Введение. Актуальность этой статьи связана с необходимостью повышения эффективности управления социальным развитием студентов -инвалидов и лиц с ОВЗ (далее просто -инвалидов) в инклюзивном образовании в условиях становления нового 20-го технологического уклада.
Гипотезой работы является предположение, что развитие и совершенствование системы управления социальным развитием инвалидов в период их обучения в инклюзивном университета будет способствовать более полной социальной адаптации таких студентов.
Проблемой статьи можно считать повышение уровня социальной адаптации студентов и выпускников инклюзивного университета за счет создания и практического использования методологии проектирования системы управлении социальным развитием этой категории студентов.
Целью работы является повышение эффективности системы управления социальным развитием инвалидов в период их обучения в инклюзивном вузе в период становления нового технологического уклада.
Для решения этой задачи в работе решаются следующие задачи:
-описания изменения концептуальных подходов в области управления персоналом (контингентом обучающихся);
-формирования концепции управления социальным развитием персонала обучающихся в инклюзивном университете;
-обсуждение структуры и инструментов механизма реализации управления социальным развитием студентов-инвалидов в инклюзивном университете.
Предмет работы – методика проектирования системы управление социальным развитием студентов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ в инклюзивном университете.
Объектом статьи выступает система управления социальным развитием инвалидов и лиц с ОВЗ.
Методологию и принципы исследований такой направленности отражают научные публикации (как коллективный разум) специалистов и практиков, работающих в этой области. Анализ публикаций по теме настоящей работы показывает следующее.
Работу, связанную с помощью инвалидам в России, возглавляет Совет по делам инвалидов при Совете Федерации под председательством заместителя Председателя Совета Федерации России Кареловой Г.Н. В 2021 году Карелова Г.Н отмечала, что занятость среди молодых инвалидов находится в пределах 2-7%, а найти первую работу инвалиду по-прежнему сложно [1, с. 5-9]. Минобрнауки России прилагает усилия для активного развития инклюзивного образования. Вместе с тем, отмечается, что уровень инвалидов, обучающихся в рамках целевой подготовки пока остается невысоким (около 1%), приблизительно столько же инвалидов создают свой бизнес по окончании вуза [2, с. 16-25].
В интересах повышения эффективности обучения инвалидов создают в вузах сеть ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) по обучению инвалидов. К основным направлениям работы РУМЦ относят: Сопровождение личностно-профессионального развития обучающихся; проведение конкурсов профессионального мастерства и другое [3, с. 50-54].
Благотворительный фонд Сбербанка “Вклад в будущее” оказывает содействие развитию условий для эффективной социальной адаптации, трудоустройства и закрепления на рабочем месте выпускников детских домов и молодых людей с инвалидностью (далее – молодые люди с низкими стартовыми возможностями). При этом осуществляется интеграция курируемого трудоустройства инвалидов на открытом рынке труда с одновременной социальной и образовательной их поддержкой [4, с. 55-62].
Ученные отмечают, что социальная политика в отношении инвалидов, уровень развития инклюзии являются важными показателями состояния государства и общества [5, с. 1944-1971].
Эксперты в области социальной работы отмечают необходимость инновационных подходов в этой области [6, с. 11-31]. При этом особое внимание уделяется методам социальной диагностики и обеспечению эффективности социального менеджмента жизненного цикла инвалидов, в том числе, особенно молодых инвалидов [7, с. 17-21]. Государственными и общественными организациями уделяется определенное внимание вопросам осуществления стратегического менеджмента системы социальной помощи [8, с. 159-166]. В 2020-х годах формируется экосистема обучения сотрудников социальной сферы, работающих с инвалидов [9, с. 146-165]. В рамках концепции взаимодействия инвалидов и общества создается система менеджмента инклюзивного развития мегаполисов [10, с.104-110]. Эксперты отмечают, что появление и развитие дистанционных форм занятости может иметь большое значение для облегчения трудоустройства инвалидов [11, с. 122-129]. Анализ показывает, что на взаимоотношения инвалидов и общества может влиять четвертая промышленная революция, в результате которой происходят кардинальные изменения во всех сферах [12, с. 9]. Существенное влияние на взаимоотношения инвалидов и общества может оказать формирование нового 20-го технологического уклада. Этот техуклад связан с развитием нанотехнологий, нейротехнологий, информационных технологий, биотехнологий и др. [13, с. 97-99], которые могут создавать новые высокотехнологичные рабочие места. Процесс развития новых социальных и производственных институтов, отвечающих требованиям нового техуклада, тоже может влиять на трудоустройство инвалидов и их взаимоотношения с обществом и государством [14, с. 5-21]. При исследовании взаимодействия инвалидов и работодателей рекомендуется учитывать, что в начале 21 века развиваются системы социального управления экономическими субъектами [15, с. 21], системы управления социальным развитием работников фирм [16, с. 2; 17, с. 2]. Одновременно с этим растет и роль систем мотивации сотрудников [18, с. 2]. Анализ показывает, что методологию и опыт управления, социального развития человеческих ресурсов организации можно применить в области менеджмента соцразвития инвалидов (и лиц с ОВЗ) [19, с. 202-204]. В процессе создания перспективной системы управления социальным развитием персонала и обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ (далее просто инвалидов) рекомендуется опираться на фундаментальные результаты теории личности [20, с. 2, 514-520]. Предварительный экспресс-анализ показывает, что аутотренинг может быть способом самоменеджмента человека, а следовательно, и социального развития инвалидов [21, с. 118-122]. При управлении соцразвитием инвалидов может оказаться востребованной концепция рекреационного и адаптивного спорта [22, с. 96-101]. Эксперты отмечают, что практика образовательной деятельности подтверждает, что наставничество может быть способом профессиональной ориентации инвалидов [23, с. 62-73]. Социальной адаптации и социальному развитию инвалидов может способствовать появление в начале 21 века в процессе становления нового технологического уклада новых форм занятости [24, с. 180-186]. При трудоустройстве инвалидов рекомендуется учитывать, что в период формирования нового техуклада ежегодно возникает около 500 новых профессий [16, с.9], которые в приоритетном порядке могут быть освоены инвалидами. Дополнительно рекомендуется учитывать, что в период 20-го техуклада (ТУ) концепция управления соцразвитием персонала приходит на смену концепций: кадровой работы (17-й ТУ); управления персоналом (18-й ТУ); управления человеческими ресурсами (19-й ТУ) [16, с.9]. При этом все вместе эти способы и инструменты менеджмента социального развития инвалидов в рамках инклюзивного образования могут отличать свои специфические особенности. Это может указывать на актуальность развития нового направления в управлении социальным развитием людей, а именно направления, связанного с разработкой методики проектирования системы управления социальным развитием инвалидов в инклюзивном образовании. Это направление может рассматриваться как относительно самостоятельное научное и практическое направление в социологии и теории управления. По этим причинам тема данной работы может считаться вполне актуальной в 2025 году и далее в период становления нового техуклада.
Метод. Под системой управления социальным развитием инвалидов может пониматься совокупность организаций, занимающихся решение проблем соцразвития инвалидов. Это административный подход к такой системе. При институциональном подходе можно говорить, что система управления соцразвитием инвалидов-это комплекс институтов (систем отношений) обеспечивающих такое социальное развитие инвалидов.
Анализ методов работы с персоналом организаций свидетельствует, что предыдущие четыре ТУ (с 17 по 20) отличались кардинальной сменой концепции управления сотрудниками организаций. Это может говорить о высокой степени влияния на научно-технический прогресс человеческого фактора. На этом основании можно сделать заключение о том, что в период 20-го (нового) технологического уклада развитие новых видов технологий будет обуславливать не только создание новых профессиональных и социальных институтов, но и развитие концепции управления соцразвитием инвалидов (и лиц с ОВЗ). При этом можно сформулировать такую аксиому: методы управления социальным развитием инвалидов должны соответствовать: состоянию физического и психического благополучия инвалидов; трендам развития рынка труда; принимать во внимание тенденции изменения форм занятости населения; учитывать особенности развития в новом техукладе технологического базиса экономики и общества и другое.
В ходе формирования концепции управления социальным развитием обучающихся в инклюзивном вузе из числа инвалидов и лиц с ОВЗ потребуется обсудить и уточнить некоторые ключевые понятия этой сферы.
Менеджмент (управление) соцразвитием обучающихся из числа инвалидов (УСРИ) можно описать как целенаправленное воздействий на процессы функционирования и социальное развитие инвалидов в рамках инклюзивного их образования в интересах достижения обеспечения высокого качества инклюзивного образования. Такой менеджмент может включать функции планирования, организации, мотивации и контроля процессов в систем управления социальным развитием инвалидов.
При этом высокое качество инклюзивного образования рассматривается как необходимая предпосылка и условие дальнейших социальной адаптации н развития инвалидов как субъектов реальной экономики и общества. Стейкхолдерами УСРИ являются: инвалиды, семьи инвалидов, собственники организаций-работодателей, государство, менеджеры организации; региональные власти, подразделения фирмы, сотрудники фирмы и общество в целом.
Под механизмом управления социальным развитием инвалидов условимся понимать совокупность методов и форм такого управления. Структурными элементами механизма УСРИ можно считать: инклюзивное образование в вузе; систему подбора, отбора, найма персонала организации; дополнительное образование сотрудников-инвалидов; повышение квалификации сотрудников-инвалидов; систему мотивации работодателей; систему мотивации инвалидов; целевое инклюзивное образование инвалидов; построение индивидуальных карьерных траекторий (планов); эргодизайн индивидуальных карьерных траекторий инвалидов; развитие партисипативного (сопричастного) управления образовательным процессом; управление конфликтами в инклюзивном образовательном процессе и при работе в организации и другое.
Важно подчеркнуть, что инклюзивный вуз в рамках концепции управления социальным развитием студентов-инвалидов вырабатывает, создает комплексный образовательный продукт, который включает следующие структурные элементы: знания и умения (компетенции) инвалида; профессиональную организационную культуру инклюзивного типа; методы инклюзивных профессионально-социальных отношений (институциональный аспект инклюзии); формирует способы инклюзивных деловых и личностных коммуникаций инвалидов и другое.
Концепцией управления социальным развитием инвалидов в рамках инклюзивного образования может быть назван системный взгляд на управление социальным развитием студентов-инвалидов и инклюзивном вузе. Структурными составляющими концепции УСРИ условимся называть системное объединение таких элементов: философии; идеологии; организационной культуры; политики; стратегии и тактики такого управления. Под философией УСРИ будем подразумевать наиболее общий и мудрый взгляд на такое управление соцразвитием инвалидов. Такая философия находит свое практическое выражение в принципах такого инклюзивного управления соцразвитием студентов. В качестве принципов УСРИ будем принимать: подчиненность такого управления одновременно жизненным целям инвалидов и целям вуза, организации-работодателя; системность такого управления; необходимого разнообразия способов и инструментов такого управления; сензитивности (чувствительность к негативным воздействиям); полноты воздействий (по охвату и интенсивности); рациональности такого управления.
Эти принципы одновременно могут быть признаны ценностями организационной культуры УСРИ. Под организационной культурой управления социальным развитием инвалидов в инклюзивном вузе и экономике может пониматься: набор стереотипов и норм поведения студентов-инвалидов, сотрудников вузов, работодателей и способы их реагирование на шанс, возможности, угрозы, разного рода конфликты; артефакты и ценности инклюзивного обучения, деятельности фирмы-работодателя в рамках такого управления соцразвитием инвалидов и др.
Идеология УСРИ может пониматься как: во-первых, главная идея УСРИ (максимальное раскрытие человеческого потенциала инвалидов) в процессе обучения в инклюзивном вузе и работы в реальной экономике нового технологического уклада; во-вторых, способ распределения власти в УСРИ между стейкхолдерами этого процесса и другое.
Политика УСРИ в инклюзивном вузе и реальной экономике может трактоваться как набор мер направленных на достижение целей УСРИ в рамках жизненного цикла инвалида в условиях нового технологического уклада. Политика УСРИ делится на стратегию и тактику такого управления соцразвитием инвалидов в инклюзивном университете.
Стратегия управления соцразвитием инвалидов в инклюзивном университете направлена на обеспечение возможного социального благополучия инвалидов в период обучения и в последующей экономической и социальной жизни.
Тактика управления соцразвитием инвалидов в инклюзивном университете направлена на успешное прохождение инвалидом отдельных этапов и всего курса обучения в инклюзивном вузе.
Миссией управления социальным развитием инвалидов в рамках инклюзивного образования и дальнейшей их практической деятельности в реальной экономике можно считать социальный результат такого управления. Миссией управления социальным развитием инвалидов в рамках инклюзивного образования и дальнейшей их практической деятельности можно считать социальное благополучие инвалидов на основе наиболее полного использования интеллектуального и человеческого потенциала инвалидов, развития их творческих и социальных возможностей в интересах реальной экономики, общества и самих инвалидов.
Видением развития управления социальным развитием инвалидов в рамках инклюзивного образования и дальнейшей их практической деятельности в реальной экономике можно называть сценарий развития управления инклюзивным образованием и карьерой инвалидов в реальной экономике и социуме в интересах достижения состояния возможного социального благополучия инвалида.
Под состоянием социального благополучия инвалида в данной статье может пониматься позитивная оценка инвалидом и обществом социального положения, психо-физического состояния и перспектив экономической и социальной жизни инвалида с учетом реального состояния здоровья и трудового потенциала инвалида. При этом социальное благополучие инвалида должно рассматриваться как высшая социальная ценность, с которой связаны жизненно важные интересы инвалида, экономики и общества в целом.
Стремление инвалидов, государства, общества к достижению социального благополучия инвалидов может быть основой философии и организационной культуры инклюзивного образования и инклюзивных экономики и общества, выступать базой для формирования устойчивой мотивацией активности в этой сфере государства, социальных и экономических субъектов ( в том числе самих инвалидов). Социальное благополучие инвалида может характеризоваться и как суммарная субъективная оценка обществом, инвалидом себя и собственной профессиональной и социальной жизни, находящее выражение в позитивном настроении и эффективном функционировании личности инвалида в рамках системы социальной политики государства и общества. При этом социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, гарантирующих инвалиду максимальное использование его трудового и социального потенциала, обеспечение социальной защищенности, а при необходимости и помощи инвалидам со стороны общества.
Обсуждение. В результате изучения ситуации в области управления помощью инвалидам можно прийти к выводу о том, что для повышения эффективности работы в этой сфере может быть востребован системный подход. Такой системный подход, в частности, может найти свое выражение в создании системы управления социальным развитие инвалидов.
В такой системе могут быть выделены пять иерархических уровней (технологической пирамиды): первый уровень- это концептуальный уровень; второй уровень- это уровень разработки технологий управления соцразвитием инвалидов; третий уровень-уровень создания региональной системы управления соцразвтием инвалидов; четвертый уровень- уровень реализации программ соцразвития инвалидов (в структуре системы); пятый уровень-уровень обучения сотрудников системы управления соцразвитием инвалидов. С организационной точки зрения работа на этих уровнях технологической пирамиды системы управления соцразвитием инвалидов может быть распределена таким образом:
-для решения концептуальных проблем развития этой системы может быть создана аналитическая группа при Совет по делам инвалидов;
-работа на втором уровне (создание технологий управления соцразвитием ) может быть поручена РУМЦ;
-работа на третьем уровне может выполняться региональным управлениями соцзащиты;
-работа на четвертом уровне (конкретные программы) выполняется ответственными исполнителями, в частности, инклюзивным вузом по вопросам обучения инвалидов;
-работа на пятом уровне, в частности в форме дополнительного образования акторов выполняется инклюзивными вузами и РУМЦ и другое.
Анализ особенностей УСРИ показал возможность развития и практического применения концепции управления соцразвитием инвалидов в рамках инклюзивного образования в интересах обеспечения увеличения результативности и эффективности использования трудового и когнитивного потенциала инвалидов в рамках работы инклюзивного вуза, организаций в обществе и реальной экономике.
Инструментами социального развития инвалидов в рамках инклюзивного образования и практической работы инвалидов и условиях формирования нового технологического уклада могут быть:
-расширение целевой подготовки инвалидов в инклюзивном вузе по договорам с ведущими организациями ключевых отраслей (Ростех, Сбербанк, ВТБ, предприятия ВПК, госслужба и другие);
-прогнозирование, мониторинг рынка труда и создание новых специальностей с инклюзивными свойствами;
-создание в инклюзивном вузе, РУМЦ системы управления социальным развитием студентов-инвалидов;
-создание в инклюзивном вузе студенческой экосистемы;
-формирование региональных систем управления социальным развитием инвалидов и другое.
Инструментами раскрытия потенциала личности в инклюзивном образовании могут быть самоактуализация личности, аутотренинг личности, развитие эмоционального интеллекта студентов и другое.
Особенности самоактуализации личности исследовались А.Маслоу и описаны, в частности, в работе [16, с. 514-520]. На основании этой работы можно предположить, что самоактуализированное состояние личности студента, в частности, студента-инвалида в процессе его обучения в инклюзивном вузе характеризуется следующими особенностями: более адекватным восприятием реальной жизни; приятия природы, других и самого себя (что для инвалидов крайне важно); непосредственность, простота в общении (что повышает вероятность продуктивность межличностных деловых коммуникаций); концентрация на решаемой образовательной проблеме; независимость, возможно, необходимость в уединении; повышенный уровень независимости от культуры и окружения (автономность); свежесть восприятия новой информации, освоение новых навыков (что повышает качество образования); вершиннвые (предельные) переживания, которые должны способствовать развитию личности студента-инвалида; учет общественных интересов, что способствует социальной ответственности такой личности; установление личностных отношений повышенной глубины; демократический стиль общения, что облегчает общение и снижает вероятность конфликтов; разграничение целей (в частности при обучении) и средств их достижения; философское мышление и чувство юмора; креативность в обучении и социальной жизни; сопротивление привитию чуждой культуры и ценностей (что важно в современных условиях) и другое.
Развитие эмоционального интеллекта не только позволяет студентам-инвалидам контролировать свои эмоции, но и конструктивно использовать их в процессе обучения в инклюзивном вузе.
Управлению социальным развитием студентов-инвалидов может способствовать создание силами самих таких студентов студенческой экосистемы университета. Под студенческой экосистемой университета понимается набор сервисов, повышающих уровень безопасности и комфорта жизни студентов -инвалидов в период их обучения в инклюзивном вузе. В такую экосистему инклюзивного вуза могут быть включены как физически е сервисы(медпункт, столовая, спортзал и др.), так и электронные сервисы. Могут быть созданы силами самих студентов (например в рамках проектной деятельности студентов) такие электронные сервисы: сервис взаимопомощи студентов в процессе обучения (обмен лекциями, помощь в подготовке заданий и др.); помощь в трудоустройстве студентов -инвалидов с учетом ОВЗ; навигаторы по библиотеке университета, общежитиям, учебным аудиториям; подсистема формирования имиджа студентов и поиск компании по интересам; навигатор по точкам общепита и отдыха; навигатор по клубам рекреационного спорта; навигатор по местам инклюзивного отдыха и релаксации; навигатор по студенческим конференциям и конкурсам; онлайн студенческие научные кружки и другое.
В рамках индивидуального подхода к управлению социальным развитием студентов-инвалидов в инклюзивном вузе инструменты такого управления могут подбираться индивидуально на основе: имеющихся возможностей и ресурсов; специфики психо-физического состояния и личности студента; семейного положения студента; целей и особенностей жизнедеятельности и жизненного цикла студента и других факторов.
Создание эффективной системы управления социальным развитием студентов-инвалидов в инклюзивном вузе может: повысить эффективность использования интеллектуального и социального потенциала инвалидов в интересах устойчивого реальной экономики и общества; повысить устойчивость социально-экономической ситуации в регионах; повысить индекс счастья инвалидов, их семей и общества в целом и другое.
В качестве отдельного вопроса, требующего отдельной проработки может выступать проблема государственно-частного партнерства в рамках системы управления социальным развитием инвалидов.
Заключение. В статье описаны: понятие и содержание структуры системы управления социальным развитием инвалидов (СУСРИ) в рамках инклюзивного образования и инклюзивной экономики. Обосновано, что создание системы управления социальным развитием студентов-инвалидов в инклюзивном вузе будет способствовать социальному благополучию как самих инвалидов, так и экономики и общества в целом. В работе обосновано, что существуют возможности увеличения эффективности СУСРИ путем формирования разработки и практического осуществления концептуального подхода в управлении социальным развитием инвалидов в инклюзивном вузе. В качестве направлений дальнейших исследований по теме настоящей статьи могут быть названы: развитие философии, идеологии, политики и методологии управления социальным развитием сотрудников и студентов-инвалидов в инклюзивном вузе.
Библиографический список
- Карелова Г.Н. Вступительное слово заместителя Председателя Совета Федерации, председателя Совета по делам инвалидов при Совете Федерации // Аналитический вестник № 5 (795), Актуальные вопросы трудоустройства инвалидов после получения ими образования. Материалы заседания Совета по делам инвалидов при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Совет Федерации, 29 ноября 2021 года), МОСКВА, 2022,с. 5-9.
- Афанасьев Д.В. Перспективы развития высшего образования для инвалидов с учетом потребностей рынка труда// Аналитический вестник № 5 (795), Актуальные вопросы трудоустройства инвалидов после получения ими образования. Материалы заседания Совета по делам инвалидов при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Совет Федерации, 29 ноября 2021 года), МОСКВА, 2022,с. 16-25.
- Борозинец Н.М. Роль ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в содействии трудоустройству выпускников вузов// Аналитический вестник № 5 (795), Актуальные вопросы трудоустройства инвалидов после получения ими образования. Материалы заседания Совета по делам инвалидов при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Совет Федерации, 29 ноября 2021 года), МОСКВА, 2022,с. 50-54.
- Ширшова И.В. О технологиях сопровождаемого трудоустройства молодых инвалидов и перспективах их внедрения в России// Аналитический вестник № 5 (795), Актуальные вопросы трудоустройства инвалидов после получения ими образования. Материалы заседания Совета по делам инвалидов при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Совет Федерации, 29 ноября 2021 года), МОСКВА, 2022,с. 55-62.
- Кулагина Е.В. Социальная политика в отношении инвалидов в государствах благосостояния и России: переход к независимой жизни и инклюзии//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. № 10 (355). С. 1944-1971.
- Якимчук С.В. Формирование и развитие инновационной системы управления социальной защитой в интересах роста человеческого капитала: теория, методология, практика//Отечественный журнал социальной работы. 2016. № 4 (67). С. 11-31.
- Скок Н.И., Колтунова А.А. Социодиагностика эффективности социального управления жизнедеятельностью молодых инвалидов//Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2015. № 3. С. 17-21.
- Jazykbayeva B.K., Pritvorova T.P., Akenov S.Sh.Present regulation and strategic management of longterm social care in Kazakhstan//Bulletin of Karaganda University. Economy Series. 2017. Т. 88. № 4. С. 159-166.
- Лебедева С.С., Кудрявцева М.Е., Платонова Ю.Ю. Экосистема профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, работающих с инвалидами: аспект проектного управления в условиях сетевой образовательной среды//Специальное образование. 2023. № 2 (70). С. 146-165.
- Муталимов В.А., Зенати Я. Управление инклюзивным развитием города//В сборнике: Инвалид в обществе XXI века. сборник трудов международной научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 104-110..
- Вашаломидзе Е.В. Передовые практики организации и внедрения дистанционных форм занятости//Социально-трудовые исследования. 2023. № 3 (52). С. 122-129.
- Клаус Шваб, Николас Дэвис. Технологии четвёртой промышленной революции = Shaping The Fourth Industrial Revolution. — Эксмо, 2018. — 320 с. — ISBN 978-5-04-095565-7.
- Глущенко В.В., Двадцать технологических укладов в истории человечества [Текст] //Эффективное обеспечение научно-технического прогресса: анализ задач и поиск решений: Сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции ( Саратов, 14 января 2025г.). – Стерлитамак: АМИ, 2025. – 97-99 С.
- Глущенко В.В. Процесс развития инновационных и социально-производственных институтов шестого технологического уклада//Kazakhstan Science Journal. 2021. Т. 4. № 7 (32). С. 5-21 . https://sciencejournal.press/sj/article/view/263/214
- Оксинойд К.Э. Управление социальным развитием организации. — М., 2007. — С. 21.
- Башмаков В., Тихонова Е. Управление социальным развитием персонала организации.-М.: Академия, 2014,-240 с.
- Егоршин А. П., Гуськова И. В. Управление социальным развитием персонала. М.: Инфра-М, 2024, -336 с.
- Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанов Е.А. Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник/Под ред. А.Я. Кибанова.-М.: ИНФРА-М, 2011.- 524 с.
- Глущенко В.В., Трубачеев Е.В. Управление социальным развитием инвалидов и лиц с ОВЗ//В сборнике: Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2025. С. 202-204
- Хьелл Л., Зиглер Д., Теории личности (Основные положения, исследование и применение), СПб, “Питер Пресс”, 1997 г., с. 514-520.
- Шацкая В.И. Аутотренинг как инструмент самоменеджмента: пути к эффективному управлению собой//Научное мнение. 2024. № 9. С. 118-122.
- Махов А.С. Концепция управления развитием адаптивного спорта в России//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013. № 2 (96). С. 96-101.
- Державина В.В. Наставничество как форма профориентации детей с ОВЗ: образовательная практика//Образование личности. 2020. № 3-4. С. 62-73.
- Кураева Л.Н., Сергеева М.В.К вопросу о новых формах занятости на российском рынке труда с точки зрения инклюзии инвалидов//Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 3. № 11 (140). С. 180-186.