Известно, что 21 декабря 2012 года Государственной думой был принят Федеральный закон «Об образовании в РФ», призванный регулировать общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.
Этот законопроект учитывает положения Болонской декларации, способствующей формированию единого европейского пространства высшего образования.
Одним из основных положений закона являются Федеральные государственные образовательные стандарты, которые базируются на совокупности следующих систем требований к:
- структуре основных образовательных программ и их объему, способствующих определению целей, задач, содержания, планируемых результатов и организации образовательного процесса;
- условиям реализации образовательных программ, характеризующих материально-технические кадровые, финансовые и иные условия осуществления образовательного процесса;
- результатам освоения, охватывающие следующие аспекты:
- личностные, включающие способность и готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформировать их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия, универсальные учебные действия регулятивные, познавательные, коммуникативные, способность к построению индивидуальной образовательной территории, владение навыками проектной деятельности;
- предметные, включающие освоенные обучающимися умения, специфические для данной предметной области, формирование научного типа мышления, владение ключевыми понятиями, методами и приемами.
Следует отметить тот факт, что ФГОС является, по сути, общественным договором, призванным согласовывать запросы, предъявляемые к образованию со стороны обучающихся, общества и государства.
Поэтому стандарт оказывается не только источником материалов, носящих информационный характер о ходе реализации образовательного процесса, но и открытой площадкой для обсуждения широкого спектра вопросов, касающихся проблематики высшего образования.
На основе ФГОС необходимо сформировать перечень компетенций, которыми будут обладать выпускники ВУЗов, что позволит улучшить качество получаемого образования и сориентироваться на рынке труда.
В связи с этим, необходимо реформировать подготовку специалистов в высшей школе, что призвано способствовать интеграции России в общеевропейское пространство высшего образования.