Попытки создания пожарной техники относятся к глубокой древности. Еще до н.э. древнегреческим механиком-изобретателем Ктесибием была сконструирована машина, которая, по описанию римского архитектора Витрувия, была способна «выбрасывать воду вверх». Эта машина имела основные конструктивные элементы т.н. водоливной трубы, т.е. поршневого двухцилиндрового насоса. Однако изобретение Ктесибия было забыто, и только в 16 в. В Аугсбурге золотых дел мастер Антон Платнер построил подобный ручной пожарный насос, с помощью которого можно было подавать воду в виде струй на расстоянии 6-8м.
В 1672 в Амстердаме голландец Ян ван дер Гейде снабдил насос выкидным рукавом, что надолго сделало насос главным орудием тушения пожаров. В России водоливные пожарные трубы начали применять с 17 в. Они представляли собой ручной поршневой насос в виде трубы с наконечником. Длина труб достигала более аршина, изготовляли их из листовой меди или дерева.
В Европе в конце 19 в. для быстрого выезда одного или нескольких пожарных для оказания первой помощи, сбора информации и сообщения в пожарную станцию о размерах пожара, необходимости дополнительной помощи применяли необычный вид пожарной техники – велосипеды. Пожарные велосипеды несколько отличались от обычных. Часто использовались тандемы и велосипеды с бензиновым мотором. Пожарный велосипед был оснащен пожарным оборудованием: катушкой с рукавами, спасательными снарядами и даже штурмовой лестницей. Каждый берлинский брандмейстер должен был уметь ездить на велосипеде, что подтверждалось специальным экзаменом. И сегодня пожарный велосипед можно встретить на улицах Турции.
После изобретения паровой машины в Лондоне в 1829 году была построена первая пожарная установка, насосы которой приводились в движение паром. Она перевозилась в конных повозках. В России паровые пожарные насосы применять с 1862 году.
Автомобили с двигателем внутреннего сгорания вначале использовались в пожарном деле как автолинейки, т.е. для перевозки пожарных. В 1892 в Германии был построен первый автомобиль, оборудованный механическим пожарным насосом.
Автомобили внесли коренные изменения в тактику тушения пожаров – увеличились границы районов, обслуживаемых пожарными частями, сократилось время прибытия пожарных на пожар, появилась возможность механизировать трудоемкие работы при тушении.
Длительное время основным огнетушащим средством была вода, применение которой в некоторых случаях не давало необходимого эффекта. В начале 20 в. преподаватель бакинской гимназии А. Г. Лоран предложил новое средство тушения – огнегасительную химическую пену, генерируемую в огнетушителе. Действие пенного огнетушителя было основано на химической реакции растворов щелочей и кислот. Большое внимание развитию пожарной технике уделялось в СССР с первых месяцев Советской власти. В стране было налажено производство пенообразователей, пенопорошков и пенной аппаратуры.
Развитие пожарной техники в России идет в направлении механизации процессов тушения пожаров, использование высокоэффективных огнетушащих средств, максимального облегчения и обеспечения безопасности труда пожарных, создания и внедрения быстродействующих стационарных автоматизированных систем.