любовью Леди Бертилак, рыцарь решает откупиться поцелуями, дабы, с одной стороны, не нарушить правила куртуазного поведения, а с другой, не впасть в ещё больший грех.

«Не хотел показаться неучтивым и грубым,

Но более того опасался, как бы

Грех не свершить, гостя долг не нарушить,

Не поступить предательски по отношенью

К радушному хозяину, — “Охрани меня, Боже!” —

Он отделывался шутками от нежностей хозяйки» [5, с. 71].

Исходя из этих строк, можно прийти к следующему выводу: в моменты искушения, Сэр Гавейн обращается к Богу, в надежде, что Он поможет не впасть в руки сатаны и обойти грех. Именно молитва даёт ему силы воздержаться и найти ту самую золотую середину.

Мудрость – качество, которое в современном мире едва ли считают добродетелью. Святой Василий Великий говорил о добродетели мудрости следующее: «Истинная мудрость есть распознание того, что должно делать и чего не должно» [7, с. 242].

Человек, обладающий мудростью всегда думает о том, что делает и что может из этого выйти. Именно она помогает понять, что будет завтра, исходя из того, что мы видим уже сегодня. Так как рыцарь изо дня в день подвергается опасностям, совершая подвиги, умение просчитывать все последствия наперёд и подходить ко всему с благоразумием, является необходимым. Мудрость учит отличать добро от зла и сторониться последнего. Для рыцаря умение мыслить и рассуждать куда важнее, чем хорошее военнаое снаряжение или боевая подготовка, ибо без здравомыслия все остальные навыки не несут в себе пользы.

Примером проявления мудрости и благоразумия может служить поведение Оливье в поэме «Песнь о Роланде». В отличие от вспыльчивого и чрезмерно горделивого Роланда, Оливье представляется более размеренным, ответственным, думающим о последствиях, героем. Он является контрастом к безрассудному Роланду, обладая способностью трезво оценивать ситуацию и предвидеть последствия.

«Разумен Оливье, Роланд отважен,

И доблестью один другому равен».

Например, когда Оливье призывает Роланда вызвать помощь во время нападения сарацин, он осознает опасность их положения, в то время как Роланд отвергает его совет из-за гордости.

«Быть смелым мало — быть разумным должно,

И лучше меру знать — чем сумасбродить.

Французов погубила ваша гордость.

Мы королю уж не послужим больше» [8,  с. 81].

Главными отличительными чертами Оливье были рассудительность и мудрость. Он взвешенно смотрел на вещи и старался принимать самые рациональные решения.

Говоря о такой добродетели, как преданность, в отношении рыцарской нравственности, важно упомянуть, что её можно рассматривать с двух сторон: верность Господу Богу и Его заповедям и преданность королю. Помимо этого, верность требует от рыцаря соблюдения данных обещаний и клятв, что подразумевает высокую ответственность перед Богом и обществом. Верность играла ключевую роль в поведении рыцаря на поле боя. Она обязывала рыцаря защищать своего сеньора, даже ценой собственной жизни, что подчеркивало его долг и лояльность

В поэме «Песнь о Роланде» Роланд воплощает идеал вассальной верности, готовый сражаться до последнего вздоха за своего короля Карла и христианскую веру. Его самопожертвование и отказ звать короля на помощь, подвергая его опасности, демонстрируют преданность долгу. Его действия подчеркивают готовность пожертвовать собой ради долга и верности, что делает его символом рыцарской доблести. В момент смерти он поднимает перчатку к небу, подтверждая свою верность не только королю, но и Богу.

В момент, когда Оливье предупреждал Роланда о наступлении сарацинов и предлагал обратиться за помощью к королю, его ответ был следующим:

Роланд в ответ: «Тем злей мы будем биться.

Не дай господь и ангелы святые,

Чтоб обесчестил я наш край родимый.

Позор и срам мне страшны – не кончина.

Отвагою – вот чем мы Карлу милы» [8, c. 59].

Этот пример ещё раз убеждает в том, что верность и преданность королю, честь и отвага были для Роланда движущими мотивами в бою.

Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что упомянутые ранее добродетели не только определяют личность рыцаря, но и служат основой для его действий и решений. Произведения жанра рыцарской литературы не просто развлекают читателя, они служат важным источником моральных уроков и для общества нашего времени в целом. Они продолжают оставаться актуальными и сегодня, вдохновляя нас на размышления о значении добродетелей в нашей жизни и на свершения во имя ее.


Библиографический список
  1. Олесницкий М. Нравственное богословие. – СПб., 1907.
  2. Абдрахманова Ф. В. Нравственная категория добродетель: религиозно-философский аспект // Социально-гуманитарные знания. 2017.
  3. Назарова Юлия Владимировна, Величко Илья Владимирович Добродетели рыцарского этоса: этический анализ // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2018
  4. Сумма теологии. Часть II-II. Вопросы 123-189. / Фома Аквинский. – К.: Ника-Центр, 2014. – 736 с. С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания
  5. Перевод В. Бетаки по изд.: Sir Gawain and the Green Knight / Ed. by W.R.J. Barron. Manchester, 1994.
  6. Творения: в 2 т. / свт. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской. – М.: Сибирская благозвонница, 2008-2009. – (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе). / Т. 2: Аскетические творения; Письма. – 2009. – 1230 с. / Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах.
  7. Святитель Василий Великий : сборник статей / [рук. проекта, авт. предисл.: А.И. Сидоров]. – Москва : Сибирская благозвонница, 2011. – 477, [2] с. (Святые отцы церкви и церковные писатели в трудах православных ученых).
  8. Песнь о Роланде. Перевод со старофранцузского Ю. Корнеева. Примечания А. Смирнова // Художественная литература. 1976 г.
  9. Мансков Олег Владимирович Рыцарские идеалы и добродетели // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2012
  10. Орлова Екатерина Игоревна Рыцарство как культурная универсалия традиционных обществ // Известия ВГПУ. 2008.


Все статьи автора «Григорян Милена Артуровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: